В стране идёт кампания по закрытию школ, в т. ч. в Москве - из-за очередей в детские сады (4 статьи)

Sep 07, 2010 13:15

Осторожно, школы закрываются
Тысячи детей в нынешней России могут остаться неграмотными
- С протоколом ознакомился? Подписывай! - лейтенант в одном из столичных ОВД наседал на мальчишку-цыгана, на вид лет 13. - Что, может быть, несогласен с протоколом? Не хочешь расписываться? Ручку держи!
- Не умею писать, читать тоже.
Автор статьи, наблюдавший эту сцену, видел, каким озадаченным стало лицо милиционера: в центре Москвы пока еще не так часто попадаются неграмотные люди старше 10 лет. Однако, судя по имеющимся тенденциям в области среднего образования, скоро стражам порядка придется привыкать к «клиентам», не умеющим ни толком прочитать протокол, ни написать объяснительную. К «НОВЫМ РУССКИМ НЕГРАМОТНЫМ» - ПОРОДЕ ЛЮДЕЙ, КОТОРУЮ, ПОХОЖЕ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО ВЫВОДЯТ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ В МАЛОПОНЯТНЫХ ЦЕЛЯХ.
ДАЖЕ ПОВЕРХНОСТНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ ПОЗВОЛЯЕТ ПРЕДПОЛАГАТЬ, ЧТО РОССИЯ НАХОДИТСЯ НА ПОРОГЕ НАСТОЯЩЕЙ РЕВОЛЮЦИИ - ТОЧНЕЕ, РЕСТАВРАЦИИ ДАВНО ЗАБЫТОЙ СЕГРЕГАЦИИ УЧЕНИКОВ ПО СОСЛОВНОМУ ПРИНЦИПУ. Причем этих сословий (говорим, разумеется, о родителях школьников) просматривается три: те, кто может платить за обучение ощутимые суммы; те, кто может задействовать не только деньги, но и связи и статус; и, наконец, все остальные, к числу которых, понятно, будет принадлежать большая часть российских семей.
Уплотнение - индивидуализация
Уже несколько лет во всех регионах России сокращается количество школ. Некоторые из них - главным образом, провинциальные - просто закрываются как малокомплектные, в крупных же городах примерно тот же процесс называется, как правило, «слиянием образовательных учреждений». При этом школы, которые предназначены к постепенному или резкому сворачиванию, вовсе не страдают от невостребованности: в городах-миллионниках пустых классов не наблюдалось никогда, а сейчас в первые классы идет начальная волна «путинского» бэби-бума. То есть школы очень скоро понадобятся вновь, но ОТКРЫТЬ ИХ СНОВА БУДЕТ ТРУДНЕЕ, ЧЕМ ЗАКРЫТЬ.
СХЕМА ЗАКРЫТИЯ ШКОЛ проста, утверждают активисты, создавшие в Москве движение «Московские родители». В здании спешно начинается ремонт, родителям намекают на необходимость поиска другой школы, а учителям предлагают уволиться «по собственному желанию».
Уже сейчас именно так происходит насильственное выселение начальной школы 1715 в районе метро "Академическая", центра внешкольной работы «Аргус» в Зюзино, детской школы искусств «Аккорд» в Ясенево. На очереди, только до конца этого года - более 20 среднеобразовательных, специальных и художественных школ, подчеркивают общественники. А это - сотни, а по всей России - многие тысячи детей.
«Меры московского правительства являются частью ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СОКРАЩЕНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ. Поиск «лишних» школ становится главной заботой властей практически в каждом регионе России», - полагают активисты нового движения. Фактические цифры таковы: не бояться за свое существование могут только те школы, где в каждом классе занимается около 30 человек.
«Еще лет 10 назад мы отлично работали с классами по 20 человек или около того. Это на общеобразовательных предметах; занятия по иностранному языку ведутся по две группы на каждый класс, - рассказала обозревателю «СП» Галина С., директор одной из столичных гимназий. - Но сейчас, если бы мы поддерживали такой состав классов, учителя просто разорились бы, как и школа в целом. Поэтому вместо четырех классов по 20-25 человек, условно говоря, я открою набор в 3 класса по 30-32 ученика».
Итак, НЫНЕШНЯЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА УЧИТЕЛЕЙ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ШКОЛ СТИМУЛИРУЕТ МАКСИМАЛЬНУЮ - «С ГОРКОЙ» - НАПОЛНЯЕМОСТЬ КЛАССОВ. Так, и даже еще более плотно - по 40 человек в классе - учились советские дети до второй половины 1970-х годов. Дети коммуналок. Между тем, частные школы, а также самые элитарные из государственных по-прежнему гордятся малочисленными классами. Обещая, по современным педагогическим нормам, индивидуальный подход к ученику. Тот подход, который нынешние правила игры окончательно закрывают для детей «попроще».
