Не попасть в ловушку
Патриарх предложил расширить курс преподавания в школе основ религиозных культур с одного года до восьми лет. Общественный совет Министерства образования и науки единогласно отверг это предложение. Почему?
Еще на стадии дискуссии о введении школьного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ) у Общественного совета была позиция, не совпадающая с той, которую хотела бы видеть РПЦ. Мы считали, что необходимые знания мог дать общий курс "Основ религиозных культур", который, в свою очередь, мог бы стать частью преподавания в школе истории. Просили не забывать, что этика, религиозность скорее воспитываются в семье, а не в школе. Напоминали, что углубленные знания по интересующей религии можно получать факультативно, например в форматах воскресных школ.
Вспоминая ситуацию на заседаниях три-четыре года назад, можно сказать, что не было острее критиков преподавания отдельных религиозных культур, чем представители Совета муфтиев. Сейчас их позиция поменялась, но это не значит, будто все так гладко. В конце прошлого года выяснилось, что, к примеру, в Татарстане и Башкирии не подготовили ни одного школьника по "Основам православной культуры". С другой стороны, еще два года назад один из постпредов президента на Северном Кавказе назвал введение религиозных дисциплин большой ошибкой. В регионах с тяжелой правовой и религиозной ситуацией местные, в том числе и радикальные, муфтии оказались почти на законных основаниях в школе. Проконтролировать их работу на тот момент, по его утверждению, не представлялось возможным.
Сейчас уже можно говорить о том, что сама дискуссия о введении ОРКСЭ тогда, безусловно, имела подтекст. И главным здесь был вопрос: этот курс - расширение детского мировоззрения, диалог культур или миссионерская деятельность? Было очевидно, что, если цель - вероучительство и в конечном счете индоктринация школьников, то курсом в 4-м классе дело не ограничится.
Сейчас, спустя три года после введения ОРКСЭ как обязательного, глава РПЦ патриарх Кирилл предложил изучать этот предмет практически на всем протяжении обучения в школе со 2-го по 9-й класс. "Надеемся, что это предложение получит поддержку министерства",- сказал патриарх.
Но с этим пока вышла загвоздка: на прошлой неделе Общественный совет Министерства образования и науки под сопредседательством академика, лауреата Нобелевской премии Жореса Алферова и заслуженного учителя России, директора одной из московских школ Евгения Ямбурга единогласно отверг предложение о расширении курса. Говорилось на совете и о том, что, окажись религиозные предметы в школьной программе на протяжении почти всех лет обучения, открой школа двери для священнослужителей, это станет уже угрозой положению Конституции о светском характере общества и невозможности устанавливать какую-то религию "в качестве государственной или обязательной".
Собственно, приход священников и муфтиев в школу будет неизбежен, поскольку преподавать такой большой курс окажется просто некому. Даже сегодня, с одним учебным годом, школа справляется сложно: 70 процентов преподавателей ОРКСЭ - бывшие учителя начальных классов. У большинства все образование по предмету - 72 часа переподготовки. Им нелегко о духовном и нравственном говорить и с 10-летними, а каков будет диалог с 15-16-летними? Происходящее сейчас не назовешь странным, ведь курс не так давно введен и находится в экспериментальном режиме. Тем более преждевременным выглядит такое радикальное расширение эксперимента, что признал и сам министр образования и науки Дмитрий Ливанов. А академик Жорес Алферов вообще призвал перевести и сегодняшний курс в формат факультатива.
Предложение патриарха уже вызвало волнение в учительских коллективах. Они только-только болезненно пережили жертву одного часа русского языка либо литературы в пользу ОРКСЭ, теперь у них должны отнять в 8 раз больше учебного времени. Чем может пожертвовать министерство в ситуации, когда добавлять школьникам часы уже невозможно? Предметы, преподаваемые со 2-го по 9-й класс,- это русский язык и литература, математика, физкультура. Готовы ли родители, школьники, учителя и министерство сократить эти базовые дисциплины?
Очевидно, что ввести растянутый на 8 лет курс - это попасть в ловушку. И речь не только об очевидном конфликте предметников борющихся за свои часы, о болезненном переделе курсов. Для школьного коллектива, как считают сами педагоги, пустить в школу священника - это волей-неволей создать параллельный центр власти (а священник в школе не может им не быть). С другой стороны, недопустимо, чтобы религиозным образованием занимались те, кому это дело внутренне не близко. Практика, когда религиозные образовательные модули могли бы даваться в нагрузку, чтобы добрать часов для полной ставки, легко загубит сами эти образовательные инициативы.
Уже сейчас под вопросом предусмотренная для родителей свобода выбора из шести возможных модулей предмета. Как показали исследования, 60% четвероклассников предлагалось вместо шести всего один-два варианта... При этом минимум пятая часть выбрала курс, чтобы не противопоставлять себя классу - не выделяться. Парадоксально в этом смысле мнение заслуженной учительницы России Ларисы Листовой: при возможности выбора дети и родители выбирают не предмет, а учителя.
