Сергей АЛЕКСАШЕНКО: "Через несколько лет России снова придется звать на помощь специалистов МВФ"

Oct 09, 2014 11:30

На прошлой неделе Международный валютный фонд опубликовал аналитическую часть своего традиционного Обзора мировой экономики. На этот раз она была посвящена вопросу о возможности использования государственных инвестиций для стимулирования роста за счет наращивания дефицита бюджета. Хотя все оценки и рекомендации авторов доклада были сделаны на примере развитых стран, экономист Сергей АЛЕКСАШЕНКО считает, что российским министрам было бы неплохо обсудить рецепты МВФ.
В России не любят МВФ, Международный валютный фонд. Хотя ничего плохого он для нашей страны не сделал. Более того, даже денег давал бюджету в самые тяжелые времена. Не любим мы его за то, что он слишком глубоко влезал в российские реалии, куда мы и сами лезть не хотели. За то, что хотел понять нас умом, а мы уверены, что умом нас понять нельзя. Одним словом, за то, что относился к нам, как ко всем прочим получателям помощи. Но пришло время, и мы за все это ему отомстили - как только цены на нефть пошли вверх, досрочно вернули все полученные кредиты.
И вот, МВФ снова стал участником горячих экономических дискуссий, которые ведутся в нашей стране. Остановившийся экономический рост заставляет министра экономики предлагать стимулирующие меры. Традиционно для Минэкономики таким рецептом является увеличение бюджетных инвестиций. На это, не менее традиционно, Минфин отвечает: денег нет, зато есть бюджетное правило.
В выпущенном на днях очередном Обзоре мировой экономики МВФ рассматривает возможность и эффективность увеличения государственных инвестиций для стимулирования экономического роста. Актуальность темы хорошо понятна - при чем здесь Россия? Старушка Европа стагнирует, а кто, как не МВФ, придет ей на помощь и даст пару советов. Как это было четыре года назад с Грецией, Испанией, Ирландией.
Вывод МВФ звучит так. Рост государственных инвестиций может серьезно подтолкнуть экономический рост при следующих условиях:
• В экономике должны быть резервные мощности, а власти должны проводить мягкую денежно-кредитную политику, направленную на снижение процентных ставок,
• Средства должны направляться не на политические проекты, а на проекты с хорошо понятной отдачей для экономики,
• Деньги для инвестиций нужно брать за счет роста дефицита и госдолга, а не за счет сокращения других расходов или повышения налогов.
Кто хочет сделать, тот ищет способ. Кто не хочет, тот ищет оправдания. Выводы МВФ хороши тем, что их можно использовать и как способ, и как оправдание. Можно всерьез начать бороться с инфляцией и снизить процентные ставки. Можно покончить с кумовством при выборе инвестпроектов и их распределении между исполнителями. Можно провести серьезную дискуссию о целесообразности увеличения предельного размера дефицита бюджета на 3-4 года (это, кстати, было элементом Стратегии-2020).
А можно сказать: ну, вот видите, даже МВФ не советует нам наращивать инвестиции - резервных мощностей у нас нет, процентные ставки высокие, ну а про эффективность госинвестиций или конкурсные процедуры при госзаказе даже министрам говорить смешно.
Что-то мне подсказывает, что российские власти выберут второй подход. И что-то мне подсказывает, что через несколько лет России снова придется звать на помощь специалистов МВФ, ведь новое - это хорошо забытое старое.
Сергей АЛЕКСАШЕНКО - экономист, менеджер. Приглашенный исследователь Georgetown University, Вашингтон, США. Старший научный сотрудник института "Центр развития" НИУ ВШЭ. До сентября 2014 г. - директор по макроэкономическим исследованиям ГУ-ВШЭ. Член Научного совета Московского Центра Карнеги. В 1995-1998 первый зампред правления Центрального банка России.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Алексашенко,_Сергей_Владимирович
http://www.echo.msk.ru/guests/293/


"Коммерсантъ FM" от 06.10.2014
http://www.kommersant.ru/doc/2583511

власти, деньги, экономика, Алексашенко, средства, аналитика

Previous post Next post
Up