Блейзеры - стразы
К 2010 году школьная форма стала практически неотъемлемым атрибутом «серьезной», «хорошей» школы. «Чаще всего - мы предварительно договариваемся о фасонах с некоторыми школами - выбирают зеленый, синий, реже бордовый цвета, ткани, как правило, добротные и не самые дешевые. Мы фиксируем, из какой школы кто приходит, и потом учитываем это, чтобы рассчитать требуемое количество формы на следующий год. Многие школы заказывают фирменные нашивки», - рассказала «СП» сотрудница фабрики школьной одежды, что на севере Москвы: в отличие от большинства других фирм, форму шьют прямо здесь, а не заказывают в Китае.
Родители и учителя, желая как-то оправдаться по поводу возврата этого «совкового» обычая, говорят о том, что форма помогает детям не выделяться друг перед другом и чувствовать себя равными. Это так, но есть нюанс: перед другими школьниками обладатели формы как раз выделяются. Потому что в других школах - которые «попроще» - форму часто и не носят. Взамен нее - розовые кофточки со стразами и экстремальные мини у девочек. И - субкультурная (или этнокультурная) одежда у мальчиков, которые, умело ссутулив спину, ходят по коридорам и стреляют карманные деньги у малышни. Хлопая, разумеется, одноклассниц по открытым благодаря экстремальным мини частям тела.
Кстати, такой «вольный» стиль одежды на каждый школьный день обходится родителям дороже, чем средняя форма. Но дело не в деньгах, а в самоощущении. Атрибутика очень чувствительно отреагировала на «сословную» сегрегацию школ, почти мистическим образом отделив «Хогвартсы» для «чистой публики» от школ-гетто для «прочих». Благо за российских идеологов образную систему уже давно создали в Голливуде. Или - как Гарри Поттер, или - как тинейджеры из комедий класса В про негритянский район. Что носишь, тем и являешься. Равенство в одежде - существовавшее еще со сталинских времен и в 90-е продолжившееся «равенством в бесформенности» - закончилось.
Нужны только здоровые
Одна из частностей практики сокращения «малокомплектных» школ - очевидные трудности, возникающие у заведений, где учатся «особые» дети. Так, ПРАКТИЧЕСКИ ЕЖЕГОДНО ВОЗНИКАЮТ РАЗНОГО РОДА ПРОБЛЕМЫ У УНИКАЛЬНЫХ ШКОЛ, ГДЕ ПОЛНОЦЕННО ОБУЧАЮТ РЕБЯТ С СИЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ СЛУХА И ЗРЕНИЯ. Таких школ, как московский интернат для слепых №1, заведение с более чем 120-летней историей и потрясающими успехами. Или школа для глухих и слабослышащих №37 в Новосибирске, которую уже пыталась закрыть пожарная инспекция.
В этом году известны несколько случаев, когда подобные школы, а также так называемые «школы здоровья» - это те, где могут обучаться обычные дети, но с ослабленным здоровьем - пытаются «слить» с другими общеобразовательными учреждениями. Результатом такой операции может быть потеря уникального профиля учреждений и, соответственно, потеря возможности обучаться для нескольких десятков или даже сотен «особых» детей.
Другой вариант - когда, сохраняя профиль, школу пытаются переместить на окраину города. Так несколько лет назад пытались сделать с московским интернатом №1 для слепых. Не учли одного «пустяка»: для учащихся именно этой школы лишние передвижения до школы на общественном транспорте крайне затруднительны. Тогда, в 2007 году, чиновников удалось убедить оставить интернат на привычном месте; всем ли удастся сделать подобное в этом году?
Закрыться или умереть
ЕСЛИ БЫ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ БЫЛА ЛЕГКО РЕФОРМИРУЕМОЙ, ТО СОСЛОВНАЯ СЕГРЕГАЦИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ НАСТУПИЛА БЫ ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД. Однако, на горе или на счастье, среднее образование - одна из самых инертных вещей в любом социуме, и сейчас советская в своей основе система своей инерцией сопротивляется социал-дарвинизму ее реформаторов. Пока эта инерция не начала работать в пользу реформаторов, стоит изучить небогатый, но имеющийся ОПЫТ ПРОТЕСТА против нежелательных для общества реформ.
Первое, что можно сделать, узнав, что ту или иную школу власти намерены реформировать - это попытаться договориться. Как это делают, скажем, директора большинства московских школ: за тактику «непротивления» и тихое поведение им разрешается держать в данной школе свои порядки: от линеек и школьного гимна до кадровых вольностей вроде активистов неформальных движений на должностях преподавателей. Если дипломатия не помогает - а это в большинстве случаев не помогает - наступает черед официальных обращений, писем в инстанции, прокуратуру и т.п.
