Ирина ЯСИНА: Мост Немцова

Mar 05, 2015 21:30

О политике, который даже со своими врагами боролся честно и открыто
Ах, Боря, Боря, Борис Ефимович...
Я ехала из консерватории, с ночного концерта, в голове звучали Вивальди и Шуберт. Звонок дочери: «Мама, убит Боря Немцов». И плачет. Это как при автомобильной аварии: секунду назад все было нормально, и вот сразу начался ужас. И обратно нельзя.
Воспоминания сами лезут в голову. Кудрявый молодой губернатор, который так не похож на партийных мордоворотов, всю твою жизнь только и бывших. Читаешь в газетах про то, как юный физик увлекся экологией и по этому поводу пошел советоваться с самим академиком Сахаровым, бывшим в ссылке в Нижнем Новгороде. Так строить или не строить атомные электростанции? Могут они быть безопасными?
Он говорил, что его мама, Дина Яковлевна, подтолкнула его к занятиям политикой. Тогда время было такое. Молодой, симпатичный, осмелившийся взять на себя ответственность, выигрывал. Я помню зиму 1992 года. Миссия Всемирного банка едет в Нижний Новгород. Так теперь благодаря молодому губернатору называется закрытый советский Горький. Я работаю в этом банке и на встрече просто пялюсь на молодого губернатора. Надо же, какой красавчик. И Нижний Новгород - витрина перемен.
Зачем Ельцин позвал его в Москву? Зачем он согласился? Оставался бы в Нижнем... Но масштаб личности гнал из провинции.
Время было такое, что молодым и амбициозным открывались все двери.
В субботу спрашиваю своих студентов, что они знают о Борисе Немцове. Считай, ничего: посмотрели в «Википедии», когда услышали новость об убийстве. Знают факты биографии, нет, один ходил на митинги позапозапрошлой зимы, видел, слышал, Немцов произвел большое впечатление.
Как рассказать им, 20-летним, какой Боря был шумный, веселый, хулиганистый. Как любил жизнь. А жизнь любила его. Как любил женщин, а женщины любили его.
На Борином 50-летии были все его жены одновременно. И бывшие, и тогдашняя.
Смеялись, целовались, сидели вокруг Дины Яковлевны, все дети были вместе. Взрослая Жанна держала на руках кого-то из малышей. Мы с подругой обзавидовались. Как он сумел сохранить мир, как он умудрился окружить себя счастливыми людьми? Это талант.
Он веселился, даже выходя после 15 суток ареста. С ним рядом было не страшно. Он заражал энергией и абсолютно позитивным отношением ко всему происходящему.
Даже со своими врагами он боролся честно и открыто. Я помню, как мы выбирали типографию, в которой будет печататься брошюра «Путин. Итоги». Кто не испугается? Было тяжело. Надо выбрать и недорогую, и смелую. Помнится, Боря разговаривал с руководством каждой и чуть ли не ездил к ним. Неленивый, увлеченный и очень честный. За что его ругали? Что ему припоминали? Белые штаны на встрече какого-то президента, а больше ничего и не нашлось.
Какой смысл гадать, кто убил, кто заказал. Я давно не верю в честность таких расследований.
Если раз в день включать телевизор и слышать про пятую колонну и национал-предателей, то можно ждать, что кто-то в праведном, как ему кажется, гневе пойдет и выстрелит, или плеснет чем-нибудь в лицо, или выкрикнет оскорбление. Ведь всех этих «предателей», то есть тех, кто любит родину с открытыми глазами и незомбированным мозгом, не раз называли по фамилии и с высоких трибун, и по ящику.
Он никуда не уехал, не занялся бизнесом, хотя мог бы, наверное, пользуясь вице-премьерскими связями, заработать на замок на Лазурке. Нет, он остался таким, каким мы его запомним теперь навсегда. Раздающим листовки в метро. Улыбающимся людям. И еще запомним гору цветов на мосту, где его убили. Прямо около Кремля. На мосту Немцова...
Ирина ЯСИНА - экономист, руководитель образовательного проекта "Клуб региональной журналистики"


Газета.Ру, 02.03.2015
http://www.gazeta.ru/comments/column/yasina/s63357/6431181.shtml
 

убийства, человек, Немцов, личность

Previous post Next post
Up