Бюджет-2011 "носит откровенно военно-полицейский характер"

Aug 23, 2010 10:00

Экономика 2011-2013: три года на голодном пайке
Бюджет становится военно-полицейским
Правительство России утвердило основные характеристики трехлетнего бюджета на 2011-2013 годы. По словам премьер-министра Владимира Путина, главная задача российской «плановой» экономики в этот период - вернуться к сбалансированному бюджету. Однако, прикинув доходы и расходы, правительство пришло к неутешительному выводу, что дефицит бюджета удастся ликвидировать лишь в 2015 году, да и то, только если к этому времени нефть подорожает до 82 долларов за баррель.
Главный положительный момент нового бюджета - правительство, наконец-то, осознало объективную реальность и отказалось от тотального наращивания расходов.
- Правительство выбрало, если не самый жесткий, то очень жесткий вариант сокращения бюджетных расходов, что, несомненно, скажется на динамике экономического роста в ближайшие годы, - констатирует директор по макроэкономическим исследованиям ГУ-ВШЭ Сергей АЛЕКСАШЕНКО. Объем популистских, предвыборных расходов, на удивление, крайне невелик - похоже, власть окончательно уверилась в полной пассивности большинства электората и в том, что «не важно как голосуют; не важно как считают; важно - что напечатают в протоколе».
Однако другие эксперты считают, что в выборные годы власть обязательно пойдет на «внеплановое» повышение социальных расходных статей. И подтверждением тому уже объявленное Путиным дальнейшее повышение доходов основного электората - пенсий для пенсионеров еще на 9%.
Военно-полицейский бюджет
Что же нас ждет в ближайшем будущем? Планируется, что доходы федерального бюджета в 2011 году составят 8,6 трлн рублей, или 17,4% ВВП, расходы - 10,4 трлн рублей, или 20,9% ВВП, дефицит бюджета снизится до 3,6% ВВП и составит 1,8 трлн рублей. Необходимость сокращения дефицита вынуждает правительство снижать расходы, поэтому, хотя в абсолютных величинах они вырастут, по отношению к ВВП все же снизятся. Но сокращаться по отношению к ВВП будут и доходы - до 16,5% в 2012 и 16,1% в 2013 году.
Главная бюджетная статья - СОЦИАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ В 2013 ГОДУ СНИЗЯТСЯ ДО 5,7% ВВП ПРОТИВ 7,5% В НЫНЕШНЕМ. ТАКЖЕ УМЕНЬШАТСЯ ЗАТРАТЫ НА СОДЕРЖАНИЕ ГОСАППАРАТА, ЭКОНОМИКУ, ЖКХ, ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. Расходы на федеральные целевые программы после 19%-ного роста в следующем году (из-за запуска 5 новых программ) затем начнут снижаться - на 8,1 и 5,3% в 2012 и 2013 годах. Исключением станут лишь затраты на национальную оборону, которые в течение трех лет вырастут до 2 трлн рублей, или 17,2% ВВП.
В связи с этим Алексашенко считает, что БЮДЖЕТ-2011 «НОСИТ ОТКРОВЕННО ВОЕННО-ПОЛИЦЕЙСКИЙ ХАРАКТЕР - ОЩУТИМО РАСТУТ ТОЛЬКО РАСХОДЫ НА ОБОРОНУ, БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ». Но если все остальные расходы снижаются, почему же не исчезает бюджетный дефицит?
- Дефицит бюджета, который справедливо беспокоит Минфин, сформировался из-за дисбаланса доходов и расходов пенсионной системы, плюс дополнительных расходов на повышение пенсий, которые взялось профинансировать государство, - поясняет Сергей Алексашенко. - По сути дела, МЫ ИМЕЕМ СИСТЕМНЫЙ, СТРУКТУРНЫЙ ДЕФИЦИТ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, РАВНЫЙ В ТЕКУЩЕМ ГОДУ ТРАНСФЕРТУ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД. В ТАКОЙ СИТУАЦИИ ОЧЕВИДНО, ЧТО БЕЗ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕФИЦИТА ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ ВМЕНЯЕМУЮ БЮДЖЕТНУЮ ПОЛИТИКУ ПРОВОДИТЬ НЕ УДАСТСЯ. Понятно, что говорить о повышении пенсионного возраста до выборов запрещено, поэтому Минфину приходится идти на резкое сокращение всех остальных расходов как доли в ВВП. В итоге общее сокращение расходов на 2011 год запланировано в объеме 2% ВВП.
