История Химкинского леса становится серьезной политической проблемой

Aug 23, 2010 17:45

Щепки все летят
Вырубку участка Химкинского леса под автотрассу власти изначально обставили так, что это не могло не вызвать возмущения граждан
Нежелание властей считаться с точкой зрения общественности превращают любой проект - будь то строительство автострады через Химкинский лес или нефтепровода вдоль озера Байкал - из экологической проблемы в очаг политического напряжения.
Нежелание властей заниматься спорными, с точки зрения общественного мнения, строительными проектами публично и открыто, ведение их в угоду тайным для населения корыстным интересам чиновников превращают каждый такой проект в точку политического напряжения, при этом только усиливая подозрения в теневых намерениях и коррумпированности заказчиков.
История с вырубкой участка Химкинского леса в районе аэропорта Шереметьево буквально на глазах становится серьезной политической проблемой, страсти вокруг которой нагнетаются искусственно, а первопричиной является откровенное пренебрежение государства к диалогу с обществом по спорным проектам.
Строительство автотрассы через заповедный лес стало бы предметом бурных дискуссий, а возможно, и референдумов, практически в любой стране, кроме тех, режимы которых в принципе игнорируют любые точки зрения населения. В России вырубку участка Химкинского леса под автотрассу власти изначально обставили так, что это не могло не вызвать возмущения граждан.
Людям никто не удосужился объяснить, почему нужно строить именно петляющую, а не прямую трассу - дублер Ленинградского шоссе (прямая обошлась бы дешевле, и леса вырубать пришлось бы меньше). Как раз подозрения в том, что по бокам новой петляющей трассы земля уже продана под коммерческие проекты (торговые центры и т. п.) стали одним из основных доводов противников строительства, не считая собственно экологических причин.
На фоне принципиального отказа властей объяснять свои резоны в строительстве именно такой автотрассы с таким большим захватом лесного массива, естественно, родилась и конспирологическая версия коллапса на Ленинградском шоссе, который формально под предлогом ремонта путепровода устроили московские власти 27 июня. Федерация автомобилистов России и движение в защиту Химкинского леса в середине июля подали совместное заявление в Генеральную прокуратуру с просьбой разобраться в реальных причинах транспортной блокады Ленинградского шоссе, начавшейся 27 июня и завершившейся 2 июля после личного вмешательства премьер-министра Владимира Путина. По их мнению, совпавший по времени с визитом в Москву возможного инвестора платной трассы Москва - Санкт-Петербург - совета директоров ЕБРР - коллапс был специально инспирирован Минтрансом России для того, чтобы убедить инвесторов и общественность в необходимости строительства нового дублера Ленинградского шоссе любыми средствами по заповедной дубраве Химкинского леса.
Ранее Европейский банк реконструкции и развития, а также Европейский инвестиционный банк обещали кредит в 400 млн евро на строительство трассы. Но в начале июля (как раз после визита в Москву) специальный эколого-социальный консультативный совет ЕБРР рекомендовал банку отказаться от участия в проекте именно из-за вырубки леса.
В результате ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫЙ И ВПОЛНЕ ОПРАВДАННЫЙ ПО ЗАМЫСЛУ ПРОЕКТ (а необходимость строительства новой трассы Москва - Петербург легко можно объяснить причинами, доступными пониманию любого мало-мальски грамотного человека, имевшего дело с Ленинградским шоссе) ВЫГЛЯДИТ КАК ТЕНЕВОЙ ЗАКУЛИСНЫЙ БИЗНЕС ЧИНОВНИКОВ. А НЕЖЕЛАНИЕ СЧИТАТЬСЯ С ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ МЕСТНОГО НАСЕЛЕНИЯ ПРЕВРАЩАЕТ ПРОЕКТ ИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ В ОЧАГ ПОЛИТИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ.
ТАКОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ И ЕСТЬ ПОКАЗАТЕЛЬ ПРЕДЕЛЬНО НЕЭФФЕКТИВНОГО ГОСУДАРСТВА, не имеющего нормального контакта с обществом и не демонстрирующего прозрачности своих намерений там, где это жизненно необходимо.
«Лес рубят, щепки летят», - знаменитая сталинская формула на новом витке социальной истории России в Химкинском лесу неожиданно приобрела дополнительный, но тоже вполне зловещий смысл. Неизвестные «братки» на джипах и скинхеды, которые «мочат» друг друга и лесорубов, - не лучший фон для старта проекта строительства обычной автотрассы, пусть и между двумя столицами государства.

