Павел ШУЛЬГИН: Цензура именем Академика Лихачева

Apr 15, 2015 09:50

Вот что такое настоящее кощунство


В информационном пространстве культуры появились уникальные сообщения. Первое из них - что Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Лихачева будет вести оценку соответствия современных театральных постановок классическому тексту авторов. Это заявлено именно как «экспертиза соответствия», то есть, по-простому говоря, проверка. На основе соответствия (или несоответствия) предполагается сделать выводы «для организации юридических действий». И мы понимаем, что речь фактически идет о завуалированном, но достаточно просматриваемом введении аппарата цензуры.
Тут подоспели и другие сообщения. Об увольнении руководителя Новосибирского театра оперы и балета за неправильные сцены в спектакле. Об оценке институтом наследия сразу нескольких режиссеров (формирующих, по сути, современное развитие театра) как исказивших классическое наследие. И мы понимаем, что юридические действия уже организуются и цензура в действии.
Давно мы не видели такого. Много вопросов возникает о нашем настоящем и будущем. Но один - просто режет слух: почему в качестве цензурного органа выбран научный институт, созданный академиком Лихачевым и носящий его славное имя? Это верх цинизма - использовать для оправдания стукачества на деятелей культуры имя человека, который был одним из нескольких академиков, не подписавших коллективное письмо, позорящее Сахарова, постоянно выступал в защиту культуры от произвола властей. Что же произошло?
Институт культурного и природного наследия был создан в 1992 году, в первый же год существования новой России. Событие это можно назвать беспрецедентным и для того времени, и для культурной политики в целом. Время было очень непростое с точки зрения наполнения бюджета, но именно в тот период была заложена стратегия сохранения национального наследия. В конце 1980-х - начале 1990-х годов была организована большая часть музеев-заповедников и национальных парков. Страна подписала международную конвенцию о Всемирном культурном и природном наследии, вышла из самоизоляции и представила первые свои объекты в этот престижный список.
Образование института (а он был сформирован на базе научно-общественного совета при Советском фонде культуры) можно также отнести к одному из стратегических решений того времени. Мне пришлось стоять у истоков его формирования, и я помню, какое удивление и восхищение вызывало это у наших коллег из бывшего СССР и у зарубежных специалистов. Аналоги ему трудно было найти даже в странах со сложившейся научной школой охраны старины.
Институт разрабатывал программы для таких известнейших музеев-заповедников, как «Ясная Поляна», «Михайловское», «Куликово поле», создавал новые национальные парки. Несколько десятков исторических городов используют в своем развитии его научные наработки.
Но вот с приходом нового министра ситуация изменилась: наука в сфере культуры, видимо, показалась лишней. С нахрапом, буквально в течение года, под предлогом экономии средств для повышения заработной платы произошли массовые сокращения ученых, поменялись внутренняя структура и направления работы институтов. В четырех из пяти имевшихся в ведении министерства институтов директора были сняты, а в одном директор, к сожалению, умер.
В институт культурного и природного наследия также был назначен новый руководитель: как вы, наверное, догадались - «эффективный менеджер», не имеющий ни ученой степени, ни опыта работы в науке, ни какого-либо отношения к сфере культуры. После года работы он был уволен, как говорится, «не приходя в сознание» и так и не поняв, для чего этот институт был создан академиком Лихачевым. Но механизм разрушения уже был запущен: уволились ведущие сотрудники, несогласные с безграмотным руководством, перекроены направления исследований, а дальнейшая политика сконцентрировалась на массовом приеме в институт каких-то совершенно не замеченных ранее в науке и культуре людей. (Удивительное сходство с ранее реализованным вариантом «сердюковщины».)