А когда жалобы уже поданы и, что вероятно, остались без внимания - наступает черед открытой борьбы. То есть открытых писем, привлечения прессы и дальнейших действий, вплоть до голодовок педагогов. На этом этапе, как ни странно, возможно превратить данную школу в «Химкинский лес» и добиться победы. Как добились ее (на нынешний момент) пермские марийцы и жители Ульяновска - в обоих местах власти, видя резонанс, «раздумали» закрывать школы.

"Cвободная пресса", 01.09.2010
http://svpressa.ru/society/article/29740/

От редакции: Лишние школы
В конце августа по устоявшейся традиции в российской системе школьного образования начинается сезонная паника. Представители МЧС, Роспотребнадзора, МВД наперебой публикуют статистику: сколько школ не готово принять учащихся по показателям пожарной, санитарной безопасности, охраны. Некоторые школы - и их все больше - не примут учащихся по другой причине: их закроют, так как в стране идет образовательная реформа.
25 августа начальник департамента охраны общественного порядка МВД Юрий Демидов заявил, что 1500 школ не имеют никакой охраны. Главный государственный инспектор по пожарному надзору МЧС Геннадий Кириллов - что из-за различных нарушений к эксплуатации не принято 2542 школы, по 1159 из них в суды направлены материалы о приостановке деятельности из-за несоответствия правилам пожарной безопасности, 820 школ уже закрыто судом до устранения нарушений. А министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова - что более 60% школ не оснащено медпунктами. Роспотребнадзор неделю назад считал наоборот: что 62,6% школ имеют медкабинеты, но 12,8% из них не соответствуют санитарным нормам. Ведомство Геннадия Онищенко по состоянию на 24 августа не приняло 1057 школ.
К 1 сентября (на худой конец - к 10-му) большинство претензий как-то удается устранить и школы открываются. А через год к ним предъявляются те же претензии. По подсчетам Минрегиона, каждое 4-е школьное здание и каждое 3-е здание учреждений с постоянным пребыванием детей требует ремонта - и это соотношение не меняется уже несколько лет.
В этом смысле можно позитивно оценивать закрытие школ. Если в прошлом году сокращение составило, по данным Роспотребнадзора, 767 школ, то в этом - уже 1140. Этому способствует демографическая тенденция: детей школьного возраста стало значительно меньше. Реформа школьного образования - переход на подушевое финансирование - казалось бы, позволяет учитывать демографический тренд и заодно повышать эффективность расходов на образование. Но не все так просто.
Скажем, Минрегион в докладе об эффективности чиновников в регионах именно ситуацию в сфере образования признал самой плохой, насчитав 142 млрд неправильно потраченных рублей в 2009 г.
Правда, эксперты подвергают сомнению методику Минрегиона. В сущности, она требует механического укрупнения школ, ведь тогда удастся повысить нормативы наполняемости классов (сейчас - 23,5 в городе и 12,1 в деревне, в Европе - 25), соотношения учитель - ученики (сейчас - 1:12, в Европе - 1:16), учитель - прочий персонал (сейчас - 1:1, в Европе - 2:1).
Но именно к механическому закрытию некомплектных школ без учета социальной, географической, транспортной ситуации сейчас прибегают многие регионы из-за дефицита денег. Если в прошлом, кризисном, году трансферты из федерального бюджета выросли примерно на 1/3, то в нынешнем - сократились на 20%. В прошлом году благодаря трансфертам примерно у 2/3 регионов выросли доходы бюджета, в этом они резко упали. Приходится аврально сокращать расходы. Если, допустим, в здравоохранении можно резать закупки - лекарств, инструментов, бензина для «скорой», то в образовании приходится сокращать сеть учреждений - зарплату бюджетникам резать нельзя.
Ситуация лучше в тех регионах, где школьная реформа началась до кризиса. Хуже - там, где реформу приходится проводить сейчас, срочно и исключительно в целях сокращения расходов. А также в регионах, где для реформы есть объективные препятствия: много мелких деревень и плохие дороги, укрупнение школ и обеспечение их транспортной доступности слишком дорого. В прессе не однажды появлялись сообщения о закрытии программы «Школьный автобус» в местах, где состояние дорог не обеспечивает безопасности перевозки школьников.
Кстати, по данным из того же доклада Минрегиона, доля автодорог общего пользования регионального значения, не соответствующих нормативным требованиям, в 2009 г. составила 53% от общей протяженности, местного значения - 44%, и эта доля растет.

