ИЗ СТАРОГО: Модернизация и "духовные скрепы" - два способа сделать людей счастливыми (янв 2014)

Oct 08, 2014 00:55



Самые богатые страны - не всегда самые счастливые, а жители стран с быстро растущим ВВП не всегда так довольны жизнью, как их более бедные соседи. Социологи Рональд Инглхарт (Университет Мичигана), Роберто Фоа (Гарвард), Кристиан Вельцель (Leuphana University) и заведующий Лабораторией сравнительных социальных исследований ВШЭ Эдуард Понарин исследовали так называемую «российскую болезнь». Цифры показывают, что в большинстве стран экономический рост ведет за собой рост индекса удовлетворенности людей собственной жизнью. Но в странах, переживших крах коммунизма, люди гораздо менее счастливы, чем в странах, где коммунисты к власти не приходили, и Россия - самый яркий тому пример. Slon приводит самые интересные выводы из исследования ученых.
«Субъективным благополучием» социологи называют обобщенную оценку человеком или целым народом своей жизни, включающую в себя как эмоциональные, так и рациональные компоненты. Проще говоря, счастье. Субъективное благополучие действительно тесно связано с экономическим развитием: люди из богатых стран, как правило, счастливее тех, что живут в бедных странах. Но не хлебом единым: не менее тесно субъективное благополучие связано и с уровнем демократии в стране, с показателями здоровья и образования, с модернизацией, индустриализацией, урбанизацией и продолжительностью жизни. Замечена и такая закономерность: в странах с высоким ВВП дальнейший рост доходов приносит сравнительно небольшой рост числа людей, довольных жизнью.
Низкий уровень толерантности в обществе также снижает уровень субъективного благополучия. Отношение к геям и лесбиянкам, адептам других религий, иностранцам, индекс гендерного неравенства - все это тоже играет роль. Причем, как показало исследование, с ростом толерантности более счастливыми себя чувствуют не только представители меньшинств, которые раньше страдали от дискриминации, но и общество в целом.
Отношение к религии и чувство национальной гордости - еще два фактора, сильно влияющие на субъективное благополучие. В менее развитых обществах они зачастую выше, чем в развитых, и именно поэтому некоторые общества с низким уровнем ВВП оказываются на удивление «счастливыми». Данные, собранные в десятках стран и охватывающие почти 90 процентов населения мира, показывают, что в подавляющем большинстве стран религиозные люди счастливее атеистов, даже если их доходы ниже.
Страной с самым высоким в мире уровнем субъективного благополучия оказалась Дания. За ней идут Исландия, Швеция, Норвегия и Финляндия. Но, что удивительно, в странах Латинской Америки этот показатель почти так же высок, несмотря на существенно более низкий уровень благосостояния.
В 1982 году уровень удовлетворенности жизнью у жителей СССР был ниже, чем в Нигерии и Индии, хотя тем странам жилось хуже. Об этом свидетельствовали среди прочего растущий уровень алкоголизма и снижающаяся продолжительность жизни у мужчин в СССР. После развала Советского Союза уровень субъективного благополучия в России упал еще ниже, и к 1990 году стал самым низким из всех, что ученые когда-либо фиксировали. С начала 2000-х ситуация пошла на поправку, но и в 2011 году россияне по-прежнему оставались менее счастливы, чем до перестройки.
Восстановление экономики в 2000-х годах, несомненно, способствовало росту субъективного благополучия, но свою роль сыграли и - да-да, те самые духовные скрепы. Возрождение религии и восстановление чувства национальной гордости помогли жителям бывшего СССР заполнить идеологический вакуум, образовавшийся после краха веры в марксизм. Данные опросов показывают в эти годы самый сильный всплеск интереса к религии именно в России и других экс-коммунистических странах.
В некоторых странах жить становится лучше и веселее независимо от экономического роста. Все двенадцать латиноамериканских стран, по которым есть данные, показали гораздо более высокий уровень субъективного благополучия, чем стоило бы ожидать, глядя на состояние их экономики. И наоборот, почти все посткоммунистические общества показали более низкий уровень счастья при похожем развитии экономики: в постсоветских странах этот уровень по-прежнему ниже, чем в Индии, Бангладеш, Нигерии, Мали и Эфиопии.
В большинстве посткоммунистических стран переход к демократии и рыночной экономике сопровождался экономическим спадом. В России, например, реальные доходы упали более чем вдвое, а средняя продолжительность жизни сократилась на несколько лет. Но в Венгрии, для сравнения, экономический кризис и смена общественного строя происходили не так драматично, а кроме того, Венгрия сохранила свою национальную идентичность. В итоге к 2003 году Венгрия была уже достаточно развитой, чтобы ее приняли в Евросоюз, чего нельзя было сказать о России.
Крах идеологии, похоже, повлиял на уровень «счастья» намного сильнее, чем экономический коллапс. Коммунистическая идеология играла в этих странах роль, сравнимую с религией, а в условиях экономической нестабильности, как показывают опросы, религия дает людям чувство предсказуемости и безопасности. В Латинской Америке вера в бога всегда была и остается сильной, а в бывших коммунистических странах крах коммунизма оставил духовный вакуум.
В подавляющем большинстве стран мы видим прямую зависимость: религиозные люди, как правило, счастливее атеистов. В большинстве стран Западной Европы интерес к религии снижается. И все же стремление к поиску смысла жизни, похоже, отражает универсальную человеческую потребность, которая с экономическим развитием не сокращается. Наоборот, в течение последних 25 лет все больше людей по всему миру сообщают, что они часто задумываются о цели жизни. Счастливые атеисты в странах с высоким уровнем дохода находят свое предназначение в охране окружающей среды или в увлечении  наукой - все это заменяет им веру в бога.
На протяжении всей истории было известно две стратегии, как сделать народ счастливее: либо убедить людей принять неизбежность страданий, что во все времена достигалось за счет религии и развития духовной жизни, либо расширить горизонт их возможностей с помощью преобразований в экономической и политической сфере. Второй путь сегодня зовут модернизацией.
До недавнего времени считалось, что ни отдельные лица, ни общества в целом не могут надолго повысить свой ​​уровень счастья, но исследование показало, что в течение последних 25 лет экономическое развитие, демократизация и рост социальной терпимости привели к увеличению счастья во всем мире. С 1981 года общее субъективное благополучие увеличилось в 40 странах из 52. Но экономический рост - лишь один из многих факторов, повлиявших на это, наряду с социальной терпимостью и политической свободой, которые кое-где сыграли даже более важную роль.

Slon.ru, 31.01.2014
http://slon.ru/russia/modernizatsiya_i_dukhovnye_skrepy_dva_sposoba_sdelat_lyudey_schastlivymi-1050768.xhtml

страноведение, социология, счастье, исследование, страна

Previous post Next post
Up