Результат оказался предсказуемым. Научно-аналитическая составляющая сошла на нет, уступив место стремлению предугадать желания и волю начальства. Показательной стала судьба первого в истории страны Государственного доклада о состоянии культуры, превратившегося в беспроблемную справку о проделанной работе. Именно безграмотность, невозможность сформулировать стратегические задачи при неуемном желании руководить всем подряд вызвали к жизни проверенную советскую модель руководства культурой - по принципу «запрещать и разрешать». Ее инструментом является не научный анализ, а примитивная цензура. И здесь все равно, с чего начать: с защиты ли классиков, с борьбы против показа темных сторон жизни, употребления иностранных слов или еще с чего-нибудь. Главное - ввести процедуры проверок и на их основе «вводить организационные действия»; проще говоря, менять руководителей, приглашать очередных «эффективных менеджеров» и т.д.
Напомню, как Дмитрий Сергеевич Лихачев оценивал схожие тенденции на заре советской власти: «Ведь что такое Октябрьский переворот? Против кого он был направлен? Против интеллигенции. (…) Во власти стояли полузнайки. Стали арестовывать профессоров».
Я подробно остановился на судьбе одного из научных институтов, но уже видится, что именно этот вариант, скорее всего, будет использоваться и далее, для погрома всей остальной сферы культуры. Впрочем, останется и часть, свободная от какой-либо цензуры. Об этом говорит еще одна недавняя «новость культурной жизни». По многочисленным просьбам членов коллегии Минкультуры было решено прекратить практику приглашения представителей прессы. Сие радостное сообщение было отмечено немедленным прекращением прямой трансляции заседания коллегии, на котором и было озвучено...
Зачем я это пишу? - задаю сам себе вопрос. Наверное, не для того, чтобы еще раз пройтись по позиции Минкультуры: мне кажется, что за эти годы любой творческий человек, столкнувшийся с министерскими порядками, прекрасно понял, с чем он имеет дело, и каждый думающий человек уже сформировал свое отношение к этому органу.
Хотелось бы, чтобы читатель знал следующее. Уверен: в ближайшее время цензурные заходы будут возникать вновь и вновь, и как инструмент цензуры опять будут поминать институт культурного и природного наследия имени Лихачева. Но вот именно что «поминать». Поскольку того института, который создавал академик Лихачев, уже не существует. И самым разумным было бы переименовать его в какой-нибудь Институт выполнения министерских пожеланий, присвоить ему имя современного министра - и пусть далее там лепят все, что прикажут в министерстве. Так было бы честно по отношению к действительной ситуации и меньше позора для достойного имени академика.
Есть и еще один вопрос. В сложившейся ситуации воинствующего бескультурья хотелось бы иметь какое-то место объединения людей, которым не безразлично такое положение и которые задумываются о будущем культуры в нашей стране. И здесь опять хочется обратиться к памяти Дмитрия Сергеевича Лихачева, к его деятельности в Советском фонде культуры.
Эта общественная организация была местом, куда прибывали ходоки со всей страны; где защитники памятников истории и культуры, краеведы, местные активисты (которых власти считали «местными сумасшедшими») получали защиту, совет, напутствие для своих очень нужных и правильных дел. Что удивительно - фонд ставил и стратегические задачи, и одновременно помогал защите культуры в самой дальней провинции. Значение его было огромным для культурного и политического самосознания людей в то непростое перестроечное время!
Сейчас мы видим, как создаются и рушатся проекты создания политических партий, стремящихся стать выразителями интересов интеллигентного человека. Как огромные средства уходят на пустые, по сути, гудки. Мне кажется, что создание современной версии Фонда культуры могло бы стать насущным ответом на вызов времени, а вложенные в сохранение культуры средства - самыми достойными вложениями. Которые, безусловно, окупятся с лихвой, когда временная тьма мракобесия над Россией развеется.
Павел ШУЛЬГИН - культуролог, экономист. Специалист в области культурного и природного наследия, экономики культуры и туризма. Автор концепции «уникальных исторических территорий».
Профессиональные интересы: региональное социальное развитие; комплексные региональные программы развития культуры; организация и развитие туризма; сохранение и использование культурного и природного наследия; историко-культурные территории, культурный каркас, музеи-заповедники.