"Ведомости", 26.08.2010, 159 (2677)
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/244472/lishnie_shkoly

День закрытых дверей
В России 1 сентября откроется на 1140 школ меньше, чем годом ранее
По данным Роспотребнадзора, в общей сложности двери перед учащимися распахнут почти 53 тыс. школ. Часть образовательных учреждений закрыли по причине малокомплектности, в каких-то до сих пор не завершен капитальный ремонт, а две школы сгорели во время августовских пожаров. Приемка российских школ к новому учебному году подходит к концу в эти дни, и целый ряд министерств и ведомств (МЧС, МВД, Минобразования и Роспотребнадзор) выявляют все новые нарушения, которые могут привести к закрытию еще десятка школ. Например, к некоторым из них просто не подъехать: нет дорог.
Причины закрытия московских школ 23 августа озвучила руководитель Департамента образования столицы Ольга ЛАРИОНОВА, заявив при этом, что, сколько именно учебных заведений не откроют в День знаний свои двери, она скажет «как-нибудь потом». По другим источникам, в столице 1 сентября закроют или сольют с другими образовательными учреждениями 65 школ. Главная причина - малокомплектность школы. Если в школе учится меньше 350 человек, она считается малокомплектной. Малокомплектными школы чаще всего становятся из-за непопулярности в глазах родителей: плохие учителя, низкий уровень образования. Следом идет другая причина закрытия - экономическая: бюджетные деньги вкладывают туда, где больше учеников. По словам Ольги Ларионовой, 11-классникам из сокращенных школ постараются оставить их же учителей. А вот первоклассники, по ее мнению, будут только рады попасть в более крупную школу: она сильнее.
Штраф за переизбыток учащихся
Как выяснили «НИ», Ольга Ларионова права не всегда: крупная школа - не значит сильная. Иногда учебные заведения попадают под сокращение по совершенно немыслимым причинам. Так случилось с московской школой для одаренных детей № 27: ее сольют с гимназией № 354. В качестве формальной причины слияния власти называют якобы малокомплектность школы №27. «О какой малокомплектности можно говорить, если в прошлом году мы платили штраф за переизбыток учащихся? Когда в прошлом году мы выпустили 7 классов? Это вранье на самом высоком уровне!» - считает старейший школьный преподаватель Светлана МАКЕТЧИК. Несколько лет назад управление образования Центрального округа столицы почему-то стало снижать для школы планку по приему, дошло до 200 человек. И школа оказалась «малокомплектной», хотя находится в центре Москвы. Вполне возможно, что слияние - повод для увольнения штата пожилых педагогов: их очень много, они формально на пенсии, но обладают уникальным преподавательским опытом и до сих пор активно работают. «Наших педагогов обещали не сокращать, - говорит Макетчик, но сама не верит в обещания. - Что случится с ними после слияния - непонятно».
Систему обучения, принятую в своей школе, преподаватели называют методикой будущего. Основной контингент - одаренные дети. Среди них есть и ребята, уже выбравшие жизненную стезю, - артисты, музыканты (в их числе 14-летний пианист, международный призер), спортсмены (в школе учится чемпионка мира по художественной гимнастике). Многие дети активно работают. Другая часть учеников школы - дети-инвалиды, занятия с ними проводятся через Интернет.
Вот история со школой № 469. Ученики ее много лет ютились в здании 1936 года постройки и ждали переезда в новое помещение. Когда оно наконец было достроено, пришла новость, что школу вовсе закрывают. Сейчас, как убедился корреспондент «НИ», подойти к школе крайне сложно: от посетителей ее отделяют глубокий ров, оградительные решетки и трубы теплотрассы, выведенные на поверхность. На территории учебного заведения в два яруса выстроились строительные бытовки. По двору деловито снуют рабочие. Местные жители подсказали нам, что директор и администрация уже переехали в соседнюю 502-ю школу.
Впрочем, есть и счастливые случаи слияния школ. С 1 сентября основная (9-летняя) школа № 16 в микрорайоне Звягино города Пушкино Московской области превратится в начальную. «Наполняемость класса у нас была 11 человек, а в городе должна быть не менее 25, - говорит «НИ» директор школы Ольга КИСЕЛЕВА. - Так что из-за подушевого финансирования зарплат учителям хватало только на 5 месяцев. Из-за этого пришлось изменить статус школы. Старшие дети пойдут в соседнюю школу, она недалеко. Всех учителей, которых сократили, уже трудоустроили». По словам директора, в изменении статуса школы есть даже плюсы: когда в школе только младшие дети, им в группе продленного дня уделяется больше внимания. К тому же в школе недавно сделали ремонт, и теперь там есть даже действующие душевые, чем не могут похвастаться и некоторые московские школы. Теперь в Звягино зовут учиться детей из центра города (хотя до центра Пушкино от этого сельского района 5 км).
