В.ЗУБОВ, В.ИНОЗЕМЦЕВ - Одноразовый праздник: почему государству надо перестать инвестировать

Sep 29, 2015 16:30

Китай, по поводу мостов, туннелей и небоскребов которого слышны были только восторги, видимо, надорвался. Развитые страны уже не стоят в очереди за Олимпиадами и чемпионатами. И только Россия продолжает «инвестировать»
В новом цикле статей на РБК «Белые слоны российской экономики» Валерий Зубов и Владислав Иноземцев рассматривают, в какие объекты инвестировало государство в последние годы и почему эти вложения оказались крайне неэффективны.
И инвестировать, и заработать
Государство играет важную роль даже в самых либеральных экономиках. Но там, где под его непосредственным контролем находится до половины материальных активов (как в случае России), а бюджет почти не контролируется обществом, именно государство своими действиями неизбежно задает национальные стандарты эффективности.
Эта эффективность (а точнее - ее отсутствие) лучше всего фиксируется как раз на примере инвестиций, где затраты на реализацию легко сравниваются с аналогичными программами, осуществляемыми как за рубежом, так и в России, частным бизнесом, а степень востребованности полученных результатов легко просчитываема.
В России государство владеет основной инфраструктурой. У нас отсутствуют частные автомобильные или железные дороги, трубопроводы или причальные стенки. Проекты в данной сфере реализуются через Росавтодор, «Транснефть» и другие агентства и компании - и даже самый поверхностный взгляд показывает, сколько тут «белых слонов». Дорог, увы, в России мало - а те, что строятся, стоят дорого. Почему? Потому что в этой «повседневной» сфере чиновникам и близкому к ним бизнесу выгоднее зарабатывать на постоянном ремонте, чем на качественном строительстве.
В России на ремонт дорог в 2014 году было выделено в 19 раз больше средств, чем на прокладку новых трасс. Именно потому дорогу в Сколково, построенную в 2011 году за $38,5 млн за 1 км, начали перекладывать уже через 14 месяцев. Асфальт на «знаковых» дорогах в Подмосковье перестилают раз в два года. Получается, что на каждый рубль, вложенный в дорожное строительство, экономика должна «зарезервировать» еще несколько рублей, которые будут в ближайшие годы потрачены на ремонт. Притом это государственные, а не частные деньги. Платных трасс в стране почти нет, и даже под давно обещанные трассу Москва - Петербург или ЦКАД «частники» занимают деньги в ВЭБе, стопроцентно государственном банке.
Крупные проекты еще более сомнительны. Какова эффективность моста на о. Русский за 32 млрд руб. (за эти деньги каждый житель острова мог купить 4-хкомнатную квартиру во Владивостоке), если его пропускная способность используется на 3-7%? Обсуждается строительство моста через Лену у Якутска за 54 млрд руб. (в ценах 2013 года). Хотя традиционный завоз по реке куда дешевле железнодорожного. В планах - мост на Сахалин и чуть ли не туннель под Беринговым проливом - к Аляске, где нет железных дорог.
Праздник на один раз
Есть также и «имиджевые» проекты, расходы на которые выходят за рамки разумного и для последующего поддержания которых требуются новые и новые ассигнования - такие «слоны» давно топчутся на наших просторах.
На подготовку к саммиту АТЭС во Владивостоке ушло больше денег, чем на 11 предшествующих саммитов. На Олимпиаду в Сочи - больше, чем на 6 предыдущих зимних Олимпиад. Но оба гиперпроекта оказались «одноразовыми». Кто помнит прорывные соглашения и контракты, заключенные в ходе саммита АТЭС? Но ведь на него в 2011-2012 годах пошло 8,5% всех инвестиций, сделанных из федерального бюджета. В результате заполняемость гостиниц - не более 25%, аэроэкспресс пустует, аэропорт загружен на треть, театры, океанариум и часть прочих объектов по-прежнему требуют денег на достройку.
Сочи-2014 были ознаменованы как прекрасной организацией мероприятия, так и красивой победой российской сборной, но ее мировой эффект был «перечеркнут» Крымом и украинским конфликтом.
