Сергей ГУРИЕВ: Какой будет новая экономическая модель России в ближайшие годы (окт 2014)

Feb 13, 2015 01:20

2014 год показал, что российские власти научились заменять решение экономических проблем альтернативными методами, типа внешнеполитических экспериментов, репрессий и пропаганды. Поэтому то, что они понимают, что запас прочности российской экономики ограничен, - это одновременно и хорошая, и плохая новость


Последние месяцы научили нас не делать прогнозов. Бессмысленно думать о будущем, когда каждый месяц приходят новости, радикально меняющие правила игры. Но пыль от неожиданных ходов российской власти постепенно оседает, и ее «новый курс» вырисовывается все четче. В этом курсе есть как элементы довоенной жизни: фискальное правило, переход к инфляционному таргетированию, доминирование госкомпаний, отсутствие реформ, - так и новые явления: жизнь под санкциями, расходование Фонда национального благосостояния на компенсацию санкций и поиск новых источников пополнения бюджета (экспроприация накопительной части пенсии, новые налоги и/или сборы и т.д.).
Несмотря на то, что власти, скорее всего, будут продолжать принимать неожиданные решения, типа продовольственного эмбарго или домашнего ареста Владимира Евтушенкова, основные элементы «санкционной модели экономики» сформировались. Поэтому уже сейчас можно попытаться предсказать, в каком состоянии будет российская экономика и бюджет в ближайшие несколько лет.
Если не будет новых санкций (например, отключения от SWIFT или применения к госбанкам ограничений, наложенных на банк «Россия»), то не стоит ожидать кризиса в ближайшее время. Российская экономика достаточно сильна для того, чтобы справиться с уже введенными ограничениями. Санкции приведут к снижению курса рубля и исчерпанию Фонда национального благосостояния, но если власти будут продолжать придерживаться бюджетного правила и режима плавающего курса рубля, никаких катастроф не предвидится.
Российские банки и компании должны выплатить в ближайшие два года примерно 300 млрд долларов внешнего долга, но они могут использовать свои зарубежные активы или привлечь валюту населения. В конце концов, Центробанк может расширить практику выдачи банкам валютных кредитов. Сегодня ЦБ располагает 450 млрд долларов резервов, так что по крайней мере в ближайшие два года нет причин для беспокойства.
С другой стороны, нет никаких причин ожидать притока капитала и ускорения экономического роста. В ближайшие годы улучшения инвестиционного климата не произойдет, отток капитала, скорее всего, замедлится, но по-прежнему будет существенным. Не будет расти и потребление домашних хозяйств - потолок потребительского кредитования был достигнут еще в прошлом году, а текущие доходы расти не будут. Рост госпотребления и госинвестиций будет ограничен стагнирующими доходами бюджета. Поэтому и темпы экономического роста будут колебаться около нуля.
Понятно, что власть - впервые за 15 лет - столкнется с проблемой нехватки средств в бюджете. Фонд национального благосостояния уже роздан или обещан на инфраструктурные проекты или на помощь пострадавшим от санкций госкомпаниям. Резервный фонд - сегодня это 5% ВВП - будет сокращаться.
«Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» предполагают уменьшение средств в Резервном фонде до 3% ВВП на конец 2017 года. Однако этот документ был опубликован в июле 2014 года и исходил из цены на нефть 104 доллара за баррель в 2014 году и 100 долларов за баррель в 2015-2017 годах. Также там предполагались темпы роста ВВП 2% в 2015-м и 3,3% в 2016-2017 годах. Сегодня наилучшим прогнозом рынок считает 90 долларов за баррель и 1% роста ВВП. Это означает, что в базовом сценарии Резервный фонд будет полностью исчерпан до конца 2017 года. В свою очередь это значит, что власть будет вынуждена либо повышать налоги (или вводить так называемые сборы), либо сокращать расходы в реальном выражении.
Вышеупомянутые «Основные направления» подчеркивают, что выполнение президентских указов 2012 года является «безусловным», но если не будут выполнены предположения, на которых базируются «Основные направления», то и «указы 7 мая 2012 года» придется нарушить. Безусловно, Министерство финансов может рассчитывать на выпуск нового госдолга (и «Основные направления» уже предполагают его рост), но эти возможности ограничены западными санкциями. Правительство постарается занять у Китая. В этом случае Китаю придется отдать в залог или собственность существенные нефтегазовые активы. К сожалению, незаложенных активов или активов, доходы от которых еще не обещаны кредиторам, осталось совсем немного.
В этом смысле в ближайшие пару лет мы увидим целый ряд предложений по повышению налогов и сборов. Пенсионные накопления и материнский капитал будут, скорее всего, заморожены и изъяты. Казалось бы, очевидное решение «продать что-нибудь ненужное» будет отвергнуто - под предлогом того, что российские активы сегодня стоят слишком дешево. Приватизация всегда казалась сегодняшней власти отличным лозунгом, но никогда не реализовывалась на практике - даже когда российские активы стоили вдвое дороже. Причина проста: менеджмент госкомпаний - это основа сегодняшнего режима, в то время как частные собственники независимы и потому опасны.
То, что уже сейчас можно предсказать, что через три года деньги в бюджете закончатся, не означает, что мы знаем, как на этот факт отреагирует власть. Вполне возможны и снижение пенсий и зарплат бюджетников в реальном выражении (через рост инфляции), и отмена конвертируемости рубля (ограничения на вывоз капитала), и регулирование цен.
С другой стороны, 2014 год научил нас тому, что власть умеет и «переворачивать доску». Вместо решения экономических проблем можно обращаться к альтернативным инструментам - внешнеполитическим экспериментам, репрессиям и пропаганде. Уже начались разговоры о введении смертной казни (например, за «коррупцию» или «офшоризацию»). Возможны и новые изменения границ Российской Федерации. В этих координатах экономисты не могут дать количественных прогнозов. Единственное, о чем можно говорить с уверенностью, - это то, что сегодняшняя экономическая модель обанкротится в ближайшие четыре года. Если не вырастут нефтяные цены, то деньги в бюджете закончатся уже к 2018 году. А то, что власть это понимает, - одновременно и хорошая и плохая новость.
Сергей ГУРИЕВ - экономист, д.э.н., к.ф.-м.н., с 2004 по 31 мая 2013 г. ректор Российской экономической школы, президент Центра экономических и финансовых исследований и разработок РЭШ. С середины 2013 г. - профессор экономики (tenured professor) парижского Института политических исследований (Sciences Po).


Slon.ru, 15 октября 2014
http://slon.ru/insights/1169456/
Примечание: выделение болдом и красным болдом - моё.
 

политика, прогноз, экономика, власть, Гуриев, средства

Previous post Next post
Up