По ничейным дорогам школьников не возят
В Самаре везти детей в отдаленные школы родителям остается только на машинах: школьные автобусы из-за аварийности дорог в некоторых районах отменили. Из 608 маршрутов школьных автобусов 64 участка проходят по бездорожью. Это 125 км! Например, в ужасном состоянии находится дорога из села Августовка до поселка Малая Черниговка: узкая, вся в ямах и ухабах. «Оформление документов для взятия этой дороги на баланс муниципалитета только ведется, поэтому движение школьных перевозок по ней будет возобновлено не раньше следующего года», - говорит заместитель главы администрации Большечерниговского района Самарской области Андрей МАСЛОВ. В Волжском районе закрыто 4 маршрута школьных автобусов, и только два из них успеют привести в порядок до 1 сентября. Между тем на ремонт дороги только в одном поселке нужно 55 млн рублей. Всего в губернии закрыто 11 школьных маршрутов.
Кроме этих проблем в Самарской области у 453 школ истек срок лицензии на право ведения образовательной деятельности. Причем во многих муниципалитетах лицензировано меньше 50% школ.
Устранить печное отопление за 7 дней
Некоторые школы могут не открыться, если не устранят грубые нарушения пожарной безопасности. 23 августа МЧС опубликовало «черный список» российских школ, не прошедших контроль со стороны пожарных. В список вошли 94 школы, 40 из них находятся на территории Южного федерального округа. В одном Дагестане инспекторы «забраковали» 29 школ. В Московской области - две, под Наро-Фоминском и Орехово-Зуевом. Москвы в списке нет.
Самарская школа № 15 тоже оказалась в «черном списке» пожарных, и не в первый раз. Раньше ее хотели закрыть из-за проблем с пожарной безопасностью прямо посреди учебного года, потом - объединить со школой № 63. Родителей это не устраивало. «Это старейшее учебное заведение Самары, построенное в 1902 году как гимназия, - говорит родительница Виктория КРАСНОВА. - Закрыть эту школу было бы социальным преступлением». Но у пожарных с каждым годом появляются к руководству школы все новые и новые претензии. Все предписания прошлого года устранили, но 31 мая появилось новое, в котором добавлены 37 пунктов! «До 1 августа выполнить все претензии было нереально, - заявил директор учебного заведения Дмитрий ДМИТРИЦЕВ. - К тому же многие из них надуманы». Дмитрицев полагает, что безопасность школы уже обеспечена выполненными ранее работами. Родители уверены, что на здание в центре города просто кто-то положил глаз, вот школу оттуда и выживают, используя пожарных. Непреклонность пап и мам не дала горадминистрации закрыть учебное заведение. Мэр Самары Виктор Тархов подписал постановление о продлении срока реорганизации до 1 августа 2011 года. И вот школа № 15 снова в «черном списке». Но этот факт не означает, что она не начнет работу 1 сентября, как и все другие школы, попавшие в список. Закрыть школу могут только по решению суда. В случае грубого нарушения противопожарной безопасности - например, отсутствия аварийных выходов - МЧС лишь выписывают предписание с требованием устранить нарушение.
«Эти школы к 1 сентября все сделают, я вас уверяю. Потому что у нас такая практика. 5 лет назад у нас 60% школ приходили к 1 сентября неготовыми, а в прошлом году - уже 0,01%», - успокаивает заместитель начальника управления информации МЧС России Елена ЧЕРНОВА. Как можно к 1 сентября перевести школу с печного отопления на центральное - остается загадкой. Однако, скажем, две школы в Высокогорском районе Татарстана имеют печное отопление и до сих пор как-то работали...
Работали и школы, находящиеся в аварийном состоянии. Зато теперь подготовить их к осени не успели. По данным Роспотребнадзора, почти в 1 тыс. школ не завершен капитальный ремонт. В Алтайском крае капитальный ремонт удалось довести до конца только в 60 школах из 119, в которых этот ремонт проводится. По этой причине не откроются и четыре школы в Красноярске. Капитальный ремонт требуется чуть ли не половине школ в городе, а всего их там больше тысячи. Такие же проблемы у элитной челябинской гимназии № 48. В начале августа выявили расхождение стен на 20 сантиметров, а это уже отклонение от проекта, и пришлось ремонт согласовывать с Ростехнадзором. На бюрократические процедуры ушло три недели, а школа откроется теперь только 1 октября. 600 учеников начнут учебный год в лицее № 102. Проблему в другой челябинской школе, № 153, и вовсе пришлось взять на контроль главе Челябинска Сергею Давыдову. Здание школы стоит на грунтовых водах, и подвал регулярно затапливает, а это приводит к проблемам с водоснабжением и отоплением. Чтобы сделать дренажную систему, нужно 3 млн рублей.