Получилось, что нарастив в 2008-2010 годах выплаты населению и столкнувшись с резким падением доходов и появлением структурного дефицита, правительство, решив ограничить дефицит бюджета, не нашло иного способа, кроме как резко сократить тот самый публичный спрос на товары и услуги, который в любой экономике играет важную роль. Влияние такой бюджетной политики на темпы экономического роста в ближайшие годы окажется весьма ощутимым, прогнозирует эксперт.
Проектируя бюджет, власти исходили из темпов роста экономики России на уровне 3,4% в 2011 году, 3,5% в 2012 и 4,2% в 2013 году. Курс национальной валюты прогнозируется на уровне 29,3 рубля за доллар в 2011 году, 28,4 - в 2012 и 27,9 - в 2013 году. Цены на нефть предполагаются на уровне 75 долларов за баррель в 2011 году, 78 - в 2012 г и 79 - в 2013 году.
Между тем, по прогнозам Всемирного банка, в 2011 году рост экономики России составит 4,8%, а цена на нефть достигнет 78 долларов за баррель уже в 2010 году. Однако ВБ считает, что впоследствии цена нефти опустится до 74 долларов за баррель. В связи с этим, России стоит уже сейчас начать сворачивать антикризисные фискальные меры, а в последующие два года ускорить этот процесс, считают эксперты МВФ.
«Больше всего нас беспокоят проблемы бюджета. Россия приняла огромные бюджетные стимулы в объеме почти 10% ВВП, для того чтобы смягчить воздействие кризиса. Теперь стране потребуется отменить эти бюджетные стимулы, когда циклические условия в экономике нормализуются, и увеличится спрос частного сектора, - цитируются в докладе слова главы миссии МВФ по России Пола ТОМСЕНА. - Поскольку большая часть стимулов уже приняла форму постоянных мер, особенно более высоких пенсий, продвижение давно застопорившихся реформ в государственном секторе будет иметь важное значение для предотвращения нового перегрева и быстрого повышения реального курса рубля». Также директор МВФ выразил сожаление в связи с недавно принятым дополнительным бюджетом и предостерег относительно принятия других дополнительных расходов бюджета нынешней осенью.
Хронический дефицит доходов
Тем временем, по прогнозу правительства, новые налоговые меры принесут в бюджет более 1,3 трлн рублей за 3 года. Только индексация ставок НДПИ на газ и нефть пополнит бюджет на 406 млрд рублей, рост акцизов на табачную продукцию и нефтепродукты добавит 414,3 млрд, а введение 10% пошлины на экспорт меди - 22,8 млрд рублей.
Сильно рассчитывает правительство на доходы от приватизации. Если в 2010 году они составят всего 7 млрд рублей, то во все остальные годы бюджет будет зарабатывать на продаже госимущества примерно по 300 млрд рублей. Напомним, что Минфин уже согласовал с Минэкономразвития продажу пакетов акций 11 крупных госкомпаний, среди которых бумаги «Сбербанка», ВТБ, «Россельхозбанка», ФСК, «Транснефти», «Объединенной зерновой компании» и «Росагролизинга». А после 2013 года могут быть приватизированы РЖД и АИЖК, обещал вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин.
В рамках приватизации будут использованы как IPO, так и продажа стратегическим инвесторам, уточнила глава Минэкономразвития Эльвира НАБИУЛЛИНА. «Приватизация должна носить не только фискальный характер и не столько приносить доходы в бюджет, приватизация для нас - это возможность повлиять на структуру российской экономики, - заявила Набиуллина. - Мы заинтересованы в развитии конкуренции, развитии частного сектора, а доля государства должна падать».
Помимо покрытия дефицита бюджета из Резервного фонда (242 млрд рублей) и Фонда национального благосостояния (5 млрд рублей), власти планируют выходить на рынок внешнего займа. В итоге госдолг России вырастет с 11% в 2011 г до 16,3% в 2013 году. Таким образом, за 3 года Минфин планирует увеличить госдолг вдвое - до 10 трлн рублей, при этом только на внешнем рынке Россия собирается занимать по 7 млрд долларов ежегодно.