Надо отдать должное РПЦ, в вопросе школьного образования там ведут себя напористо и последовательно. Например, священники стараются участвовать в родительских собраниях, агитируя за выбор "Основ православной культуры". По просочившимся в печать сведениям, в некоторых областях департаменты образования уже ставят контрольные цифры четвероклассников, которым вменяется выбор православного модуля. На состоявшейся три месяца назад в храме Христа Спасителя конференции преподавателей "Основ православной культуры" их строго предупредили, что "на них лежит особая ответственность за будущее России". Такая наступательная позиция может привести к результатам, обратным желаемым. Питерский учитель истории, а по совместительству клирик Феодоровского собора, диакон Алексей Волчков написал не так давно: "Напористость Церкви, лоббирующей свою образовательную инициативу, создала у многих ощущение, что единственная стратегия, которая используется по отношению к школе,- это стратегия экспансии, захвата. Неверно понятая политика Церкви рождает неверные реакции - с любым "захватчиком" каждый благородный человек должен бороться... Одни триумфальный приход Церкви в школу, понимаемый исключительно в виде внедрения курса ОПК ("Основ православной культуры".- "О"), воспринимают как событие, которое неизбежно приведет к моральному оздоровлению учащихся, а в будущем и к возрождению Отечества. В свою очередь, основная часть педагогического сообщества узрела в церковных инициативах опасность для светского характера школьного образования. В священнике, переступающем порог школы, сразу увидели потенциального инквизитора, превращающего детей в религиозных фанатиков".
Определенная тревога о ситуации чувствуется и в министерстве. Иначе в методическом письме по преподаванию ОРКСЭ не было бы фразы о том, что запрещается "подготовка обучающихся к участию в богослужении и обучение религиозной практике".
Трудно сказать, как эффективно работает при выборе модуля обучения административный ресурс, но, как говорят практики, обучение главным образом носит коллективный характер - весь класс выбирает что-то одно. Учителям просто невыгодно дробление классов, уроки с несколькими детьми, заработок за такие часы копеечный. Из 1 445 298 нынешних четвероклассников 651 106 выбрали "Основы светской этики", 473 181 - "Основы православной культуры", 262 846 - "Основы религиозных культур", 51 345 - "Основы исламской культуры", 311 - "Основы иудейской культуры". Подчеркну, что ответственность за выбор несут родители.
Мы видим, что, несмотря на высоких лоббистов, успехи РПЦ не столь уж подавляющи. А в ответ на рассуждения о возрождении традиций какая-то часть общества резонно отвечает, что жизнь традиций не вечна, какие-то из них естественным образом отмирают. Однако новый рубеж, на который пытается вывести школу РПЦ, на мой взгляд, уже нуждается не в дискуссиях и инструктивных письмах, а в полноценном референдуме. Уроки религии на протяжении всего школьного обучения меняют его светский характер, а это уже должен одобрить или не одобрить не министр и даже не патриарх. Радикальное перераспределение учебных часов, следовательно, и знаний в пользу религиозных дисциплин нуждается в обсуждении с широкой школьной и родительской общественностью. А как показал Общественный совет, ни те, ни другие пока к расширенному преподаванию ОРКСЭ не готовы. Их пугает даже не столько религия, сколько совсем простые вещи: перегрузка детей, невозможность урезать другие, более важные дисциплины. Школьная программа - не газета, она не должна меняться под изменение идеологической линии: вчера либеральная, сегодня консервативная, завтра опять либеральная... "От нас все время чего-то требуют,- говорил один из руководителей Академии образования,- введите уроки по сжиганию мусора, по налоговой грамотности, по дорожному движению..."
Конечно, церковь обижается: разве образование - это особое пространство, где нет места религиозности? В завязавшейся по этому поводу дискуссии мне показался точнее других довод известного специалиста образования Виктора БОЛОТОВА из НИУ ВШЭ: "Поймите,- говорил он,- в школе не проходят лобовые ходы. Введение предмета - еще не гарантия результата".
И в этом смысле культурологический курс по истории мировых религий важнее курса по конкретной религии. Страна живет в ситуации, когда, возможно, важнее понять чужого, чем своего. Но к этому выводу тоже нужно прийти вместе.
Виктор ЛОШАК - журналист, редактор. Бывший главный редактор журнала "Огонёк", с конца 2012 г. - директор по стратегии ИД "Коммерсант".
Член IPI (Международного института прессы) и вице-президент Российского отделения IPI, профессор МГИМО.
Лауреат премий Союза журналистов СССР и России, награжден орденом Знак Почета, медалями, польским орденом Офицерского Креста. В 2003 г. был признан Союзом журналистов России "Главным редактором года".
С 2008 по 2012 год - председатель Общественного совета Минобрнауки, сейчас член ОС.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Лошак,_Виктор_Григорьевичhttp://www.ogoniok.com/authors/vloshak/ Журнал "Огонёк" №14 от 13.04.2015
http://www.kommersant.ru/doc/2702827 ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Программа "Родительское собрание"
(08.02) Уроки религии в школе: за и против
Евгений БУНИМОВИЧ, поэт, публицист, общественный деятель и педагог
Ксения МОЛДАВСКАЯ, литературный критик, мама выпускника
Герман ДЕМИДОВ, руководитель сектора основ православной культуры Синодального отдела религиозного образования и катехизации
http://www.echo.msk.ru/programs/assembly/1487708-echo/