В полыхающей Рязанской области этим летом пожар уничтожил две школы. Одна из них - в сгоревшем поселке Криуша, ее восстановят только к середине 2011 года. Этот учебный год некоторые ученики 5-11-х классов проведут в начальной школе, а другие - в конторе лесхоза. В начальной школе места очень мало, столовая и так готовила в две смены, а как теперь будут кормить - непонятно.

"Новые известия", 24 августа 2010 г.
http://www.newizv.ru/news/2010-08-24/132012/

Учеников московских школ выкидывают на улицу из-за очередей в детские сады
Сотни московских детей рискуют 1 сентября оказаться перед закрытыми дверьми своих школ. Ради «ликвидации очередности» в детские сады городские власти перед началом учебного года закрыли несколько образовательных учреждений. При этом рядом стоят бывшие садики, в которых располагаются коммерческие учреждения. В четырех районах столицы родители уже готовятся к акциям протеста.
ЗА ДВЕ НЕДЕЛИ ДО НАЧАЛА УЧЕБНОГО ГОДА СТОЛИЧНЫЕ ВЛАСТИ ВЫПУСТИЛИ РАСПОРЯЖЕНИЕ, В КОТОРОМ ГОВОРИТСЯ О ВЫСЕЛЕНИИ ИЗ ЗАНИМАЕМЫХ ЗДАНИЙ НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛ, ШКОЛ ИСКУССТВ, ЦЕНТРОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЧАСТНЫХ ШКОЛ. Чиновники объясняют происходящее «мерами по ликвидации очередности в детские сады». Документ был разработан департаментом образования по поручению мэра Москвы Юрия Лужкова. В самом департаменте какие-либо комментарии пока получить не удалось.
Педагоги и родители протестуют: они считают, что 1 сентября сотни детей будут выкинуты на улицу и не смогут продолжить обучение. 23 августа руководитель департамента образования Ольга ЛАРИОНОВА, выступая на пресс-конференции, заявила, что никаких проблем с реорганизацией малокомплектных школ в Москве нет, а все недовольства родителей «надуманны».
Ясенево
В редакцию GZT.RU пришло письмо от председателя попечительского совета детской школы искусств (ДШИ) «Аккорд» Елены КОМПАНИЕНКО. Ее 4-хлетняя дочь вместо детского сада (куда ее устроить не смогли из-за нехватки мест) занимается во всевозможных кружках в «Аккорде».
Начинается письмо так: «Здравствуйте! У наших детей московские чиновники к 1 сентября отбирают школу. РЕЧНИК продолжается! Только теперь взялись за детей!».
Пока эта школа искусств занимает половину детского сада (по адресу Новоясеневский проспект, 32, корпус 2).
Елена только на днях узнала, что с 1 сентября занятия в школе искусств не начнутся. А управление образования Южного округа предлагает разместить «Аккорд» в нескольких общеобразовательных школах района, отдав под художественное, хореографическое, музыкальное обучение детей 3-4 кабинета, не приспособленные для этих целей. Однако, скорее всего, занятия не смогут начаться с 1 сентября. Елена подняла тревогу, теперь родители опасаются, что их дети не смогут продолжить дошкольное образование по причине нехватки мест в обычных детских садах.
«Я случайно, будучи главой попечительского совета школы, смогла попасть на закрытое совещание педагогического коллектива с чиновниками. Они не предъявили никаких документов о выселении. Нас просто выкинули на улицу за неделю до начала учебного года. А в понедельник, 23 августа, приехали рабочие, начали масштабный ремонт и перестройку помещений. Никто не говорит, подо что перестраивают. Родительский комитет считает, что детский сад могут вообще отдать на сторону. От всего происходящего нас уже трясет»,- рассказывает Елена Компаниенко.
Директор школы искусств Валентина СОЛКИНА рассказала, что она узнала о выселении 16 августа, когда ее вызвали на совещание в окружное управление образования. «До этого даже слухов таких не было, мы готовились к новому учебному году. И теперь, за две недели до начала учебного года, нас собираются переводить в другие школы, по сути разбивать школу на несколько частей. Родители в панике от такого решения»,- заявила Валентина Солкина.
Как удалось узнать GZT.RU, школе искусств планируют отдать 5 кабинетов в 27-й школе (Литовский бульвар, 17/3) и 3 кабинета в 107-й школе (улица Голубинская, 28/2).
Валентина Солкина заявляет, что их выселение из здания, которое они занимают с 1990 года, связано с проблемой нехватки мест в детских садах столицы. «Но ЧЕРЕЗ ДОРОГУ ОТ НАС СТОИТ ВЕДОМСТВЕННЫЙ ДЕТСКИЙ САД, КОТОРЫЙ ПОД ЗАВЯЗКУ ЗАБИТ КОММЕРЧЕСКИМИ ФИРМАМИ: ТАМ И ПАРИКМАХЕРСКАЯ, И МЕБЕЛЬНЫЙ САЛОН, И ПРОДУКТОВЫЙ МАГАЗИН. Я БЫЛА ТАМ НЕДАВНО: ТАМ КОПЕЕЧНАЯ АРЕНДА, ВСЕГО 10 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ В ГОД ЗА КВАДРАТНЫЙ МЕТР. Почему при этом надо выселять школу искусств, я не понимаю»,- заявила Валентина Солкина.