В результате расходы на обслуживание долгов в 2010 году обойдутся казне в 280,3 млрд рублей, в 2011 - в 386,2 млрд, в 2012 - в 505,2 млрд, а в 2013 г. - уже в 584,8 млрд рублей. Еще одна растущая расходная статья бюджета - покрытие дефицита Пенсионного фонда. Несмотря на увеличение фонда оплаты труда, Пенсионный фонд получит от бюджета в 2011 году 1,8 трлн рублей, в 2012 - 2 трлн, и в 2013 - 2,2 трлн рублей.
Трехлетний бюджет 2011-2013 годов - это бюджет компромиссов, констатирует экономист из Deutsche Bank Ярослав ЛИСОВОЛИК. Правительство не отказывается от своих прежних социальных обязательств, но не будет индексировать эти расходы, в целом, это отказ от бюджетной политики, когда расходы растут пропорционально ценам на нефть, считает эксперт. А увеличение госдолга и затрат на его обслуживание - переход к новой парадигме покрытия дефицита. Но в принципе, российский бюджет остается прежним - он полностью зависим от мировых цен на сырье.

"Cвободная пресса", 1008.2010
http://svpressa.ru/economy/article/28836/
Примечание: выделение ПРОПИСНЫМИ - моё.

Военно-полицейский бюджет
На социальные статьи в бюджете денег не хватает
Минфин опубликовал проект федерального бюджета на 2011-й и последующие два года. СТРАНУ ОЖИДАЕТ РЕЗКОЕ ПОВЫШЕНИЕ НАЛОГОВ НА БИЗНЕС И УВЕЛИЧЕНИЕ РАСХОДОВ НА СИЛОВИКОВ. ПРИ ЭТОМ БЮДЖЕТНИКАМ ПРИДЕТСЯ ЗАТЯНУТЬ ПОЯСА: РОСТА ЗАРПЛАТ НЕ ПРЕДВИДИТСЯ. Особенности главного финансового документа изучал The New Times
О приоритетах бюджета наглядно свидетельствует перепланировка его расходов. Они резко концентрируются на новых направлениях: Сочи, Сколково, саммит АТЭС во Владивостоке, туристическая зона на Кавказе… Это вынуждает чиновников сокращать траты по привычным направлениям, практически «похоронив» Инвестиционный фонд, образовательный и медицинский нацпроекты. Дольше всех продержался нацпроект «Доступное жилье», но в 2011-м госрасходы и на него сократятся на 36%.
Зато весьма заметно вырастут расходы на оборону - в течение трех лет до 2 трлн рублей, что составит 17,2% ВВП. ЗАТРАТЫ ПО РАЗДЕЛУ «НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА» РАСТУТ УЖЕ 10 ЛЕТ ПОДРЯД, отмечает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин МАКИЕНКО: в бюджете нынешнего года на эти цели заложены рекордные 1,265 трлн рублей. В ближайшие три года рекорд будет перекрыт на 60%.* * В 2011 году расходы на оборону составят 1,433 трлн рублей, из них на жилье военнослужащим будет отпущено 148,5 млрд рублей, на денежное содержание - 833,5 млрд рублей. Зарплаты правоохранителей и судей планируется повысить на 6,5%. В связи с этим Сергей АЛЕКСАШЕНКО, директор по макроэкономическим исследованиям ГУ-ВШЭ, считает, что бюджет-2011 «носит откровенно военно-полицейский характер - ощутимо растут только расходы на оборону, безопасность и правоохранительную деятельность».
Триллионная дыра
Главная проблема бюджета будущего года - его дефицит. То, что расходы превышают доходы, - не новость: так было в прошлом году, так будет и в этом. Однако в 2011-м сложится особая ситуация: впервые в распоряжении правительства не окажется Резервного фонда, за счет которого затыкалась финансовая дыра в 2009-2010 годах. К концу этого года, по расчетам министра финансов Алексея Кудрина, Резервный фонд может быть полностью исчерпан.