С 1992 г. - заместитель директора по научной работе, председатель редакционно-издательского совета, заведующий сектором комплексных региональных программ охраны и использования культурного и природного наследия Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва. С 2014 г. - зав. отделом комплексных региональных программ социально-культурного развития НИУ ВШЭ.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Шульгин,_Павел_Матвеевич
http://www.hse.ru/org/persons/117394502


"Московский комсомолец" №26780 от 4 апреля 2015
http://www.mk.ru/social/2015/04/03/cenzura-imenem-akademika-likhacheva.html
Примечание: выделение болдом - моё.

Владимир МИРЗОЕВ, режиссер
<> Это специалисты-искусствоведы в штатском, поэтому целеполагание очень простое: усиливать раскол в обществе, усиливать холодную гражданскую войну, потому что консолидированное просвещённое общество - это и есть самая главная опасность для них.
Поэтому те господа, которые сегодня возглавляют не только институт им. Лихачёва, но и Министерство культуры - у них совершенно другие задачи. И они вбивают клинья во все трещины, которые есть, которые, естественно, возникают, потому что общество все время усложняется, разнообразие и количество точек зрения всё время увеличивается. Это нормальный ход событий. Никакого моносуждения быть не может ни по одному вопросу. Но вбиваются клинья, чтобы общество было не консолидировано: столкнуть лбами верующих и неверующих, москвичей и провинциалов, кавказцев и русских, людей разного возраста, рационалистов и интуитивистов. И вот это предельно раздробленное, деморализованное общество не представляет опасности для правящей номенклатуры. Вот и всё. Всё просто, как яйцо.
из программы "Культурный шок" (04.04)
http://www.echo.msk.ru/programs/kulshok/1523698-echo/

РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
Андрей КОЛЕСНИКОВ: Тангейзеровщина, или проблема с пониманием "общественного блага"
http://loxovo.livejournal.com/6562071.html
Ирина ПРОХОРОВА: "Невозможно вести диалог с погромщиками" (ИНТЕРВЬЮ) (фев 2015)
http://loxovo.livejournal.com/6557420.html
Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ: "Разлом пошел через культуру"
http://loxovo.livejournal.com/6553789.html
Лев РУБИНШТЕЙН: Минкульт предков
http://loxovo.livejournal.com/6548599.html
Протест против Мединского как форма внутреннего объединения (ИНТЕРВЬЮ А. АРХАНГЕЛЬСКОГО)
http://loxovo.livejournal.com/6547378.html
"Это какое-то Министерство правды из романа Оруэлла" (+ ВИДЕО)
http://loxovo.livejournal.com/6546993.html
!!!!!!! Теодор КУРЕНТЗИС: Министерство культуры своими действиями увеличивает раскол в обществе
http://loxovo.livejournal.com/6545888.html
Александр НЕВЗОРОВ: Человек с бананом
http://loxovo.livejournal.com/6545633.html
Николай УСКОВ: Мединский и пустота
http://loxovo.livejournal.com/6544279.html
Илья МИЛЬШТЕЙН: Директор по вызову
http://loxovo.livejournal.com/6543790.html
Юлия ЛАТЫНИНА: Всякая власть есть Бог
http://loxovo.livejournal.com/6542858.html
"Что страшнее - порча церкви или порча нации?"