Газета.Ру, 26.07.2010
http://www.gazeta.ru/comments/2010/07/26_e_3401506.shtml
Примечание: выделение ПРОПИСНЫМИ - моё.

Мы к вам приедем
Политизация конфликта вокруг Химкинского леса, жесткость к гражданским активистам и давление на журналистов говорят о переходе отношений между властями и гражданами в новое качество: и без того безгласное общество пытаются запугать до состояния полного паралича.
Статья, которую предъявляют лидеру движения «В защиту Химкинского леса» Евгении Чириковой - неповиновение сотрудникам милиции, - становится большой проблемой. Потому что законным требованиям сил правопорядка необходимо подчиняться. В принципе. И очень плохо, когда этот принцип перестает работать.
А как же этим требованиям подчиняться, когда задержание активистки, и всего-то для дачи свидетельских показаний, происходит в хамской, унизительной манере? Как подчиняться, когда милиция врывается в дом родителей освещавшего химкинские дела журналиста в половине первого ночи, без реальных оснований, а потом цинично извиняется за незаконно поздний визит, якобы нанесенный «по ошибке»?
Это никакие не ошибки и не пробелы в воспитании сотрудников милиции - это сознательно избранный стиль поведения, именуемый запугиванием и давлением. И неповиновение в такой ситуации неизбежно для сохраняющих чувство собственного достоинства граждан. Вот по этому чувству и бьют.
Движение «В защиту Химкинского леса» - по сути, гражданский, а не политический конфликт, каким несть числа во многих странах. Далеко не всегда активисты оказываются правы в противостоянии с поддерживаемыми властями застройщиками, да и когда оказываются - далеко не всегда добиваются своего в борьбе с большими деньгами и корыстными интересами. И эксцессы, доходящие до мордобоя, в таких ситуациях тоже не редкость. Однако подобного рода конфликты вне зависимости от их остроты вписываются в систему отношений гражданского общества и государства, ни в коем случае не превращаясь в политическое действие. В нашем случае дело обстоит не так.
Политическая составляющая химкинского дела уже более чем очевидна. И внесли ее именно действия силовых структур.
Она начала проявляться уже тогда, когда был покалечен главный редактор газеты «Химкинская правда» Михаил Бекетов, а органы фактически отказались искать виновных. Как ни крути, а правота или неправота оппонентов химкинских властей нисколько не извиняет бандитских нападений на них. Но с тех пор у местного, регионального и федерального руководства было множество возможностей найти и наказать нападавших и их заказчиков, а скандал перевести в разряд именно что гражданских протестов, которые, кстати, и воспитывают из подданных граждан.
Как понятно на сегодняшний день, логика действий власти прямо противоположна. Гражданские активисты фактически приравнены к политической оппозиции. Мало у кого вызывает радость то, как власть обходится с «несогласными», требующими политической честности, но там все же идет другая игра. И понятно, что политическая, идейная оппозиция, как бы ни было ее мало и как бы ни было маргинально ее влияние, со своего места не сдвинется.
Но зачем же подвязывать к этому гражданские протесты? Зачем демонстрировать, что реакция властей на требование соблюдать Конституцию и на возмущение прокладкой трассы через Химкинский лес совершенно одинакова? Остается предположить только, что возмущение активистов вызывает обратное возмущение начальников: «Как посмели? Наказать!»
Ничего удивительного нет в том, что при подобном раскладе к химкинским протестантам в гости устраивать погромы отправляются совершенно политизированные товарищи, не скрывая, что сам повод их вовсе не волнует: «к черту лес». А дальше совместные усилия противоположных, казалось бы, сторон с неизбежностью трансформируют гражданскую активность в политическую, к которой легко применить рвение сотрудников по борьбе с экстремизмом.
ЕСЛИ ЭТО ПРОИСХОДИТ СЛУЧАЙНО, ЭТО СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О СИСТЕМНЫХ ПОРОКАХ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УСТРОЙСТВЕ, СИЛОВЫЕ ОРГАНЫ КОТОРОГО НЕ СПОСОБНЫ ОТЛИЧАТЬ БУНТОВЩИКОВ ОТ ГРАЖДАН, ИСКРЕННЕ ОЗАБОЧЕННЫХ СОСТОЯНИЕМ ДЕЛ ВОКРУГ СЕБЯ. ЕСЛИ ЭТО СОЗНАТЕЛЬНОЕ СТАЛКИВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ В ПОЛИТИКУ, ТО МЫ ИМЕЕМ ДЕЛО СО ЗЛОНАМЕРЕННОЙ ПОПЫТКОЙ ЗАПУГАТЬ ОБЩЕСТВО ДО СОСТОЯНИЯ ПОЛНОГО ПАРАЛИЧА. Злонамеренной, но, хуже того, бесполезной. Потому что разумная в целом статья о наказании за неповиновение милиции в этих конкретных условиях лишается всякого морального фундамента.

