!! Дмитрий БЫКОВ: Ад школы в эпоху двойной морали

Sep 02, 2015 14:45

Дмитрий Быков поздравляет россиян с Днем знаний и объясняет, почему школа - последний остров свободы в нашей стране
Первое сентября, скажу по чести, никогда особенно не нравилось мне - ни в ученические, ни в учительские времена. Пусть подлизы всех мастей рассказывают, как они скучали по школе, - мы-то знаем, что каникулы лучше, что просыпаться утром и по холоду бежать в класс, даже самый дружелюбный, никому не в радость.
А если учесть, что в эпоху двойной морали ни в одном классе нельзя избежать травли и стукачества, пусть в гомеопатических количествах, школа вообще начинает казаться адом. Но странное дело - в последнее время я все радостнее встречаю именно День знаний, подаренный нам, если помните, К. У. Черненко в эпоху предыдущего маразма.
В чем дело? В том, что школа - со всеми ее трудностями, издевательствами, бессмысленными заданиями и т.д. - остается островком нормы. Да, у нас мало новых методик; да, преподаем мы по старинке, как в доинтернетовскую эпоху, и ни новых концепций, ни оригинальных способов их внедрения мы за последнее время не породили. Но все-таки в школе не жгут продукты, не занимаются тотальным оболваниванием (хотя, что говорить, есть поползновения и в этой области); церковь не считается там полноправной хозяйкой и не занимается публичным отрицанием законов природы; культ личности директора существует не везде; в школе еще не учат, что Россия - оплот истинных ценностей, а кругом враждебный мир.


В школе осталось нечто от идеалов просвещения. Там сохраняется даже нечто вроде плюрализма мнений, поскольку классу предлагают поспорить о городничем или Пьере Безухове, дать собственную оценку Ленину или Сталину. Главное же - в школе есть еще живые детские глаза, есть реальный интерес к тому, как все устроено, есть прекрасное, умное молодое поколение, которому не успели еще загадить мозги.
В сегодняшней России школа остается островком нормы. И когда мы возвращаемся туда, мы с радостью убеждаемся, что дважды два еще четыре, а не столько, сколько насчитают Чуров или ВЦИОМ. Что результатом взаимодействия кислоты с основанием являются соль и вода, а народное самоуправление называется демократией, а не хунтой; хунтой называется совсем другая вещь. В школе объясняют, что такое фашизм, возвращают трезвый взгляд на инквизицию и доносы, напоминают, чем кончаются диктатуры и засилье невежд. Школа - это душевное здоровье. И потому первое сентября - последний действительно общенародный праздник. Объединяющий нас даже сильнее, чем Новый год, потому что школьник переходит в следующий класс, а у нас один и тот же год может длиться десятилетиями.
С праздником, дорогие ребята и уважаемые взрослые. С последним праздником, единым для всей страны.
Дмитрий БЫКОВ - писатель, публицист, журналист.
Кончил школу с золотой медалью в 1984 г. и факультет журналистики МГУ с красным дипломом в 1991 г. С 1987 по 1989 г. служил в армии.
Преподает в школе "Золотое сечение", в МГИМО, читает лекции в американских университетах.
С 1985 г. работает в "Собеседнике", с 1993 г. печатается в "Огоньке" (обозреватель - с 1997 г.). Сотрудничал или печатался почти во всех московских еженедельниках и нескольких ежедневных газетах, регулярно - в "Огоньке", "Вечернем клубе", "Столице", "Общей газете" и "Новой газете".
Член Союза писателей с 1991 г. Выпустил пять романов и шесть стихотворных сборников, а также три книжки статей и сказок. В 2006 г. за книгу "Борис Пастернак" получил премию "Национальный бестселлер". С 2010 г. читает лекции авторского цикла "Календарь о Бернарде Шоу, Борисе Пастернаке и о Михаиле Евграфовиче Салтыкове-Щедрине". Награжден премией "Золотое перо России-2010″, которую присуждает Союз журналистов России.
О своих интересах Дмитрий Быков рассказывает так: "Литератор, перечисляющий любимых писателей, выглядит очень по̀шло. Перечисление любимых блюд - и то пристойнее. Я люблю пельмени, макароны с сыром, окрошку, sea-food и грибы в любом виде, хорошую докторскую колбасу, сосиски в томатном соусе, чили, лобио и все, что готовят жена и мать. Я активно не люблю Борхеса, Кортасара, Сэлинджера, Гессе, Пинчона, Мураками, обоих Бартов, Роб-Грийе, Берроуза, Керуака и Лири. Я люблю американцев-южан от Фолкнера до Капоте. Мне не нравится весь Фаулз, кроме "Коллекционера", но нравятся Пелевин, Успенский и Лазарчук. Я никому не желаю ничего плохого, но считаю, что Бориса Кузьминского, Дмитрия Кузьмина и Вячеслава Курицына не существует в природе. Лучшими книгами, когда-либо написанными, я считаю "Уленшпигеля" де Костера, "Исповедь" блаженного Августина, "Потерянный дом" Александра Житинского, "Анну Каренину" Льва Толстого и "Повесть о Сонечке" Марины Цветаевой".
Жена - Ирина Лукьянова, педагог, прозаик и переводчик. У Быкова двое детей и много домашних животных.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Быков,_Дмитрий_Львович


"Собеседник" №33, 02.09.2015
http://sobesednik.ru/dmitriy-bykov/20150902-dmitriy-bykov-ad-shkoly-v-epohu-dvoynoy-morali
Примечание: выделение болдом и красным болдом - моё.
 

Быков, учитель, школа

Previous post Next post
Up