http://loxovo.livejournal.com/6542080.html
!!!!!!!!!!!!!!! Алена СОЛНЦЕВА: Традиционно обиженные
http://loxovo.livejournal.com/6540651.html
Пишите жалобы. Чем грозит стране появление касты "профессионально обиженных"
http://loxovo.livejournal.com/6540531.html
В своем репертуаре. Зачем государство идет в театр
http://loxovo.livejournal.com/6539961.html
"Идеологическая цензура моментально становится вкусовой" (ИНТЕРВЬЮ Андрея ПРОШКИНА)
http://loxovo.livejournal.com/6539740.html
!!!!!!! Александр МИНКИН: Идёт волна погромная! Священная волна
http://loxovo.livejournal.com/6536328.html
Сергей ЛЕСКОВ: Тангейзер против Эйнштейна
http://loxovo.livejournal.com/6533237.html
!! Антон БАРБАШИН: Консервативная столица России
http://loxovo.livejournal.com/6528924.html
Александр МИНКИН: Лучше больше читать и меньше писать
http://loxovo.livejournal.com/6528750.html
Антон ОРЕХЪ: Государство - это мы!
http://loxovo.livejournal.com/6528223.html
Алена СОЛНЦЕВА: Директора театра уволили по требованию митрополита
http://loxovo.livejournal.com/6527725.html
Марк ЗАХАРОВ: Если бы Малевич согласовывал картины с начальством, мы бы о нем никогда не узнали
http://loxovo.livejournal.com/6525753.html
Дмитрий БЫКОВ: От скандала с "Тангейзером" до... запрета Библии?
http://loxovo.livejournal.com/6525563.html
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ: Тангейзер и митрополит
http://loxovo.livejournal.com/6525413.html
!!!!!!!!!!!!! "Варвары духа" берут в кольцо. Светский характер государства поставлен под сомнение
http://loxovo.livejournal.com/6523035.html
Александр НЕВЗОРОВ: Иисус Тангейзерович Чаплин
http://loxovo.livejournal.com/6504963.html
Русская метаморфоза. Олег КАШИН о бананах, опере и замороженной мясной туше
http://loxovo.livejournal.com/6502052.html
Юрий БЕРШИДСКИЙ о новом театральном скандале: Атака защитников
http://loxovo.livejournal.com/6497868.html
Александр ТИМОФЕЕВСКИЙ: Не должно быть Политбюро по духовной части
http://loxovo.livejournal.com/6494539.html
!!!!!!!!!!!!!!!!! Театральный критик Марина ДАВЫДОВА: Ползучая революция серости
http://loxovo.livejournal.com/6466105.html
От редакции: Свобода пения
http://loxovo.livejournal.com/6465865.html
Матвей ГАНАПОЛЬСКИЙ: Русофобская улыбка Джоконды
http://loxovo.livejournal.com/6421095.html
Театральный режиссер Кирилл СЕРЕБРЕННИКОВ: Позор России
http://loxovo.livejournal.com/6401049.html

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Дьякон Андрей КУРАЕВ:
Подстава от Минкульта
http://diak-kuraev.livejournal.com/800433.html
Под свою анафему падоша...
http://diak-kuraev.livejournal.com/799989.html
«Они привыкли выставлять себя голосом Бога»
Диакон Кураев об антропологической катастрофе в Церкви
http://tvrain.ru/articles/oni_privykli_vystavljat_sebja_golosom_boga-384649/
Вопрос для новосибирского митрополита
http://diak-kuraev.livejournal.com/798050.html
«Владыка, попробуйте не оскорбиться»
Андрей КУРАЕВ обратился к новосибирскому митрополиту
http://tvrain.ru/articles/vladyka_poprobujte_ne_oskorbitsja_andrej_kuraev_obratilsja_k_novosibirskomu_mitropolitu-384641/
*
«Христом Богом молю - отстаньте от искусства»
На митинг в поддержку «Тангейзера» в Новосибирске вышли несколько тысяч человек
http://www.novayagazeta.ru/society/67946.html
Борис МЕЗДРИЧ: «Я не жалею об этой истории»
https://openrussia.org/post/view/3885/
Новосибирский театр - новый расцвет цензуры
«В 1930-е годы было точно так же», - режиссеры и критики об атаке на новосибирский театр
Скандал с постановкой «Тангейзера» в Новосибирском академическом театре оперы и балета, уже достигший всероссийских масштабов, продолжает набирать обороты. Замглавы администрации президента Магомедсалам Магомедов, комментируя ситуацию, не исключил, что может быть введен предварительный просмотр спектаклей в государственных театрах перед премьерой
К скандалу подключились кинематографисты, которые считают отставку директора театра произволом и требуют отставки министра культуры.
