Кому жара принесла прибыли, а кому - убытки, куда делись в жару кондиционеры и вентиляторы

Aug 23, 2010 17:00

Прохлада по тройной цене
Куда девались в жару кондиционеры и вентиляторы
Аномальная жара в России кое-кому оказалась выгодна. Продавцы климатической техники резко взвинтили цены и поставили рекорды по продажам. Но вентиляторов и кондиционеров все равно не хватает. Масштабы дефицита и степень цинизма торговцев выяснял The New Times
78-летней москвичке Елене Заниной стало плохо ночью. Промышленный район Капотня, где она живет, и в обычное-то время не отличался чистотой воздуха, а теперь от смога, покрывшего столицу, стал похож на адский инкубатор. «Я думала, переживем как-нибудь этот кошмар, - говорит сердечница, - но в ту ночь поняла: до осени можно и не дотянуть».
Наутро сын Елены Ивановны стал обзванивать интернет-магазины. «Просто нет слов, - возмущается Владимир. - Мобильный кондиционер, который еще вчера стоил 10-15 тыс., теперь продают за 35-40 тыс. рублей!» Очередь на установку сплит-систем (навесной кондиционер с «выходом» на улицу) оказалась расписанной до сентября. Владимиру повезло: без надежды заглянув в соседний магазин бытовой техники, он увидел, как в зал выносят вентиляторы. Не раздумывая, он выложил 3,5 тыс. рублей - за то, что еще в начале лета стоило от силы 900…
Любой ценой
По данным Национального фонда защиты потребителей, все запасы более или менее дешевых кондиционеров и вентиляторов сети распродали еще в первой половине июля, а цены на климатическую технику за последний месяц выросли в 4,5 раза. Их взвинтили в основном интернет-продавцы и торговцы на рынках бытовой техники типа «Горбушки». Крупные сети, живущие за счет больших оборотов, оказались заложниками поставщиков, у которых склады опустели в первые недели жары.
Зайдя в один из крупных сетевых магазинов бытовой техники, корреспондент The New Times обнаружила в продаже сплит-системы по цене 42 850 руб. и мобильные кондиционеры за 45 тыс. «Как только установилась жара - с 21 июня, весь годовой заказ раскупили за 3-4 недели, - рассказывает Надежда КИСЕЛЕВА, руководитель пресс-службы компании «М.Видео». - Имея хорошие отношения с поставщиками, мы сделали еще один заказ, но и его тут же распродали». По словам Киселевой, в Москве и Санкт-Петербурге 150-200 единиц техники «уходили» за 1-2 часа, а очередь по установке сплит-систем растянулась до конца августа, несмотря на то что сеть в 5 раз увеличила число бригад.
«Дело не в торговле - она бы продала с удовольствием: объемы продаж за время жары выросли в 10 раз по сравнению с прошлым годом, - говорит Антон ГУСЬКОВ, пресс-секретарь Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники. - Производители не справились с возросшим спросом и не смогли вовремя произвести нужный объем».
Серое и белое
Казалось бы, колоссальный спрос - благо для производителей и продавцов, источник непредвиденной прибыли. Но в России нет ни одного завода, производящего кондиционеры, а потому рынок климатической техники целиком зависим от импорта. По данным агентства «Литвинчук Маркетинг», в 2010 году 46% климатической техники в Россию поставляется из Китая, 30% - из Южной Кореи, 22,5% - из Японии. Но бизнес этот оказался крайне неповоротливым. «Чтобы получить технику в мае, надо еще в ноябре сделать поставщику 30-процентную предоплату, - объясняет Георгий ЛИТВИНЧУК, директор агентства «Литвинчук Маркетинг». - Потом в марте при отгрузке заплатить остальные 70% и полтора месяца ждать, пока ваш товар будет плыть на корабле в Европу и растаможиваться. От момента отгрузки в стране-производителе до получения техники в России проходит в среднем два месяца».
«Очень длительные сроки поставки, - подтверждает Сергей ДРАНДРОВ, руководитель компании «Регада», специализирующейся на установке кондиционеров. - Чтобы техника появилась в конце марта, заказ надо разместить в декабре: весь товар идет морем. Потом, исходя из продаж, весной делается дозаказ, - и тогда техника приходит в конце июня». По словам Драндрова, в марте техники было заказано мало. А та, которую заказали по итогам жары, придет только осенью.
«Следующие поставки ждем в октябре, - подтвердили в московском офисе Mitsubishi Electric. - Мы не рассчитывали на такую жару, дешевые модели наших кондиционеров проданы на три месяца вперед». В этой медлительности во многом виновата российская таможня, пожаловался The New Times на условиях анонимности представитель крупной южнокорейской компании в Сеуле. По его словам, растаможивание часто выливается в многонедельную бюрократическую волокиту.


