Как осваиваются деньги на патриотическое воспитание молодежи

Apr 14, 2015 09:10

Широка казна моя родная
Как осваивают средства на патриотическое воспитание


На патриотическое воспитание граждан в следующую пятилетку планируется потратить втрое больше, чем в прошлую. "Деньги" разбирались, в какую сумму обходится бюджету воспитание любви к родине и на что тратятся средства.
В апреле на сайте regulation.gov.ru для обсуждений был вывешен новый проект программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы". Авторы намерены повысить эффективность патриотического воспитания в стране, поскольку "при нынешнем усложнении геополитической ситуации и участившихся попытках геополитических конкурентов дестабилизировать политическую ситуацию внутри страны... нужно повышать уровень готовности граждан России к защите национальных интересов". На предыдущую программу патриотического воспитания на 2011-2015 годы (ее готовил тогдашний руководитель Росмолодежи Василий Якеменко) федеральный бюджет потратил 591 млн руб. Нынешний руководитель ведомства Сергей Поспелов просит втрое больше - 1,68 млрд руб. В новой программе нет фишки Росмолодежи предыдущих лет - форума "Селигер",- но в остальном все то же - семинары, слеты, конкурсы. По итогам этих акций доля россиян, гордящихся своей страной, должна вырасти на 8%, число организаторов патриотического воспитания - вдвое, воинских частей, шефствующих над образовательными организациями,- втрое, а героико-патриотических и военно-патриотических музеев в образовательных организациях и на предприятиях - в 1,5 раза. Координировать деятельность помимо Росмолодежи будет активизировавшийся в последнее время Роспатриотцентр под руководством Ксении Разуваевой, в апреле прославившийся поиском солдатиков в нацистской форме в детских магазинах.
Арктические траты
Многим кажется, что золотые времена для Росмолодежи закончились с уходом в 2012 году Якеменко и переходом от Минспорта к Минобрнауки, но на самом деле как раз последнее время организации сопутствует финансовая удача. После смены руководства бюджет Федерального агентства по делам молодежи вырос более чем вдвое, с 400 млн до 926 млн руб., а в 2015-м ведомство получит 957 млн руб. (программа "Патриотическое воспитание" только часть общего финансирования). В 2014 году большая часть средств - около 0,5 млрд руб.- проходила через сайт zakupki.gov.ru. По заявлениям Росмолодежи, основная статья расходов - это "Селигер" (240 млн руб.).
"Деньги" проанализировали закупки Росмолодежи и выяснили, что следующая по объему статья расходов ведомства (50 млн руб.) - проведение форума "Экспедиция Арктика" для "молодых людей, чья сфера интересов связана с исследованиями Арктического региона". Хотя расходы были списаны за 2014 год, форум проходил в феврале 2015-го и далеко от Арктики - на берегу все того же озера Селигер. Судя по фотоотчету в "ВКонтакте", большую часть времени участники провели в квестах по заснеженному лесу. С учетом того что форум собрал 150 участников, траты на каждого составили 50 тыс. руб. в день. По словам генерального директора агентства PR Partner Инны Алексеевой, деловые мероприятия в центре Москвы в пятизвездных отелях обходятся в 3-7 тыс. руб. в день на участника (без проживания).
Еще одна крупная статья расходов Росмолодежи - 120 млн руб.- гранты победителям Всероссийского конкурса молодежных проектов. 81 проект получил по 250 тыс. руб., остальные - по 150 тыс., 100 тыс. и 50 тыс. руб. Среди победителей - конкурс молодежного творчества "Это родина моя, всех люблю на свете я", инфографика "15 лет Путина" и проект Молодежного центра противодействия экстремизму. Описание проектов Росмолодежь представить отказалась, сославшись на закон о защите персональных данных.
Остальные статьи затрат более мелкие - 1,9 млн руб. на Форум работающей молодежи, 1,7 млн руб. на круглый стол "Актуальные проблемы патриотического воспитания в образовательных учреждениях", 1,6 млн руб. на Форум казачьей молодежи. В среднем один слет гражданских активистов обходится Росмолодежи в 2 млн руб.
"Вопрос оценки эффективности проведенных мероприятий крайне важен для нас",- сообщили "Деньгам" в пресс-службе Росмолодежи. На наши уточняющие вопросы об эффективности деятельности, охватывающей менее 1% молодых людей, ответили: "Слушать и слышать молодежь - это наша первоочередная задача. На данный момент мы продолжаем работу над совершенствованием качества нашей деятельности".