Газета.Ру, 05.08.2010
http://www.gazeta.ru/comments/2010/08/05_e_3404914.shtml
Примечание: выделение ПРОПИСНЫМИ - моё.

Наломали дров
Подмосковный лес стал полем битвы
Химкинский лес - это словосочетание стало символом противостояния общества и власти. В сущности, небольшой клочок земли - 1000 га - уже не просто арена борьбы экологов и строителей платной дороги Москва-Санкт-Петербург. Борьба за лес вышла за пределы района и области, перенеслась на страницы газет и журналов, на телеэкраны, в интернет, дошла уже до офисов Европейского банка реконструкции и развития и Страсбургского суда. Подобных историй сотни по всей стране. И все они - о праве людей быть услышанными, даже если их аргументы не являются абсолютными
«Пока мы тут точечно собираемся, власть нас не будет слушать, а вот если перекрыть Ленинградку, то мигом приедут и губернатор Громов, и Путин, и Медведев. Чиновников так просто не пробьешь», - агитировала собравшихся на поле у поселка Старбеево защитников леса местная жительница Надежда. Этот сбор в поле 2 августа фактически был последней акцией общественности, проведенной рядом с лесом. Лагерь экологов 28 июля уже был ликвидирован ОМОНом, вырубки охраняют чоповцы, а в Химках общественные собрания мигом разгоняет милиция. Но и чистое поле не спасло. На месте сходки химкинских активистов поджидали стражи правопорядка. За несколько минут задержали всех лидеров, в том числе «яблочника» Сергея Митрохина и руководителя «Левого фронта» Сергея Удальцова, посадили в автобус и увезли, а остальных, видимо, посчитали уже неопасными и оставили в поле. «Нам говорят, что людей не хватает пожары тушить, а тут собрали около сотни милиционеров», - Габи из поселка Лобаново просто не понимала, что для химкинской милиции борьба с экологами гораздо важнее пожаров.
Как начинали вырубать
Битва за Химкинский лес идет уже более трех лет. В 2004 году Минтранс принял решение о строительстве платной скоростной автодороги Москва - Санкт-Петербург, которая должна пройти через лес. А весной 2006 года химчане узнали о постановлении губернатора Московской области Громова. Глава региона широкой рукой отводил под строительство автодороги просеку в лесу шириной 600 метров, кроме того, по три километра по обе стороны дороги отводилось под строительство коммерческой недвижимости. В результате было бы вырублено 90% леса. В городе начались акции протеста.
В 2008 году во дворе своего дома в Старбееве был жестоко избит главный редактор газеты «Химкинская правда» Михаил Бекетов, который подробно освещал ситуацию вокруг леса. Он долгое время находился в коме, сейчас журналист не может самостоятельно передвигаться и говорить.
Первые попытки вырубки леса начались в 2009 году, уже тогда активисты во главе с Евгенией Чириковой стали организовывать первые палаточные лагеря, тогда же людей стала разгонять милиция. Со временем региональная власть пошла на некоторые уступки - под дорогу теперь отводится уже только просека шириной 100 метров. Но, по мнению защитников, лес так или иначе погибнет - трасса нарушит его экосистему. Окончательный приговор в ноябре 2009 года вынес Владимир Путин, подписав постановление о переводе леса в земли транспортного назначения.
Кто лезет в петлю?
Активисты уверяют, что они совсем не против строительства дороги, только прокладывать ее нужно в другом месте: в месте Химкинского леса дорога делает петлю. По словам Евгении Чириковой, это, во-первых, удлиняет трассу, во-вторых - снижает скорость движения автомобилей по ней. Первоначально предполагалось, что магистраль будет идти параллельно Октябрьской железной дороге, так должна идти и Северная рокада в Москве, с которой должна в итоге соединиться трасса.
* * *