Сейчас спортсооружения простаивают: за 12 месяцев после Игр не все они использовались даже по одному разу. Между тем в Сочи в 2013 году было направлено 23% всех федеральных инвестиций. В Казани на подготовку к Универсиаде и перестройку городского центра ушло почти 230 млрд руб. - но большая часть офисных и торговых площадей в центральной части города также пустует. А впереди чемпионат мира по футболу, который пройдет в том числе и в городах, которые никогда в будущем не соберут полные стадионы зрителей. На подготовку к первенству выделено почти $5 млрд. В среднем по $800 млн на каждый стадион, хотя $265-миллионная Amsterdam Arena и $390-миллионная Allianz Arenа в Мюнхене окупаются, принимая по 240-270 мероприятий в год. Но там делают бизнес, а не одноразовый праздник.
Развязать себе руки
Российское государство позволяет приближенным компаниям откровенно издеваться над своими гражданами, бессмысленно тратя их деньги. «Скоростная железная дорога» из Москвы в Казань должна быть построена за 1,068 трлн руб. Сами эти затраты, не считая операционных расходов, окупятся за 85 лет. А с учетом последних событий - никогда. Представляя проект этой трассы на слушаниях в Госдуме, РЖД указала его рентабельность на уровне 2,4%, что совпадало с доходностью размещенных средств ФНБ, из которого запрашивались средства на проект. Может, лучше не трогать спокойно лежащие деньги?
Мы переносим космодром с Байконура на Дальний Восток, тем самым увеличивая себестоимость запусков. При этом стоимость строительства Восточного равна 96-летней аренде Байконура у дружественного Казахстана. О какой эффективности здесь может идти речь? Или мы хотим развязать себе руки в отношениях с Астаной, как развязали их в отношениях с Киевом после прокладки газовых труб в обход Украины?
Главное - избежать ответственности
Ведь если говорить по существу, то в мире уже 60 государств ведут космические программы и предъявляют спрос на запуски. Но в последнее время нас подпирают частные зарубежные компании, умудряющиеся производить вывод грузов на орбиту банально дешевле. И это еще до того, как россиянам придется учитывать в стоимости запуска издержки на новый космодром.
Результатом большинства масштабных государственных планов становятся бессмысленные проекты, либо в значительной мере не используемые (как упомянутые мосты), либо не приносящие никакого улучшения для эксплуатантов (как новый космодром) - но при этом требующие значительных средств на свое поддержание. И средства эти тоже будут государственными.
Неслучайно в России почти не применяются «контракты жизненного цикла», а большинство компаний, участвующих в стройках века (вспомним знаменитый «Мостовик»), успевает вовремя обанкротиться, чтобы не нести никакой ответственности.
Государство в России умеет не столько инвестировать, сколько транжирить деньги. И самый беглый анализ крупных «белых слонов», выпущенных за последние годы на просторы России, показывает, что отношение к государственным инвестициям нужно пересмотреть.
Даже Китай, по поводу дорог, мостов, туннелей и небоскребов которого долгое время слышны были только восторги, похоже, надорвался. Примечательно, что развитые страны уже не стоят в очереди за Олимпиадами и чемпионатами.
«Точечно» Россию не развить. Вместо того, чтобы выращивать очередных диковинных «животных», лучше ослабить давление на бизнес и позволить ему развивать пусть и менее амбициозные, но нужные куда бóльшему числу людей и компаний проекты. Однако вместо этого власти, похоже, лишь создают дополнительные «слоновьи» ясли.
Валерий ЗУБОВ - доктор экономических наук, член Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству (фракция "Справедливая Россия), профессор Высшей школы бизнеса МГУ. В 1993-1998 гг. - губернатор Красноярского края.


Владислав ИНОЗЕМЦЕВ - д. э. н., профессор экономики НИУ-ВШЭ, ранее - зав. кафедрой мировой экономики факультета госуправления МГУ им. Ломоносова. Директор Центра исследований постиндустриального общества (ЦИПО), главный редактор журнала "Свободная мысль", в 2012-2014 гг. председатель высшего совета партии "Гражданская сила". Лауреат премии "Просветитель-2015".


РБК-Daily, 14.09.2015
http://daily.rbc.ru/opinions/economics/14/09/2015/55f590dc9a7947283d84f9c3
Примечание: все выделения в тексте - мои.

СМ. ТАКЖЕ:
В.ЗУБОВ, В.ИНОЗЕМЦЕВ - "Белые слоны" российской экономики: на что государство тратит деньги
http://loxovo.livejournal.com/6867444.html

строительство, Зубов, неэффективность, деньги, экономика, Иноземцев, инвестиции, расходы, дороги, государство, мегапроекты

Previous post Next post
Up