Поставщики для активистов
В 2010-2011 годах широко обсуждалась тема поставщиков Росмолодежи: почти половину контрактов забирали компании, основанные выходцами из "Наших" и "Идущих вместе". Бывшие участники этих движений оформляли компании на себя, и те открыто побеждали в тендерах. Весной 2014 года пост руководителя Росмолодежи покинул Сергей Белоконев, предположительно из-за подозрения в коррупции. Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов просил Следственный комитет, Генпрокуратуру, МВД и Счетную палату проверить работу Росмолодежи: в ведомстве якобы была налажена схема получения откатов при выполнении госконтрактов. Сейчас ситуация с поставщиками не менее запутанная.
Анализ закупок Росмолодежи показывает, что крупнейший поставщик товаров и услуг ведомства - ООО "Первая тренинговая компания", которое провело форумов и конкурсов более чем на 33 млн руб. В 2014 году по 27 из 28 заявок этой компании на сайте госзакупок были заключены контракты.
Название юрлица такое же, что и у известной санкт-петербургской компании, которая тоже занимается тренингами, однако там сказали, что, во-первых, не являются ООО, а во-вторых, никогда не имели дел с Росмолодежью. По данным "Спарк-Интерфакса", генеральный директор искомой компании - Дмитрий Левин, он возглавляет еще 39 компаний, занятых в совершенно разных отраслях. "Не знаю никакой тренинговой компании, Дмитрию Левину не представлен. А что ему передать?" - ответил мужской голос по мобильному телефону, указанному в регистрационных данных.
Другие заметные поставщики - ООО "Ланкон Люкс", которое заключило контракт на организацию питания на "Селигере" на 30 млн руб., ООО "Профэвент", получившее больше 23 млн руб. за организацию мероприятий, ООО "Центр права и технологий" (более 20 млн руб., организация мероприятий), ООО "Северная звезда" (содействие в проведении мероприятий, более 20 млн руб.), ООО "Маркетинговое агентство "Арт Плюс"" (содействие в организации мероприятий, более 10 млн руб.). Ни у одной из этих компаний нет сайта, в интернете они упоминаются только на порталах, связанных с госзакупками, по телефонам, указанным в заявках, на наши вопросы не отвечают. Более чем в 90% случаев на конкурсы Росмолодежи подается одна заявка, которая и побеждает. "Это не нарушение закона, но может навести на размышления о заточке под конкретного поставщика",- поясняет руководитель проектов Национальной ассоциации институтов закупок Михаил ШЕЛОУМОВ.
Любить за гранты
Еще один источник финансирования патриотизма - президентские гранты НКО. Патриотизм там стал заметной статьей с 2012 года. В 2013 году на гранты было потрачено около 3 млрд руб. По подсчетам "Денег", на проекты, в которых явно фигурировало воспитание патриотизма или величие России, было направлено около 60 млн руб. В 2014 году под патриотизм удалось получить вдвое больше - свыше 130 млн руб., несмотря на сокращение общего бюджета до 2,7 млрд. Результаты проектов, которые получили финансирование в 2013-м, уже можно оценивать (все они должны были состояться в первой половине 2014 года).
Например, АНО "Сибирский пресс-клуб" получило 1,8 млн руб. на проект "Жить и развиваться в России", ориентированный на "формирование у молодежи Сибири и Дальнего Востока чувства патриотизма". Организаторы должны были провести фотоконкурс "За что я люблю Россию?", опрос "Какой я вижу Россию через 10 лет?", в рамках которого "молодым людям будет предложено выбрать и оценить разработанные экспертами варианты развития страны", и конкурс идей "Как сделать жизнь моей малой родины лучше?". По факту опрос представлял собой голосование в "ВКонтакте", в котором с большим отрывом лидировал вариант "Движемся в том же направлении, что и сейчас" (40% голосов). Второе место занял ответ "Российская империя" (более подробное описание отсутствует) (23% голосов). В конкурсе идей первое место занял проект Reemly - "интегрированная система рекрутинга, включающая в себя видеосвязь для проведения онлайн-собеседований", второе - проект "Творческая мастерская": в пояснении написано, что это "единая площадка для всех, кто занимается или хочет заниматься творчеством". С июня 2014 года сайт грантополучателя не обновляется. Руководитель проекта "Жить и развиваться в России" Полина Харламова заявила "Деньгам", что полученные средства были потрачены на сайт, работу сотрудников и церемонию награждения победителей. Подробную смету Харламова демонстрировать не стала.
Фонд поддержки молодых ученых УМА во главе с Анной Чапман получил в 2013 году 2 млн руб. на повышение престижа российских вузов через увеличение индекса цитируемости научных публикаций. Однако об успехах фонда на этом поприще ничего не известно: сайт не обновляется с октября 2014 года, а Чапман сейчас занята развитием собственного бренда женской одежды.
В принципе уровень патриотизма в России за последние годы сильно вырос. На недавний вопрос "Левада-центра": "Является ли Россия в настоящее время великой державой?" - 68% респондентов ответили утвердительно. Как отмечают в "Левада-центре", это абсолютный рекорд за все время проведения этого опроса - с 1999 года. Однако оценить вклад в рост патриотизма реализуемых программ довольно трудно. "Мы не оцениваем эффективность проектов,- прокомментировал "Деньгам" Павел КРАСНОРУЦКИЙ, председатель Российского союза молодежи, который является одним из операторов, решающих, кому выдать грант.- Эту работу выполняет конкурсная комиссия. Мы, как операторы, лишь осуществляем контроль над выполнением календарного плана и расходованием средств".
В 2014 году средства выделяли на проекты, результат которых оценить еще труднее. 1,3 млн руб. получила НОК "Фонд ветеранов Кремлевского полка" на "поиск модели патриотического воспитания, адекватно отражающей реалии современной России". 3 млн руб. выделили молодежной общественной организации "Правая Россия" на "сбор и систематизацию имеющихся в сети интернет сведений по основным направлениям патриотического воспитания в РФ". Не остались без поддержки и проекты с "духовными скрепами": частное учреждение "Дом знаний" получило 7 млн руб. на "объединение патриотической молодежи вокруг духовных скреп". Кроме того, в 2015 году появится интернет-портал "Патриот.онлайн" за 2 млн руб.

Журнал "Коммерсантъ Деньги" №14 от 13.04.2015,
http://www.kommersant.ru/doc/2693417

воспитание, деньги, власть, финансирование, патриотизм, молодежь

Previous post Next post
Up