Наконец, в дело вмешался и финансовый кризис. «В новый сезон наша компания вошла с остатками продукции - в прошлом году мы не смогли распродать все запасы, - сообщил Дмитрий ТАРАСКИН, менеджер по продажам бытовых кондиционеров LG Electronics. - И пока не был продан имеющийся товар, новые поставки были существенно лимитированы. Соответственно, план на производство и на будущие поставки составлялся, исходя из сложившейся ситуации 2009 года с учетом его достаточно скромных показателей».
Не видит ничего удивительного в том, что рынок климатической техники отреагировал на аномальную жару столь же аномальным ростом цен, Дмитрий ЯНИН, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП): «Вспомните: во время эпидемии гриппа аптеки повысили цены на противогриппозные маски в 10 раз. Пошла жара - подняли цены на кондиционеры». По словам Янина, антимонопольные ведомства здесь бессильны: в России, согласно закону, можно регулировать рост цен лишь на социально важные пищевые продукты - в случае, если в течение месяца они подорожают более чем на 30%. «То, что государство не вмешивается в этот процесс, - нормальная практика, - полагает Янин. - Этот рынок достаточно конкурентный, и обязательно найдутся продавцы, которые рано или поздно начнут снижать цену».

The New Times № 24 от 9 августа 2010 г.
+ комменты http://newtimes.ru/articles/detail/25061/

Невидимая рука Цельсия
Кому жара принесла прибыли, а кому - убытки
Невидимая рука Цельсия. Жара и смог внесли коррективы в деятельность российского бизнеса. По предварительным оценкам экономистов, погодные аномалии будут стоить России примерно $15 млрд, или 1% ВВП по итогам 2010 года. При этом каждое предприятие само подсчитывает свои убытки и прибыли. The New Times выяснил, кто от жары проиграл, а кто выиграл
Чтобы быстрее добраться с работы до дома в окутанной смогом Москве, корреспондент The New Times тормознул частника. В «Форде» российской сборки было невыносимо душно и жарко, несмотря на открытые окна. На просьбу включить кондиционер общительный водитель, представившийся Олегом, ответил целым монологом: «Вообще-то я кондиционером не пользуюсь, хотя он у меня и есть. У меня аллергия на него, к тому же расход топлива растет, когда он включен. Но если клиент просит, я, конечно, закрою все окна и включу. Только я предупреждаю, что мне это накладно. Вчера одна девушка сверху 300 рублей дала, а вы сколько дадите?» Сошлись на 100…
Как выяснилось, ровно столько - 100 рублей - вполне официально берут дополнительно за прохладу некоторые службы вызова такси. «Почти каждый второй клиент в последнее время просит у нас машину с кондиционером», - рассказывает оператор такси «Престиж» Татьяна. Если учесть, что эта компания ежесуточно выполняет порядка 3 тыс. заказов, получается, что жара приносит дополнительно таксопарку 150 тыс. рублей в сутки. А ведь «Престиж» - отнюдь не самая крупная служба такси в городе…