По территории Москвы трасса идет в общем транспортном коридоре с Октябрьской железной дорогой.
1 При входе в Химки дорога резко сворачивает к лесопарку.
2 Здесь будет уничтожена лесополоса, отделяющая жилые дома от городской свалки, которая проектом сохранена.
3 Трасса пересекает канал Москва-Волга и вторгается на территорию уникальных дубовых рощ.
4 Широкая просека рассечет Химкинский лес, что приведет к деградации лесонасаждений- места обитания многих видов животных (лосей, кабанов, лис и др.).
5 Одному из уникальных природных мест лесопарка - клюквенному болоту прежде намеревались присвоить статус ООПТ (особо охраняемой природной территории). В случае реализации проекта болото будет невосполнимо уничтожено.
6 Новая дорога должна пройти и по другой заповедной зоне - долине реки Клязьмы, где предусмотрена еще и транспортная развязка, что неизбежно уничтожит речную экосистему с ее обитателями (речными птицами, рыбами, насекомыми).
7 После Химкинского леса трасса приближается к аэропорту.
8 От Шереметьево дорога опять следует вдоль Октябрьской ж.д. - сделав петлю, которая удлиняет маршрут на несколько километров, тем более не оправдывая предлагаемый проект.
* * *
По мнению научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила БЛИНКИНА, оптимального варианта строительства дороги не существует, все они имеют очень серьезные недостатки. «Два варианта, отвергнутые строителями, - простое расширение Ленинградки и прокладка дороги через район Молжаниново - сопряжены с большими тратами, и это делает их для чиновников неперспективными», - говорит Блинкин. Но ВИДИМАЯ ДЕШЕВИЗНА ДОРОГИ ЧЕРЕЗ ЛЕС ОБЪЯСНЯЕТСЯ ЛИШЬ ТЕМ, ЧТО ТУТ МИНТРАНС НАПРЯМУЮ ДОГОВОРИЛСЯ С МИНЛЕСХОЗОМ: И ТАМ И ТАМ БЮДЖЕТНЫЕ ДЕНЬГИ, КОТОРЫЕ МОЖНО БЫЛО ПРОСТО ПРОВЕСТИ ПО БУМАГАМ. НИКАКИХ СОБСТВЕННИКОВ, КОТОРЫМ ПРИШЛОСЬ БЫ ПЛАТИТЬ РЕАЛЬНЫЕ ДЕНЬГИ ДЛЯ ВЫКУПА ЗЕМЕЛЬ, СТРОИТЕЛЬСТВА ДЛЯ НИХ ЖИЛЬЯ И Т.П., - НЕТ. Но самое важное, по мнению эксперта, вообще не обсуждается. НИ ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ, объясняет Блинкин, НЕ РАССМАТРИВАЕТ СРЕДНЕСРОЧНОЕ БУДУЩЕЕ: ВЕДЬ ПОСЛЕ ТОГО КАК ДОРОГА ЧЕРЕЗ ЛЕС ИЛИ - ВДРУГ - ЧЕРЕЗ МОЛЖАНИНОВО БУДЕТ ПОСТРОЕНА, ОНА ВСЕ РАВНО УПРЕТСЯ В БУСИНОВСКУЮ РАЗВЯЗКУ НА МКАД, КОТОРАЯ ВЕДЕТ НЕ НА ПРЕКРАСНУЮ МОСКОВСКУЮ ЛЕНИНГРАДКУ, А В НИКУДА, ПОТОМУ ЧТО СЕВЕРНАЯ РОКАДА, ЧАСТЬЮ КОТОРОЙ ДОЛЖНА СТАТЬ БУСИНОВСКАЯ РАЗВЯЗКА, СУЩЕСТВУЕТ ТОЛЬКО В ПРОЕКТЕ. И ЭТО СОВЕРШЕННО ТИПИЧНАЯ СИТУАЦИЯ. НИ У ПРОЕКТИРОВЩИКОВ, НИ У СТРОИТЕЛЕЙ, НИ У ВЛАСТЕЙ НЕТ ЕДИНОГО ПРОДУМАННОГО ПЛАНА, который бы учитывал не только будущие транспортные нужды, но и социально-инфраструктурные. Никто не заглядывает вперед - за дату окончания строительства и освоения выделенных средств. «Так что хорошего варианта просто не существует. Его вообще никто не разрабатывал», - резюмирует Блинкин.
Еще одно обстоятельство: дорога будет платной, проезд за 1 километр будет стоить 3,6 рубля для легкового автомобиля и 12,24 рубля - для грузового. Доехать на легковушке до Питера - влетит в 2,5 тыс. рублей. На грузовике еще больше. Так что проблема пробок останется - водители предпочтут бесплатную Ленинградку. «Вообще Химки - пилотный проект. ЕСЛИ ЗДЕСЬ УДАСТСЯ УСПЕШНО ВЫРУБИТЬ ЛЕС ПОД ТРАССУ, ЗНАЧИТ, ТО ЖЕ САМОЕ МОЖНО СДЕЛАТЬ И ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЦЕНТРАЛЬНОЙ КОЛЬЦЕВОЙ АВТОДОРОГИ, ТОЖЕ ПЛАТНОЙ, - говорит один из активистов-защитников Сергей. - А ведь строительство ЦКАД окончательно уничтожит лесозащитный пояс столицы». Пока строители дороги ищут новых инвесторов взамен засомневавшегося Европейского банка реконструкции и развития, экологи ждут ответа от Европейского суда по правам человека, среди местных жителей вновь и вновь звучат не самые мирные предложения: перекрыть Ленинградку или просто потребовать референдума о смещении региональной и даже федеральной власти.
* * *
Хронология борьбы за Химкинский лес
Весна 2007 года. Жители Химок узнают о постановлении губернатора Громова (от апреля 2006 года) о строительстве дороги через лес.
Июнь-ноябрь 2007 года. Серия митингов в Химках и Москве.
Май 2008 года. Взрывают автомобиль главного редактора «Химкинской правды» Михаила Бекетова.
Август 2008 года. Начало работы бессрочного протестного лагеря на опушке леса.
Ноябрь 2008 года. В Химкинском районе около поселка Старбеево на Бекетова совершено нападение. Итог: закрытая черепно-мозговая травма, множественные гематомы, перелом голени.
Декабрь 2008 года. Мэр Химок Владимир Стрельченко отменил подписанное им распоряжение о вырубке леса. Но планы строительства дороги не изменились.
Июнь 2009 года. Под давлением общественности проектировщики дороги решают в 30 раз уменьшить полосу под трассу в Химкинском лесу.
Июль 2009 года. Губернатор Московской области Борис Громов подписал постановление, касающееся сокращения вырубки лесного массива с 3 км до 100 метров.
Сентябрь 2009 года. Юрий Трутнев, глава Минприроды, ходатайствует перед Минтрансом и Минсельхозом о переносе магистрали и сохранении леса.
Январь 2010 года. Химкинский лес защищают 40 экологических организаций России. Они призывают банки не кредитовать проект.
1 марта 2010 года. Решением Верховного суда РФ 150 га Химкинского леса передают из лесного фонда в фонд транспорта. Экологи обжалуют решение в Страсбурге.
15 июля 2010 года. Экологи организуют круглосуточное дежурство, чтобы не допустить вырубки деревьев.
23 июля 2010 года. Лагерь экологов разгромлен.
28 июля 2010 года. ОМОН окончательно ликвидировал лагерь защитников леса.