"Открытая Россия" расспросила театральных режиссеров Юрия Муравицкого и Филиппа Григорьяна и критиков Павла Руднева и Антона Хитрова о новом расцвете цензуры.
ВИДЕО: https://www.youtube.com/watch?v=E_iW5_EqHhY
(!!!) Борис КОЛЫМАГИН - «Тангейзер»: борьба с «пидарасами» продолжается
http://ej.ru/?a=note&id=27371
http://mvvc44tv.cmle.ru/?a=note&id=27371
Скандал вокруг оперы «Тангейзер» продолжает набирать обороты
http://echo.msk.ru/news/1520986-echo.html
Репертуары гостеатров перед постановками хотят смотреть
Замглавы администрации президента раскритиковал «Тангейзер» и рассказал о протестах в Бурятии
http://www.kommersant.ru/doc/2697794
КиноСоюз потребовал увольнения Мединского и восстановления директора НГАТОиБ
http://www.newsru.com/cinema/30mar2015/uvolitmedinskogo.html
Кем был Борис Мездрич для Новосибирской оперы. Кого отставили за «Тангейзера»
http://www.novayagazeta.ru/arts/67855.html
Кремль назвал увольнение Мездрича из-за оперы «Тангейзер» вынужденным шагом
http://www.ntv.ru/novosti/1385618/
Песков: Директора НГАТОиБ уволили за "нарушение субординации", цензура не при чем
http://www.newsru.com/cinema/30mar2015/peskovtangeiz.html
"Тангейзер" дал отставку
На должность директора Новосибирского оперного театра вместо Бориса Мездрича назначен Владимир Кехман
Конфликт между православной общественностью и создателями оперы "Тангейзер" разрешился в пользу первой.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2697596
http://www.kommersant.ru/doc/2697596
«Если это не остановить, мы получим религиозно-государственную цензуру»
Новосибирского губернатора просят защитить «Тангейзер»
http://tvrain.ru/articles/esli_eto_ne_ostanovit_my_poluchim_religiozno_gosudarstvennuju_tsenzuru_novosibirskie_dejateli_kultury_obratilis_s_pismom_k_gubernatoru_v_zaschitu_tangejzera-384392/
Сторонники «Тангейзера» дошли до администрации президента
Активисты передали петицию в поддержку скандальной оперы
http://www.kommersant.ru/doc/2691661
Постановщик «Тангейзера» Тимофей КУЛЯБИН: Когда режиссер вынужден объяснять прокурору свой замысел - это чудовищно
10 марта Новосибирский суд прекратил дело об осквернении религиозных символов в отношении режиссера Тимофея Кулябина и директора новосибирского театра Бориса Мездрича «в связи с отсутствием состава правонарушения». В своем первом после суда интервью автор спектакля рассказал «Снобу» о том, что он ощущал во время суда, о чем бы спросил митрополита Тихона и чья поддержка его удивила
http://snob.ru/selected/entry/89397
Программа "Своими глазами" (04.03)
Как театр может оскорбить чувства верующих?
Кирилл СЕРЕБРЕННИКОВ, кинорежиссер, художественный руководитель Гоголь-центра
Юлий ГУСМАН, художественный руководитель Российской Академии киноискусства - премии "Ника", кинорежиссер
Максим СОКОЛОВ, режиссер-постановщик спектакля "Метель" (по телефону)
http://www.echo.msk.ru/programs/svoi-glaza/1504360-echo/
Священник Алексей УМИНСКИЙ: «Мне глубоко чужда такая постановка вопроса - когда церковь использует прокуратуру для защиты»
https://openrussia.org/post/view/3344/
Антон ГОЛОВАНОВ: Тангейзер P.S.
