Валерий ПАНЮШКИН: Невидимый парад

Aug 28, 2014 05:45



Мне тоже иногда хочется устроить парад. Все-таки парад - сильная вещь. В юности я даже занимался изучением парадов. Я даже диссертацию написал про парады в ренессансной Флоренции XV века. Тогда парады имели такое общественно-политическое значение, что после одного из них - Парада Лоренцо и Джулиано Медичи на площади Санта Кроче - случился заговор Пацци и Джулиано был убит.
Парад - это очень простое и очень сильное высказывание вне зависимости от того, в Киеве он происходит, в Донецке или во Флоренции пятьсот лет назад. Парад - это круто. Мне часто хотелось устроить парад.
Впервые мне захотелось устроить парад, когда Государственная Дума приняла закон, запрещающий американцам усыновлять российских сирот. А писатель Проханов тогда говорил, что надо, дескать, вообще превратить российские детские дома в кадетские корпуса и давать детям-сиротам патриотическое военное воспитание.
И вот тогда я представил себе этот парад сирот-кадетов. Хорошо было бы, если бы по улицам Москвы прошла эта армия. Они - сироты - довольно часто после окончания своих школ-интернатов обращаются ко мне в правозащитный проект «Правонападение», потому что государство обязано выдавать им квартиры, но сплошь и рядом не выдает. И вот я представил себе, как по Красной площади марширует полк бездомных детей.
А еще я представил, как едет по Красной площади сиротская бронетехника: вот эти зарешеченные кроватки, в которых всю жизнь проводят сироты, больные детским церебральным параличом или гидроцефалией, или даже синдромом Дауна, с которым можно было бы жить активной жизнью, если бы только этих детей выпустили из зарешеченных кроваток и манежиков.
О, я представил себе этот парад!
В другой раз мне захотелось устроить парад, когда я увидел, как выписывают ребенка из Берлинской кардиологической клиники, куда Русфонд, для которого я работаю, отправляет российских детей с пороком сердца. Там, в Берлине, врач дарит при выписке здоровому ребенку воздушный шарик-сердечко. Сколько их было у нас, этих детей? Сотни, может быть, тысячи. И я представил себе этот парад победителей: тысячи детей, марширующих по Красной площади с красными воздушными шариками в виде сердечек.
А еще я представил себе парад в Киеве на Крещатике и одновременно в Донецке на тех самых улицах, которые вымыты после украинских военнопленных. Парад детей в белых респираторах. Я много раз ездил на Украину писать об этих детях. Там не делают трансплантации костного мозга - ни на западе, ни на востоке. И до войны не делали.
И как можно найти деньги на войну и не найти деньги на трансплантацию костного мозга больным детям - я не понимаю. И никогда этого не пойму.
Это мое желание устраивать парады - парад бездомных, парад ВИЧ-положительных, парад умирающих, для которых нет хосписов и нет обезболивающих средств, - мимолетно, на секунду вспыхивает в голове и быстро проходит.
Потому что в парадах всегда есть какое-то дурновкусие, какое-то неуместное фанфаронство. Парад может вызвать сильные и простые чувства, такие как ненависть или гордость. Сложных чувств - жалости, сострадания, любви - парадом не вызовешь. И уж тем более не вызовешь мыслей.
Поэтому иногда мне хочется устроить парад, но я никогда даже не пытался этого сделать.
Валерий ПАНЮШКИН - журналист и литератор. По образованию театровед и исследователь флорентийских праздников XV века. Спецкор "Ведомостей". Лауреат премии "Золотое перо России". Автор книг "Незаметная вещь", "Михаил Ходорковский. Узник тишины", "Газпром. Новое русское оружие". Регулярно пишет статьи о благотворительности и участвует в благотворительных программах, связанных с лечением детского рака, СПИДа, а также в программах паллиативной помощи; помогает Российскому фонду помощи и пишет сценарии для концертов "Подари жизнь".
http://ru.wikipedia.org/wiki/Панюшкин,_Валерий_Валерьевич
http://www.snob.ru/profile/5394


Сноб, 26.08.2014
http://www.snob.ru/selected/entry/80137

Панюшкин, больные, парад, дети

Previous post Next post
Up