The New Times № 24 от 9 августа 2010 г.
http://newtimes.ru/articles/detail/25074/
Примечание: выделение ПРОПИСНЫМИ - моё.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
Передача "Клинч"
Нужно ли строить дорогу через Химкинский лес
Гости: Михаил БЛИНКИН, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства; Евгений НОСОВ, первый заместитель главы федерального государственного учреждения «Дороги России»
М.Блинкин: <> вычисления были основаны на том, что выкупные платежи собственников и арендаторов земли брались по рыночным расценкам - то есть, совершенно справедливо, какие они есть на рынке, в платежи в пользу - как эта называется строчка - «средства лесного дохода» - это абсолютно абстрактные вещи. Минтранс, имея бюджет на выкуп земель для трассирования дорог, а Минсельхоз имеет счет для учета платежей по лесному доходу. То есть, получилось преимущество экономическое потому, что С ОДНОЙ СТОРОНЫ ЛЕЖАЛИ РЕАЛЬНЫЕ ДЕНЬГИ, КОТОРЫЕ НАДО ЗАПЛАТИТЬ СОБСТВЕННИКАМ, А С ДРУГОЙ СТОРОНЫ ЛЕЖАЛИ ПРОСТО НАРИСОВАННЫЕ НА БУМАГЕ ДЕНЬГИ. При таком расчете надо срубить все леса.

подробно http://www.echo.msk.ru/programs/klinch/700164-echo/

Обращение экологов к президенту
Согласно мнению независимых экспертов, СУЩЕСТВУЕТ ВАРИАНТ ПРОКЛАДКИ ДОРОГИ, ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ТРЕБУЮЩИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСОПАРКОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ
К президенту Российской Федерации экологи обращаются с требованием детального пересмотра альтернативных вариантов строительства скоростной трассы Москва - Санкт-Петербург, к общественности - с просьбой поддержать обращение и подписаться под ним.

http://www.chaskor.ru/article/obrashchenie_ekologov_k_prezidentu__19082

общество, Химки, государство, власти, лес, Чирикова, Блинкин, дорога

Previous post Next post
Up