Сходил в новосибирский Оперный и понял, что все это мы уже проходили с «Левиафаном». Настолько сам арт-объект отличается от шума вокруг него, что возникает ощущение совершенного зазеркалья.
https://openrussia.org/post/view/3550/
Вот вам Закон Божий! И попробуйте не согласиться!
Писатель Игорь МАЛЬЦЕВ - о том, чем угрожает обществу клерикальная атака на искусство
http://izvestia.ru/news/583857
Владимир АБАРИНОВ: Оскорбленные фарисеи
Сегодня многим кажется, что опера - архаичное искусство, и таковым она была всегда. Однако цензура так не считала. Раздутый Новосибирской метрополией РПЦ скандал вокруг оперного спектакля "Тангейзер" заставляет вспомнить исторические прецеденты.
http://www.svoboda.org/content/article/26887988.html
Сергей ГАПОНОВ: Крест на русском театре
Сильно радоваться тому, что «Тангейзер» ушел от суда, не стоит
http://www.mk.ru/social/2015/03/10/krest-na-russkom-teatre.html
Марк Захаров обратился с письмом к испытывающим «цензурный зуд» священникам
http://www.novayagazeta.ru/news/1692235.html
Православие, нагнетание, «Тангейзер»
Как спектакль Новосибирского театра оперы и балета перешел со сцены в зал мирового суда
http://www.novayagazeta.ru/arts/67562.html
Опера Вагнера в Новосибирске "оскорбила верующих"
Режиссер из Новосибирска Тимофей Кулябин и директор Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Борис Мездрич стали ответчиками по делу об оскорблении чувств верующих, усмотревших пасквиль на христианство в постановке оперы Рихарда Вагнера "Тангейзер".
Заявителем в прокуратуру выступил митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, вовсе не видевший спектакля.
http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2015/02/150224_novosibirsk_opera_church_case
Священнослужителя РПЦ оскорбила постановка пушкинской «Метели» в Ижевске
Священник Русской православной церкви Андрианов пожаловался на театральную постановку по повести Пушкина «Метель», прошедшую в Русском драматическом театра Ижевска. Священнослужителя оскорбило использование православной символики во время представления, а также ее вид, который он назвал «гипертрофированным и уродливым». В связи с оскорблением чувств верующих, священник требует публичных извинений.
ДАЛЕЕ http://www.newizv.ru/lenta/2015-03-03/215856-svjashennosluzhitelja-rpc-oskorbila-postanovka-pushkinskoj-meteli-v-izhevske.html
http://www.bbc.co.uk/russian/rolling_news/2015/03/150303_rn_udmurtia_priest_theater
"Мы возвращаемся в какой-то дикий совок": режиссеры и критики - о цензуре и РПЦ
Накануне постановки «Метели» в Ижевске Открытая Россия расспросила имеющих отношение к театру профессионалов о том, можно ли заниматься творчеством с оглядкой на прокуратуру и РПЦ.
https://openrussia.org/post/view/3640/
Прокуратура Новосибирска обвинила постановщика оперы Вагнера в оскорблении чувств верующих
http://www.newsru.com/cinema/24feb2015/wagnerdelo.html
Новосибирский оперный театр будет защищать свою художественную политику от посягательств прокуратуры
http://www.newsru.com/cinema/25feb2015/ngatoib.html
Новосибирский театр решил пойти на мировую с митрополитом Тихоном
http://www.newsru.com/cinema/26feb2015/wagnerdelo.html
Режиссера "оскорбившей" православных постановки "Тангейзера" вызвали на допрос в СК, РПЦ добивается уголовного дела
http://www.newsru.com/cinema/27feb2015/inquisition.html
Вагнер по-человечески
«Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета
http://www.kommersant.ru/doc/2640406
 

искусство, министр, власть, контроль, цензура, свобода, культура

Previous post Next post
Up