Василий КАШИН: Как Россия и Китай привязываются друг к другу

Sep 02, 2014 17:20



Начало строительства газопровода «Сила Сибири», заявление Владимира Путина, что Россия готова допустить китайских инвесторов в Ванкорское месторождение, заявление Алексея Миллера, что «Газпром» готов подписать соглашение об экспорте газа в Китай по западному маршруту уже в ноябре, - все это свидетельства нового этапа в переориентации российских внешнеэкономических связей на Восток. Как и можно было предположить в начале украинского кризиса, логическим последствием конфронтации с Западом стало то, что Россия сняла существовавшие ранее политические ограничения на допуск китайских инвесторов в нефтегазодобычу и максимально ускорила реализацию всех проектов, связанных с экспортом энергоносителей в Китай.
Важно понимать, что большинство указанных шагов были бы предприняты Россией в любом случае. Китай уже сейчас - крупнейший в мире потребитель энергии (по данным Международного энергетического агентства), а ведь его подушевой ВВП все еще составляет менее 50% от российского. Для экспортеров ресурсов Азия - будущее. Европа с ее низкими темпами экономического роста, инвестициями в энергосбережение и диверсификацию источников сырья - вчерашний день.
Однако в условиях мирного времени переориентация на Восток проходила бы медленнее, сопровождалась бы сложной политической игрой с участием ЕС, США и Японии. При этом Россия пыталась бы сохранить максимальную свободу рук, ограничивая присутствие китайского капитала в своем топливно-энергетическом комплексе и привлекая альтернативных инвесторов. Характер и последствия этой переориентации были бы иными.
Форсированное строительство дорогих трубопроводов в Китай в сочетании с допуском китайцев в стратегические сырьевые активы - это событие уже не из области экономики, а из области глобальной политики и стратегии. Лидеры России и Китая часто повторяют, что их страны не стремятся быть частью альянсов великих держав. Однако происходящие сейчас на фоне украинского кризиса события в политическом отношении намертво привязывают их друг к другу.
Серия важных российско-китайских энергетических договоренностей, которые были заключены или будут заключены в текущем году, - это начало расстановки фигур в преддверии будущей большой борьбы за новый мировой порядок, подобно тому, как германско-австрийский Двойственный союз 1879 года предопределял характер Первой мировой войны.
Стороны не только будут связаны дорогостоящей трубопроводной инфраструктурой. На фоне разрыва связей России и Европы и ухудшения китайско-американских отношений предстоит, очевидно, быстрое развитие российско-китайской промышленной кооперации. Логистические цепочки изменятся, оборудование и материалы, закупавшиеся до сих пор в Европе, будут закупаться в Китае и других странах Азии. С завершением украинского кризиса вернуть связи с Европой в прежнее состояние уже не получится. Участие в совместных проектах с обеих сторон гигантских государственных корпораций означает, что экономические аспекты отношений будут неотделимы от политических.
Благодаря сотрудничеству с Китаем Россия, вероятно, сможет существенно снизить экономические издержки от новой холодной войны с Западом. Однако в более отдаленной перспективе это может стоить ей роли самостоятельного игрока в мировой политике, и эта угроза не может игнорироваться. Если сейчас главная задача для России - выживание в условиях экономической войны с Западом, то в дальнейшем ей придется задуматься над обеспечением для себя свободы маневра в азиатской политике.
Василий КАШИН - кандидат политических наук, старший научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий (АСТ). Старший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, заместитель руководителя представительства РИА Новости в Пекине. В 2004-2009 гг. работал в газете "Ведомости". Работал в ГУ-ВШЭ.
Сферы интереса - внешняя политика и внешнеэкономические связи КНР, китайский ВПК.


Slon.ru, 02.09.2014
http://slon.ru/economics/rossiya_i_kitay_privyazyvayutsya_drug_k_drugu_-1151425.xhtml

Кашин, Россия, геополитика, энергетика, Китай, мегапроекты, внешняя политика, Азия

Previous post Next post
Up