Александр ЗЕЛИЧЕНКО: Глупость или злоба - кто самый страшный враг?

Apr 06, 2015 22:45

То, что самые страшные враги России находятся не за ее пределами, понятно любому более-менее вменяемому человеку. Нельзя, конечно, сказать, что иностранцы любят нас так, что кушать не могут. Да, и чем бы мы такую горячую страсть заслужили? Но по сравнению с внутренними врагами, конечно, враг внешний - просто милашка. Убиваем себя сегодня мы сами. Без посторонней помощи. Да, и к чему им тратить силы помогать нам, когда мы и сами отлично справляемся. Сиди себе на бережке и жди, пока проплывет труп врага.
Это более-менее нормальные люди понимают. Сложнее с пониманием того, что главный враг не тот, что окопался в Кремле. Здесь адекватность дает первую трещину: иллюзия "сменим власть и всё пройдет" владеет сознанием большинства даже вполне разумных людей.
Отчасти они, конечно, правы - власть менять необходимо. Но само собой от этой смены ничего хорошего не произойдет. Потому что хорошее вообще не ПРОИСХОДИТ - его нужно ДЕЛАТЬ. А как делать - мы не только не знаем, но и не понимаем, что не знаем. Соответственно - и знать не хотим. Что наводит на мысль, что, прогнав плохого начальника, мы просто обречены начать всё сызнова. Из чего - повторяю для тех, кто успел забыть - вовсе не следует, что нужно оставить всё как есть и продолжить заниматься нашим любимым делом - ничего не делать.
Но я сейчас хочу сказать не об этом. Главный наш враг, а точнее, главные наши враги сидят не только не в Вашингтоне, но и не в Кремле. Они сидят в головах. И в общем - в головах каждого из нас. (Хотя количество этой нечисти в разных головах, естественно, разное.)
Имя первого врага широко известно - Глупость. В самых разных обличиях, включая и такие милые, как наивность и доверчивость. Нас слишком легко обмануть. И поэтому не обманывает нас только совсем ленивый. Мы рады обманываться. Обман нам дороже истин. Особенно - когда этот обман нас возвышает. Мы отказываемся видеть мир таким, какой он есть. Отказываемся врезаться критическим умом в то, что нам говорят. Отказываемся сомневаться. Отказываемся сопоставлять услышанное с достоверно известными фактами. В общем - отказываемся думать. Не любим мы это занятие. И потому не умеем им заниматься. Оно нас напрягает. Пусть слон думает. У него голова большая. А у меня - маленькая. Да еще и болит после вчерашнего... Это у нас родовое, общее - и у, ужас, каких дур, и у прелесть, каких дурачек. Ну, и у дурачков, конечно. Чтоб - без сексизма.
Но Глупость - враг хотя и страшный, но сегодня может быть и не самый страшный. В конце концов, мы никогда не были палатой ума. И жили как-то. Иногда - даже сравнительно неплохо. Сравнительно с теми временами, когда жили хуже.
Но сегодня к Глупости добавился еще один враг, которого столько и в таких формах в нашей истории не видно. Этот враг - Злоба. Иссушенность сердец. Дефицит любви. И вот этот враг грозит уничтожить нас вовсе.
Почему? По двум причинам. Менее важная в том, что наша злоба, которая на языке психологии называется агрессивностью, пугает (и отнюдь не без причин) окружающих. Она побуждает их искать способы, как обезопасить себя, как защититься. От нас. Иначе говоря заставляет их пытаться нас усмирить. И это нетрудно понять: а что прикажете делать с собакой, которая взбесилась?
Получится ли у них? На этот вопрос трудно ответить однозначно. Но однозначно можно сказать другое - война нам жизнь не улучшит.
Но хотя и созданная своими руками враждебность мира - вещь опасная, она еще не самая опасная. Много опасней то, что злоба парализует наш творческий потенциал, лишает возможности создавать. Злоба умеет только разрушать, она антисозидательна. И потому она делает бессильным. И отдельного человека, и всё общество. Всё, на что способны озлобленные, - врезать хорошенько. Но из "врезать" хорошую жизнь не построишь. И никакую не построишь. Злоба не умеет строить. Только ломать.
Чтобы бороться со злобой, нужно понимать ее истоки. Мне тут попался диалог двух неглупых людей, почувствовавших важность темы и пытающихся ее анализировать. В этом разговоре прозвучало много любопытного. Например, беседовавшие сошлись в том, что злоба - это и есть пресловутая духовная скрепа. И разошлись в понимании ее источника: один утверждал, что производит злобу церковь-религия, а второй - что злобу делают СМИ из извращенной истории.
Вот это и есть уровень нашего понимания. И уровень этот совершенно недостаточен.
Конечно, злоба никакая не скрепа. Это - опухоль, которая выросла в последние 10-20 лет. До этого тысячу лет Россия, хотя и не отличалась чрезмерной любовью, но и злобой тоже не сочилась. Помахаться - да, была такая народная забава. Но не на "помахаться" держалась русская жизнь, и не массовое озлобление делало ее жизнью.
Но главное даже не в этом. А в том, что эпидемия злобы, хотя у нее, безусловно, и есть свои бенефициары, не рукотворна. Она не результат происков коварного врага - церкви, агитпропа или какой-то иной группы, членов которой можно назвать по именам. Злоба как социальный феномен возникла - массовая реакция людей на неправильность (несправедливость) жизни и собственную неспособность что-то изменить.
В этой реакции мало мысли, мало осознанности. Реакция эта эмоциональная. Но от того не менее сильная. Люди - и это чувство общее - хотя и плохо понимают умом, но отлично чувствуют, что живем мы не так. Что вся наша жизнь не такая, какой она должна быть. Что ведут нас не те, кто должны были бы. И не туда. Что питаемся мы тем, чем питаться нельзя - начиная от воздуха в городах и кончая телесериалами. А главное - что в этих условиях в лучшем случае трудно, а то и совсем невозможно реализовывать себя, невозможно сделать то, ради чего мы родились.
Собака бывает кусачей только от жизни собачьей. Но как изменить собачью жизнь, когда этому мешает прежде всего кусачесть? Заколдованный круг? Не совсем.
Выход, как и всегда, один. Работа понимания. Постепенное осознание своего положения. То есть - преодоление глупости. Борьба с первым врагом.
Александр ЗЕЛИЧЕНКО - философ, психолог, культуролог, историк и теолог, публицист. Его книги посвящены разработке проблем психологии религии, психологии творческой деятельности, психологии любви, психологии развития индивида и психологии развития больших групп, метапсихологии, культурно-исторической психологии, философской антропологии, гносеологии, метафизике, истории культуры, истории религии, философии истории.
http://cyclowiki.org/wiki/Александр_Исаакович_Зеличенко


ФБ, 06.04.2015
https://www.facebook.com/Alexander.Zelitchenko/posts/693855990736678
 

общество, ненависть, глупость, сознание

Previous post Next post
Up