Любопытно, что из 800 детей, которые занимаются в школе искусств, 120 - дети от 4 до 7 лет. А по данным управления образования, на той половине детского сада, которую должен освободить «Аккорд», по стандартам будут обучаться всего 100 дошколят.
«Я опасаюсь худшего - закрытия школы. У нас 30 ноября заканчивается лицензия, и в управлении образования мне не дали ответа, продлят ли ее нам»,- подводит итог директор.
Елена Компаниенко заявила, что она и другие родители готовы на любые активные действия, вплоть до голодовки, если «детей просто выкинут на улицу».
Зюзино
Аналогичная ситуация сложилась и в другом столичном районе - Зюзино. Там переводят центр внешкольной работы «Аргус». Директор учреждения Виктор СОЛОВЬЕВ рассказал GZT.RU, что по приказу правительства Москвы от 16 августа им надлежит освободить помещение (Центр также занимает половину детского сада), в котором 13 лет обучаются по 400 детей в год.
В «Аргусе» учатся около 170 дошколят, из них, по словам директора, только 22% параллельно ходят в обычные детские сады. Остальным идти некуда.
«Лужков и его замы много говорят, что будут бороться за передачу ведомственных детских садов, но они вообще много чего говорят. Огромное количество детских садов занято коммерческими фирмами. Пока ясно одно: дополнительное образование столичных властей не интересует»,- заявил Виктор Соловьев.
По его словам, чиновники предлагают им переехать в кабинеты 658-й школы. «Но в ней еще ремонт даже не начинался. Школа непригодна для обучения детей, тем более дошкольного возраста. Завтра в Зюзино приезжает [заместитель мэра Москвы] Людмила Швецова, у нее будет прием как раз по вопросам образования. Я там буду и молчать не собираюсь»,- добавил директор.
Ведомственные сады
#
23 декабря 2009 года мэр Москвы Юрий Лужков написал письмо на имя премьер-министра РФ Владимира Путина, в котором просит его поручить правительству остановить ликвидацию ведомственных детских садов. В письме мэр отмечает, что еще в 2006 году Путин дал городским властям поручение обеспечить «передачу объектов ведомственных детских садов в городскую собственность Москвы для воссоздания дошкольных учреждений». По данным департамента образования столицы, за последний год ни один ведомственный детский сад не был возвращен детям.
#
Академический
Также 16 августа стало известно, что начальной школе № 1715 (в 1995-м году она была перестроена из детского сада) придется покинуть свое помещение, в котором расположится садик. Школа считается уникальной, поскольку работает по уникальной методике (обучение без оценок и прочее) педагога-психолога Шалвы Амонашвили.
Представитель попечительского совета школы (в ней учатся 109 детей) Елена КОНДРАТЬЕВА (школу посещает ее 8-летний сын) обратилась в редакцию GZT.RU за помощью.
«Слухи о выселении нашей школы поползли еще в мае. Родители говорили об этом, встречаясь на детской площадке. Мы обращались во всевозможные инстанции: управу, префектуру, мэрию, департамент образования, в Министерство образования и к президенту. Внятного ответа не последовало: наши обращения пересылались в окружное управление образования. Нас везде успокаивали. Мы спокойно начали ремонт, на него сбрасывались все родители. Суммы пожертвований были разные, вплоть до 50 тысяч рублей. Затем школа ушла на каникулы, а 23 августа приехали рабочие и начали рушить стены, перестраивать помещение»,- рассказывает Елена Кондратьева.


Объявление администрации школы №1715
Другой представитель родительского комитета, Ксения СОЧИЛОВА, работающая юристом в банке, заявляет, что руководству школы не было предъявлено ни одного документа на перестройку школы. По ее словам, после окончания учебного года, 24 мая 2010 года, состоялась экстренная встреча начальника ЮЗОУ Натальи Яковлевой с директором школы, на которой было объявлено о ликвидации школы в связи с передачей здания школы в систему дошкольного образования, о расформировании педагогического коллектива и переводе детей в различные школы округа по месту регистрации. При этом родители школы о данном решении надлежащим образом в известность поставлены не были. «Все это зафиксировано в нашей местной газете „За Калужской заставой“. На этом мы успокоились и уехали отдыхать»,- вспоминает Сочилова.
