Ни возраст, ни менеджерские провалы не могли стать причиной отставки главы РЖД
Много лет назад, когда Анатолий Чубайс только начал отчаянно реформировать РАО «ЕЭС», в беседе с одним инсайдером я предположил, что Чубайсу стоило бы возглавить РЖД, чтобы провести немыслимую реформу в еще одной естественной, ну, или противоестественной монополии. «Да ну, - не согласился инсайдер. - Вагон туда, вагон сюда…» А когда в РЖД пришел и немного поработал Владимир Якунин, другой инсайдер, на этот раз из самого РАО, сказал: «А что, по деловым вопросам мы с ним отлично контактируем».
Возможно, в контексте сложившегося имиджа Якунина такая мысль покажется странной, но он явно был неплохим главой гигантской империи. Отрасли, где очень высока степень цеховой солидарности, сильны традиции и чрезвычайно высока - жестче, чем в армии, - дисциплина. Но неплохим - в первые годы. А потом имидж стал перекрывать в нем менеджера. И перекрыл. По очень простой причине. По той же, почему и первое лицо может превратиться в карикатуру на самого себя. По причине отсутствия ротации.
Он занимал свой пост слишком долго.
И что - теперь кто-нибудь вспомнит успехи члена ближнего круга президента России Якунина В. И. на железнодорожном поприще?
Зажмурим глаза, дадим себе задание за три секунды произвольно произнести несколько слов, которые с ним ассоциируются: «Андрей Первозванный, шубохранилища, кооператив «Озеро». Ну и еще одно слово, которое однажды употребил один коллега из ультраконсервативного лагеря, разумеется, не соглашаясь с оценкой, как бы пародируя словарь либерального бивуака: «Мракобес».
Было или нет шубохранилище в деревне Акулинино - вопрос дискуссионный, сам Якунин опровергает его наличие. Но точно было кричащее богатство. И пока свет не застили часы Дмитрия Пескова, одним из живых символов демонстративного потребления (хотя оно, скорее, было недемонстративным) оставался глава РЖД. Верные ученики «Озерной школы» были неплохо устроены - и поэтому словосочетание «кооператив «Озеро» стало понятием, наилучшим образом описывающим суть «капитализма друзей», когда лояльность важнее всего, а деньги и власть идут в неразрывной связке и благополучие их обладателя зависит от друга-автократа. Под «знаменем» Андрея Первозванного проводились на греческих островах православные посиделки «патриотически» настроенных политологов и иных представителей «духовно близких народов». Некоторый комизм этих мероприятий сошел на нет, когда проповедуемая там эклектика вдруг стала государственной идеологией. Нынешняя патриотическая пропаганда в большом долгу перед Якуниным. Но к этой теме мы еще вернемся.
Поведение и мировоззрение выходцев из спецслужб, оказавшихся на самом верху, невозможно объяснить рационально - здесь работают эмоции и психологические факторы.
Рассказывают, как однажды на встрече с главными редакторами, выйдя из-за хлебосольного стола информационного агентства, Владимир Иванович резко остановился перед одним из редакторов, разозлившим его чересчур острыми вопросами, и с некоторым сожалением, как будто расставаясь с ценным кадром, дидактически воскликнул: «Ты ж русский человек!» Тут самое время вспомнить о знаменательной фразе Александра Руцкого, произнесенной в пиковые моменты октября 1993 года и адресованной Валерию Зорькину: «Ты ж православный!» Ну или довлатовское: «Все говорили: еврей-еврей, а оказался пьющим человеком». То есть нормальным может быть только русский человек. Нерусский и пить не может толком. Кроме того, русскому человеку, например, не свойственно задавать острые вопросы, придерживаться демократических и либеральных взглядов. Как говорилось в одном анекдоте - понять это невозможно, можно только запомнить.
Совсем недавно вслед за клишированными конспирологическими заметками Николая Патрушева и Сергея Нарышкина, сочиненными в жанре мрачноватых реплик о США, которыми обмениваются кряхтящие пенсионеры у подъездов, со своей статьей выступил Владимир Якунин. Она была опубликована в никому не известном издании и в своем антиамериканизме оказалась уныло предсказуема, как те самые подъездные реплики. Кто-то бьет врага Иваном Ильиным, кто-то, как Якунин, - Ноамом Хомским. Помнится, авторам таких рукописей в теоретических и общественно-политических журналах во времена советской власти отвечали короткими письмами: «Ваша статья не может быть опубликована ввиду переполненности редакционного портфеля». Если, конечно, авторы не были министрами или секретарями ЦК.