Официальный прогноз бюджетного дефицита на 2011 год составляет 1,8 трлн рублей, или 3,6%. Много это или мало? С одной стороны, такой цифре могли бы позавидовать многие европейские страны (вроде Греции, Испании или Венгрии), в чьих способностях погашать долги разуверились инвесторы. С другой стороны, некоторым экспертам прогноз Минфина кажется излишне оптимистичным, ведь он основан на том, что цены на нефть в следующем году останутся приблизительно на сегодняшнем уровне (сейчас средняя цена $75,6 за баррель). Между тем Наталия ОРЛОВА, главный экономист Альфа-Банка, полагает, что нефть будет дешеветь, кроме того, ДЕФИЦИТ МОЖЕТ ВЫРАСТИ ЗА СЧЕТ НЕУЧТЕННЫХ ЗАТРАТ, КОТОРЫЕ ПОЯВЯТСЯ В СВЯЗИ С НЫНЕШНЕЙ ЗАСУХОЙ И ПОЖАРАМИ. Минрегион уже запросил на следующий год дополнительно 4,6 млрд рублей на строительство новых жилых домов взамен сгоревших. А НЕКОТОРЫЕ ЭКСПЕРТЫ СЧИТАЮТ, ЧТО СУММАРНЫЕ ПРЯМЫЕ ПОТЕРИ ОТ ПРИРОДНЫХ АНОМАЛИЙ СОСТАВЯТ НЕ МЕНЕЕ 1% ВВП.
Чтобы заделать дыру в бюджете, Минфин, по идее, должен сокращать расходы. Однако суммарные траты в 2011 году даже несколько возрастут - на 0,2 трлн рублей (до 10,4 трлн рублей). Правительство в очередной раз пойдет на повышение пенсий: они в предвыборном 2011-м в среднем будут на 9,4% выше, чем в этом году. Остальным бюджетникам поблажек ждать не стоит: увеличения зарплат для них не предусмотрено.
Все на продажу!
Чтобы увеличить доходы бюджета, правительство решило вернуться к БОЛЕЕ АКТИВНОЙ ПРОДАЖЕ ГОССОБСТВЕННОСТИ. Это решение уже наделало много шума. Еще бы: на продажу будут выставлены акции «Роснефти», ВТБ, Сбербанка, «Транснефти», «Русгидро» - сплошные «голубые» фишки! Некоторые эксперты даже поставили грядущую распродажу в один ряд с ваучерной приватизацией и залоговыми аукционами 90-х. Проект бюджета-2011 полностью рассеивает эту иллюзию: от приватизации казна в следующем году получит совсем небольшие деньги - порядка 0,3 трлн рублей, или около 3% доходов. Примерно столько же запланировано и на 2012-2013 годы. Главная особенность готовящихся сделок в том, что ДАЖЕ ПОСЛЕ ПРОДАЖИ ПРАВИТЕЛЬСТВО НЕ ЛИШИТСЯ КОНТРОЛЯ НАД ЭТИМИ АКТИВАМИ. Во всех случаях вывести на рынок предполагается миноритарные пакеты госкомпаний или их небольшую часть. Контрольный пакет останется у государства. По мнению главного экономиста УК «Финам менеджмент» Александра ОСИНА, ГОСУДАРСТВО НАМЕРЕНО ИЗЯЩНО ПРОДАТЬ ФАНТИКИ, НЕ РАССТАВШИСЬ С КОНТРОЛЕМ НАД КЛЮЧЕВЫМИ КОМПАНИЯМИ СТРАНЫ. Заработать на дивидендах частным инвесторам в госкомпаниях не удастся, можно только рассчитывать на рост стоимости акций. Но как показал опыт докризисных «народных IPO», играть в эти игры с государством не стоит. Динамика цены проданных тогда государством акций оказалась гораздо хуже, чем динамика индекса РТС.