Звездный час курьера
Олега Лукошкина нынешняя погода нисколько не пугает. Наоборот, поднимает настроение. Олег - курьер интернет-гипермаркета «Утконос». Его заработок прямо зависит от числа доставленных заказов. А их в последние две недели прибавилось на четверть. «Наши ребята этой аномалии радуются, как стекольщики - граду, - подтверждает Сергей БЕЗЗУБЦЕВ, пиар-директор «Утконоса». - Им нипочем ни чудовищная температура в кабине без кондиционера, ни едкий дым, ни вес доставляемых грузов». На днях Олег Лукошкин привез одной заказчице провианта и питья общим весом 130 кг - консервы, яйца, фрукты, овощи, рыбу, воду и соки.
«Последние две недели мы наблюдаем нетипичный для этого времени года рост продаж. Если обычно летом мы делаем в день по 20 тыс. заказов, то сейчас эта цифра близка к 25 тыс., а в некоторые дни и больше, - рассказал Беззубцев. - Лидер продаж, конечно, вода, в особенности 6-литровые бутылки. Кроме того, большим спросом сейчас пользуются пиво, соки и другие безалкогольные напитки, а также свежие фрукты. Зато наб­людается спад по мясу и крепкому алкоголю». При этом, отмечает пиар-директор, существенного роста выручки за счет прибавки клиентов не произошло: «В заказах преобладают относительно дешевые товары».
Настоящий подъем переживают производители воды и кваса. Последние полностью загрузили мощности и работают в три смены. Компания «Очаково» уже перевыполнила годовой план по продажам кваса и поставила абсолютный рекорд, продав за июль в Московском регионе 95 тыс. декалитров (1 декалитр - 10 литров) этого напитка. В сравнении с прошлым годом прирост составил 55%.
Замечательно обстоят дела и у мороженщиков. По оценкам Валерия ЕЛХОВА, президента Союза мороженщиков, производство с начала года выросло на четверть, причем 15% приходится на последние два месяца. Оборот производителей сладкого лакомства увеличился примерно на 12 млрд рублей, подсчитал эксперт. Особенно выгадали компании на продаже фруктовых сортов.
По словам представителей X5 Retail Group (бренды «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель»), продажи воды и кваса в сетях выросли на 80-200%, на 86% больше покупают минеральной и на 95% - питьевой воды. На треть увеличился сбыт пива.
А вот производители и импортеры крепкого алкоголя несут потери: его реализация, по словам ретейлеров, сократилась на 30%. Мяса, утверждают в X5 Retail Group, меньше покупать не стали. Но корреспондент The New Times, заглянув вечером в «Перекресток» в одном из спальных районов Москвы и проведя у мясного прилавка час, убедилась в обратном: многочисленные в эту пору покупатели в сторону мяса даже не смотрят. Даже притом, что на некоторые позиции продавец снизил цену чуть ли не вдвое. Итоги летней торговли появятся в отчетах сетей к октябрю. Но, по мнению экспертов компании «Бизнес-Аналитика», корректировки спроса, внесенные жарой, будут для сетевиков неутешительными.


Спят медведи и быки
Жара погнала москвичей прочь из города и из страны. Туроператоры отреагировали на новую волну спроса по-разному. По словам Алексея БАБКИНА, гендиректора компании «Инком-Пресс», туры на традиционные зарубежные направления не подорожали: операторы просто тихо радуются выросшему на 20% спросу. А вот путевки в Подмосковье, куда устремились преимущественно пенсионеры, за две недели подорожали на 30-40%. Тем временем российские турфирмы, занимающиеся въездным туризмом, а заодно и столичные отели фиксируют убытки. По словам президента Российского союза тур­индустрии Сергея ШПИЛЬКО, если погодная аномалия затянется, можно будет говорить о крахе ряда компаний. При этом меньше всего повезло тем из них, которые не могут диверсифицировать свои риски: например, предлагают только Золотое кольцо. «Если раньше мы отправляли на экскурсии по Золотому кольцу группы по 45 человек, то теперь набирается от силы 30. На некоторые туры вообще желающих нет. Наблюдается переток клиентов на Петербург и Финский залив», - отметила менеджер турфирмы «Идни» Алла.
Снижение активности зафиксировано на фондовых биржах. Сокращение числа сделок было особенно заметно в пятницу, 6 августа, когда был поставлен рекорд и по дыму, и по жаре. По оценкам ИК «Финам», обороты компании в этот день снизились на 25% по отношению к четвергу. «Активность клиентов явно сократилась, - подтверждает начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай ПОДЛЕВСКИХ. - В нашей компании в этот день произошло снижение оборотов на 15%. В понедельник, 9 августа, - еще на 10%». Об уменьшении активности брокеров и их клиентов свидетельствует и динамика объемов торгов. На ММВБ с 5 на 6 августа объемы резко снизились - с 45,19 млрд рублей в четверг до 35,44 млрд рублей в пятницу. «Брокеры - тоже люди и сейчас заняты не торговлей, а тем, чтобы спрятаться от дыма», - объясняет председатель правления инвестхолдинга «Финам» Владислав КОЧЕТКОВ.
Тем не менее биржи продолжают работать, а котировки акций - меняться. Неблагоприятные прогнозы аграриев касательно нового урожая резко подняли цены на акции зернопереработчиков. Акции группы компаний «Разгуляй» за месяц подорожали на 23,6%, компании «Пава» - на 28,1%. Биржевые спекулянты справедливо рассудили, что засуха приведет к дефициту продуктов, и стали скупать акции пищевых холдингов. В результате бумаги производителя молочной продукции и соков «Вимм-Биль-Дан» выросли на 8,1%, холдинга «Черкизово» - на 6,3%. Из-за жары резко возросло потребление электричества и, как следствие, стоимость энергокомпаний. Бумаги «Мосэнерго» подорожали в июле на 17,4%, «Мосэнергосбыта» - на 10,5%. А Волжская ТГК взлетела в цене на 36,4%.

The New Times № 25 от 16 августа 2010 г.
http://newtimes.ru/articles/detail/25477/

жара, торговля, бизнес

Previous post Next post
Up