А в данном случае автор - член политбюро. Путинского политбюро.
И тут настал момент поговорить о том, почему одну из самых заслуженных фигур отправляют в отставку. Возраст отметаем сразу - это аргумент, но очень слабый. Согласно такой мотивации Владимиру Путину не стоит через три года баллотироваться в президенты. Чрезмерные доходы стали достоянием гласности? Можно подумать, Игорь Сечин или вообще любой глава госкорпорации беднее Якунина. Неудачный менеджмент? Для кого неудачный, для кого удачный. Дело вкуса. Например, менеджмент «Роснефти» - удачный? Решает здесь первое лицо. Вероятно, ему что-то не нравилось в работе монополии. Рост тарифов, постоянные самооправдания, болезненная отмена электричек в ряде регионов (виноват вроде как Аркадий Дворкович, но он - резерв Дмитрия Медведева, а осадок в отношении главы железных дорог, одного из подставивших верховное лицо, наверное, остался)? Не исключено. Претензии явно накапливались, иначе бы Якунин летом 2014 года не ждал два месяца переназначения - президент любит театральные паузы, но неужели до такой степени не жалеет членов своего ближнего круга? Создавалось впечатление, что глава РЖД в последнее время входил в путинское политбюро лишь формально, был кандидатом на выход.
Не сработали даже его конспирологическое антизападничество, которое поощряется, например, в Патрушеве, и православно-чекистский патриотизм-национализм, одним из законодателем мод в котором всегда являлся Владимир Якунин. Он автор диссертации о «геостратегии» на примере железнодорожной отрасли (такая тема, правда, больше подошла бы Лазарю Кагановичу).
Вероятно, проблема в том, что его версия «патриотизма» - старомодная, для авторов многотомных трудов, из которых прочитывается лишь половина первого абзаца и статей, потом расходящихся на цитаты - предметы насмешек. Здесь нет пассионарности Энтео и брутальности Залдостанова, ясности телевизионной картинки и захлебывающейся агрессии участников ток-шоу. Не имея прикладного значения, такой «патриотизм» отправляется в отставку.
Владимир Якунин просто перестал быть нужным первому лицу. Решение зрело давно, а созрело только сейчас. Вот и все…
Андрей КОЛЕСНИКОВ - журналист, политолог, PR-консультант. По образованию юрист.
С 2015 - руководитель программы "Российская внутренняя политика и политические институты" Московского центра Карнеги. До этого - обозреватель и шеф-редактор "Новой газеты". Работал в журналах "Огонек" и "Новое время", газете "Известия". Колумнист газеты "Ведомости", журнала The New Times. Автор несколькихх книг, в том числе биографии Анатолия Чубайса. Лауреат премии журнала "Огонек" (1993) и премии Адама Смита (2000).
Член правления Фонда Егора Гайдара, член Комитета гражданских инициатив (Комитет Алексея Кудрина).
https://ru.wikipedia.org/wiki/Колесников,_Андрей_Владимировичhttp://viperson.ru/wind.php?ID=13477http://www.gazeta.ru/comments/column/kolesnikov/http://carnegie.ru/experts/?fa=1020 Forbes.ru, 18.08.2015
http://www.forbes.ru/mneniya-column/vertikal/297199-vypusknik-ozernoi-shkoly-chem-zapomnilsya-vladimir-yakuninПримечание: выделение болдом - моё.
РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
Константин ГААЗЕ - Процесс пошел: куда заведет Россию очередная перестройка
http://loxovo.livejournal.com/6844393.htmlКирилл МАРТЫНОВ: Якунин и Песков отдыхают
http://loxovo.livejournal.com/6826916.htmlВладимир МИЛОВ: Трейнспоттеры. Чего добился Владимир Якунин во главе РЖД
http://loxovo.livejournal.com/6822781.html СМ. ТАКЖЕ:
Сергей ШЕЛИН: Железнодорожная монополия - один из столпов путиномики
http://loxovo.livejournal.com/6367370.htmlАнтон ОРЕХЪ: Вагончик тронется!
http://loxovo.livejournal.com/6312574.htmlЗачем пьяному электричка. Андрей КОЛЕСНИКОВ об архаичных социальных контрактах
http://loxovo.livejournal.com/6309249.htmlКонстантин ГААЗЕ - Реформы по кругу: президент вернул электрички, которые сам отменил
http://loxovo.livejournal.com/6308450.html