Чиновники неплохо овладели искусством «продавай на максимуме - покупай на минимуме». В итоге УБЫТОК ИНВЕСТОРОВ ОТ ПРИВАТИЗАЦИОННЫХ ПОКУПОК 2007-2008 ГОДОВ (ВТБ, «Роснефть», Сбербанк, многочисленные электроэнергетические компании) СОСТАВИЛ $16 МЛРД, подсчитал Стивен ДАШЕВСКИЙ, управляющий директор «Дашевский и партнеры». Вряд ли такая статистика вдохновит их на повторение опыта с покупкой намеченных для приватизации пакетов акций, как бы близкие к правительству экономисты ни запускали слухи об интересе к покупкам со стороны Китая и Арабских Эмиратов.
Праздник фискала


Еще в начале лета, на Петербургском международном экономическом форуме, Алексей Кудрин утверждал, что в условиях дефицита бюджета предпочитает сокращать расходы, а не увеличивать налоги. Экономическая и политическая (впереди два выборных года) реальность заставили министра поступиться принципами: НАЛОГИ БУДУТ ПОВЫШЕНЫ, ПРИЧЕМ ДОСТАТОЧНО РЕЗКО. Более 1 трлн рублей в год должен принести в казну самый существенный в XXI веке скачок налоговой нагрузки: с 1 января 2011 года увеличится отчисление с фонда оплаты труда с 26% до 34%. Эксперты опасаются, что СЛЕДСТВИЕМ ЭТОГО РЕШЕНИЯ МОЖЕТ СТАТЬ ЗАМЕТНЫЙ РОСТ ТЕНЕВЫХ ЗАРПЛАТ.
Еще одна налоговая новация: резкое (на 61%) повышение размера ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на газ в 2011 году. Все последние годы «Газпром» успешно пресекал попытки экономических ведомств поднять ставку НДПИ хотя бы в соответствии с инфляцией - теперь это наконец произошло. Это, по расчетам Минфина, должно добавить в казну 51,2 млрд рублей в год. Металлургам Минфин приготовил фискальный сюрприз в виде 10%-ной пошлины на вывоз меди. Кроме того, вводится значительная (на 30-40%) индексация акцизов на табачную продукцию (см. подробнее The New Times № 22 от 28 июня 2010 года). Наконец, бензиновый акциз должен заменить транспортный налог, что заметно увеличит налоговую нагрузку на автомобилистов (по расчетам Минфина, на 83 млрд руб. в 2011 году). Главный экономист «Тройки Диалога» Евгений ГАВРИЛЕНКОВ считает, что ПОВЫШЕНИЕ НАЛОГОВ - ЛОГИЧНЫЙ ШАГ, ЗА ОДНИМ «НО»: ПОВЫШАЮТСЯ СОВСЕМ НЕ ТЕ НАЛОГИ, КАКИЕ СЛЕДОВАЛО БЫ ПОВЫСИТЬ. КРАЙНЕ НИЗКОЙ ОСТАЕТСЯ НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА НА ГАЗ, А У НЕФТЯНИКОВ НЕ ОТОБРАНЫ ЛЬГОТЫ, КОТОРЫЕ ИМ ДАЛИ, ЧТОБЫ ПЕРЕЖИТЬ КРИЗИС, ХОТЯ ЦЕНА НЕФТИ ДАВНО ВЫРОСЛА. Рост налоговой нагрузки заметно ухудшает перспективы экономического развития, считает Александр Осин из УК «Финам менеджмент»: «Если говорить о грядущем увеличении налогов на бизнес, который и без того скорее жив, чем мертв, то НЕПОНЯТНО, ЗА СЧЕТ КАКИХ СТИМУЛОВ НАША ЭКОНОМИКА БУДЕТ ВОССТАНАВЛИВАТЬСЯ».
Минфин подготовил бюджет компромиссов, считает главный экономист Deutsche Bank Ярослав ЛИСОВОЛИК: правительство не отказывается от своих прежних социальных обязательств, но, сокращая расходы, оно пускает под нож многие потенциальные «драйверы» экономического роста и в очередной раз заигрывает с силовиками. Все остальное - как раньше: бюджет полностью зависим от мировых цен на сырье.

The New Times № 25 от 16 августа 2010 г.
http://newtimes.ru/articles/detail/25475/
Примечание: выделение ПРОПИСНЫМИ - моё.

приватизация, бюджет, расходы, налоги, Алексашенко, доходы, бизнес, правительство

Previous post Next post
Up