Психолог Сергей ЕНИКОЛОПОВ: "Биту кто хочет, тот и покупает"

Sep 19, 2014 00:50

Конфликты на российских дорогах все чаще решаются топором и пистолетом


Кадр: видео YouTube
Происшествия на дорогах все чаще перерастают в драки с использованием оружия. 13 сентября в Москве водитель разрешил конфликт тем, что выстрелил в ногу своему оппоненту, а затем и в машину с его женой и детьми. В июне в Петербурге перепалка на дороге переросла в драку с топором, а ранее в столице участника конфликта до смерти забили бейсбольной битой. Вызвать неадекватную реакцию у водителя может подрезавший его автомобиль, неправильная парковка и даже пешеход, недостаточно быстро переходящий дорогу.
О том, что провоцирует россиян на агрессию, рассказал завотделом медицинской психологии «Научного центра психического здоровья» РАМН Сергей ЕНИКОЛОПОВ.


Лента.Ру: - Почему водители так часто из-за мелочей хватаются за оружие?
Ениколопов: - Потому что оно у них есть. Когда у человека есть оружие, он ведет себя более агрессивно и начинает его применять. Хотя, если бы его не было, может быть, в ход пошли монтировки. Но важно именно то, что человек с оружием ведет себя более агрессивно, чем человек без оружия. Человек становится агрессивнее, даже если в его поле зрения просто появляется оружие. Пистолет, топор, бита или монтировка не всегда должны лежать в машине. Если они там есть, значит, человек намеренно их туда положил.
- Изменил бы ситуацию запрет на ношение оружия?
- В таком случае кто-то будет незаконно покупать, кто-то будет обходиться битой и монтировкой. Монтировку и домкрат вы не запретите, биту кто хочет, тот и покупает. Хотя запрет огнестрельного и травматического оружия уменьшил бы агрессию.
- Правда ли, что водители чаще разрешают конфликты при помощи оружия, чем пешеходы?
- Исследований таких пока нет. Не ясно, это водители покупают оружие для того, чтобы защищать себя и свою машину, как они считают, или водители богаче пешеходов и поэтому могут позволить себе такую роскошь, как оружие. Но, действительно, пешеходы более миролюбивы.
- Меняется ли поведение человека, когда он садится за руль?
- Он чувствует себя более уверенно, самооценка у него повышается, часто он ведет себя более нагло. Особенно если машина большая, тяжелая, и он меряется своим престижем и достатком с окружающими. Огромное количество людей со страхами и тревогами начинают приобретать дорогие, тяжелые машины. Когда при московских пробках люди покупают машины, которые больше напоминают грузовики, - это не рациональный выбор. Это страхи, тревоги вылезают, а обратная сторона страхов и тревог - агрессия.
- Кто чаще других подвержен таким всплескам агрессии?
- Сложно сказать. Есть ситуативные факторы. Например, в жару агрессия проявляется чаще. Усталость, пробки, неприятности на работе... Всего вроде бы понемножку, а вместе может привести к взрыву.
- Если оставить за скобками ситуативные факторы, в чем психологические причины агрессии?
- Это защита своего «я». Грубо говоря, тварь я дрожащая или кто? Человек ощущает, что его не уважают. А на дороге это всегда очень заметно - и по маркам машин, и по отношению водителей друг к другу. Угроза самооценке, угроза своему представлению о себе провоцирует на насилие.
- Такое поведение - это патология, или любой человек под влиянием перечисленных факторов может внезапно схватиться за оружие?
- Не любой, но многие. Это не является патологией, это комбинация факторов. В Америке одна из форм наказания агрессивных водителей - отправить их на курсы управления гневом, которые есть при многих университетах.
- Насколько они действенны?
- Считается, что действенны, обратных материалов я не видел. Но знаю, что уже несколько лет в ряде штатов они существуют. Американская полиция не будет же просто так отправлять, эти курсы не принадлежат полиции, они университетские.
- В России таких курсов нет?
- Насколько я знаю, нет.
- А нужны?
- Курсы нужны, но для этого должна быть инфраструктура. Должны быть очень хорошие психологи, институты, свои исследования, потому что у нас есть свои проблемы, которые нас поражают. Должно быть взаимодействие ГАИ и каких-то психологических центров, чтобы оттуда им отвечали, что человек прошел курс. Американцы тоже не сразу это все создавали, но сейчас во всех больших городах есть хорошие университеты, куда людей отправляют.
- Если однажды человек проявил агрессию на дороге, есть вероятность, что он и в дальнейшем будет решать дорожные споры с помощью оружия?
- Да. И это задача уже для психологов - определять вероятность рисков.
- На ваш взгляд, как нужно за такое поведение наказывать?
- В рамках Уголовного кодекса. Разницы между водителем и просто человеком, который выхватил оружие, никакой нет.
- Растет ли в последнее время уровень агрессивности россиян?
- Нет. Сейчас не 90-е. Жизнь налаживается, она стала более структурированной. Огромное количество людей знают, где они работают, сколько они получают, как они живут. Чем более структурированная жизнь, тем она более налаженная, тем меньше преступлений.
- Влияет на уровень агрессии негативный информационный фон?
- Когда идет сообщение, что кого-то убили, люди слышат это по всем каналам. Убили одного человека, а кажется, что пять-шесть. Это влияет, кого-то такие новости могут подтолкнуть к насилию. Если же вы имеете в виду Украину, то это отдельная вещь. Она может вызвать агрессию только между собой: кто-то из-за позиции по Украине может поссориться, но сказать, что у нас из-за этого происходит рост преступности, нельзя.
- Как заранее определить, что человек склонен к агрессии за рулем, например при прохождении медкомиссии у психиатра?
- Это сложно. Пока нет методики, ни один психиатр на глаз это не определит. Более того, из-за этого может возрасти коррупционная составляющая. Один психиатр будет за деньги говорить, что кто-то кроткий, а другой - что агрессивный. Объективно, такие хорошие психологические методики должны разрабатываться специально.
- А на дороге можно понять, что в соседней машине сидит потенциальный агрессор и с ним стоит быть аккуратнее?
- Это субъективно, иногда чувствуется.
- Если конфликт уже возник и человек схватился за оружие, что делать?
- Бежать. Других вариантов тут нет.

Лента.Ру, 18 сентября 2014
http://lenta.ru/articles/2014/09/18/psychologist/

агрессия, общество, интервью, врач, водитель, психология, насилие

Previous post Next post
Up