«Классы переделывают в детсадовские группы незаконно. Более того, чиновники предлагают нам в первой половине дня проводить занятия, а после занятий они будут продолжать перестройку. Но это опасно: ремонт не может вестись во время занятий. Школа довольно старая, ей больше 40 лет. Перекрытия могут рухнуть, а дети могут погибнуть, как два года назад (8 октября 2008 года, в разгар учебного дня в Оренбургской области в результате обрушения недавно отремонтированных лестниц и стен погибло пятеро и были ранены четверо детей,- GZT.RU)»,- опасается Ксения Сочилова.
На днях в школе прошло совещание с участием замначальника управления образования ЮЗАО Ольги Сусаковой. Чиновница официально уведомила родителей о том, что решение о ликвидации школы уже принято и изменено быть не может. Основанием является распоряжение правительства Москвы от 16 августа 2010 г. Приказ на проведение ремонта, проектно-сметная документация и подписи органов надзора представлены не были. Номера школ, а также порядок ликвидации школы также представлен не был. Педагогический коллектив школы, за исключением учителей конкретных классов, будет уволен.
25 августа в школу приезжает комиссия ряда надзорных органов. Родители и педагоги ожидают окончательного решения. Но, не дожидаясь обещаний чиновников, родительский комитет уже подал жалобу в Гагаринскую межрайонную прокуратуру. Решения о ликвидации школы нет, а в распоряжении правительства Москвы от 16 августа начальная школа 1715 не значится.
Жалоба родителей в межрайонную Гагаринскую прокуратуру осталась без рассмотрения и просто переправлена в Департамент образования г. Москвы (документ имеется в распоряжении GZT.RU), что, по мнению коллектива школы, нарушает требования Закона «О прокуратуре», раздел «о мотивированном ответе».
Крылатское
О том, что 1 сентября дети останутся без праздника и без знаний, узнали и родители учеников частной школы «Алеф» в Крылатском. О закрытии школы родителям сообщили только 22 августа, и теперь они спешно подыскивают для своих детей другие учебные заведения.
Частная школа «Алеф» была открыта в 1991 году и сейчас в ней учатся 115 детей - в каждом классе от 5 до 15 учеников. Школа занимала крыло детского сада на улице Крылатские холмы, 25 на основании договора аренды с департаментом имущества. Срок действия договора истек 5 октября 2007 года. После этой даты договор считался действующим до тех пор, пока одна из сторон не захотела бы отказаться от его условий, предупредив другую за 3 месяца.
О расторжении договора арендодатель, столичный департамент имущества, уведомил школу 17 сентября 2009 года и предложил освободить помещение до 16 декабря 2009 года. Однако покинуть здание в середине учебного года было проблематично и, согласно данным столичного арбитражного суда, школа помещение не освободила. Тогда департамент имущества подал иск о выселении арендатора из помещения.
30 марта 2010 года Арбитражный суд решил, что требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению.
Вообще, вся кампания по выселению школы проходила под предлогом того, что «детскому саду нужны новые площади», рассказали родители учеников. Впрочем, на весеннем педсовете директор школы Наталья ВОСТРИКОВА объявила, что договор аренды со школой будет продлен и дети спокойно продолжат образование.
Мама одного из учеников рассказала, что в понедельник в школу пришли судебные приставы и выбросили школьные парты и другое имущество на улицу. Директор школы, в свою очередь, распределила имущество, в том числе документы, «там, где смогла», рассказала Вероника АНТОНОВА, член родительского комитета школы. При этом в качестве альтернативы вместо 133 квадратных метров на 115 учеников школе было предложено 25 квадратных метров (один класс) в соседней школе № 1129.
30 августа в школе будет проходить родительское собрание, посвященное работе «новой» школы, которая по слухам будет работать, но уже с другими учредителями и другим директором. Родители называют ситуацию странной и сравнивают ее с рейдерским захватом.
Страна протестует
25 сентября 2010 года состоится всероссийская акция протеста по вопросу ликвидации школ и платного образования, многие из родителей и педагогов закрываемых учреждений, с которыми связался GZT.RU, собираются принять в ней активное участие.

"Газета", 24.08.2010
ВИДЕО:
- Руководитель департамента образования г. Москва Ольга Ларионова о ситуации с реорганизацией малокомплектных школ
- Детскую школу искусств "Аккорд" закрывают и перестраивают обратно под детский сад
- Ольга Ларионова считает, что протесты закрываемых школ "надуманны"
http://www.gzt.ru/topnews/education/-uchenikov-moskovskih-shkol-vykidyvayut-na-ulitsu-/321137.html?from=1columnupfromindex

Примечание: выделение ПРОПИСНЫМИ - моё.

Москва, ученик, сокращение, детский сад, дети, школа, Лужков, образование

Previous post Next post
Up