Кинокритик Юрий ГЛАДИЛЬЩИКОВ: Враги народа. Отстрел

Aug 24, 2014 14:15

Картину «Судная ночь-2» режиссера Джеймса ДеМонако, которая в начале августа вышла на экраны, у нас восприняли как коммерческий триллер
Между тем, невозможно припомнить другое столь жесткое и концептуальное политическое киновысказывание, сделанное в XXI веке. Это фильм про реально представимое будущее, в котором торжествует фашизм


Перед охотой: раз в году правительство разрешает гражданам убивать друг друга
Самое удивительное: как замирает в зале «попкорновая» публика. Она перестает жевать, трендеть по мобильникам, вдруг отчетливо понимая, что на экране, при всех развлекающих перестрелках и погонях, творится нечто важное. Она начинает проецировать ситуацию на себя.
А ситуация и впрямь та еще. Не зря оригинальное название и первой, и второй частей фильма не «Судная ночь», а The Purge - «Чистка». Чистка политическая. «Судная ночь-2» - это название фильма в российском прокате. Аутентичное название - «Чистка: Анархия».
Кого и зачем зачищают
Действие происходит в США 2020-х, где у власти Новые Отцы-Основатели Нации. Это классическая антиутопия - фильм о скверном тоталитарном будущем. Удивительно, что в Америке не стесняются снимать про себя подобные фильмы. Американские интеллектуалы умеют относиться к своей стране критически и разрабатывать, в том числе в кино, суровые сценарии грядущего, причиной которых являются уродства настоящего. Представить, что подобный фильм о кошмарном будущем могут снять в России, невозможно в принципе. Хотя бы потому, что такой картине - прямой путь на полку.
Так вот: Новым Отцам-Основателям удалось преодолеть экономический кризис и почти искоренить преступность за счет того, что они придумали ночь длинных ножей - дозволенного фашизма. Раз в год, с вечера 21 марта до утра 22-го, в течение двенадцати часов, легализованы убийства. Можно прикончить неверную жену, въедливого начальника, надоедливого соседа да и просто кого угодно - и тебе за это ничего не будет. Это позволяет обществу выпустить пар, а заодно избавиться от бесполезных членов - нищих, больных, а также маргиналов всех мастей, которые не вписываются в систему. В остальное время любые преступления караются сверхжестоко. Оруэллу такой сюжет, наверное, понравился бы.
Поскольку уровень преступности и безработицы снизился, большинство населения поощряет судную ночь. Элиту она вообще не затрагивает: ее дворцы - крепости, в ее районах - тишина. Зато элитарная молодежь организует собственные карательные отряды, которые выходят на кровавую ночную охоту ради гражданского долга и развлечения. Так формируются моральный облик Нового американца-нашиста.


Гражданский долг - убивать
Судная ночь № 1
Суть первой «Судной ночи» была в том, что от фашистского режима спрятаться невозможно, даже если исповедуешь идеологию неучастия и неприсоединения. В этом фильме толпа элитных гопников нападает на, казалось бы, хорошо укрепленный дом интеллигентов, рискнувших спасти от кары какого-то человека, которого эти гопники преследовали.
Уроки фильма: надеешься, что достанется кому-то иному, далекому, но не тебе? Тебе достанется тоже.
Надеешься: можно отсидеться и утром все будет по-прежнему - идеально, тихо, мирно, с хлопьями в молоке за завтраком, словно и не было никакой кровавой ночи? Утром по-прежнему уже не будет.Оправдываешь себя тем, что нет никакого смысла действовать, ведь власть сильна, и все равно ничего не добьешься, ничего не изменится? Изменится - в худшую сторону.
Судная ночь № 2
В новом фильме действие переносится из комнат закупоренного стальными ставнями дома на переполненные насилием ночные улицы, где в роли загнанных оказываются пятеро случайных людей. В этом фильме - новые повороты. Очередные конкретные пакости Отцов-Основателей комментировать не станем - с ними и так все ясно. Интереснее другие мысли фильма. Во-первых, он о том, что фашистская - антиинтеллигентская - идеология поднимает со дна самое что ни на есть озлобленное быдло, для которого дарованное раз в год право покуражиться - единственная радость жизни. Во-вторых, о том, что вседозволенность растлевает не только власть, но и прикормленную ею элиту. Речь сейчас уже не об элитарной молодежи, как в первом фильме, а о папах и мамах. Оказывается, некоторые из них проводят Судную ночь не взаперти, а в особом ночном клубе, куда специально нанятые бандиты привозят на заклание отловленных на улицах или захваченных в собственных домах беззащитных.
И все эти преступления - что тоже актуально для нашей шестой (или сколько там ее осталось?) части суши - творятся под знаменем Всевышнего. У одного из ночных бандитов на маске начертано «God». А начальственный пропагандист вещает: «Идите на улицы - и исполните свой гражданский долг (то бишь, убейте). И да пребудет с вами Господь».
Что до самой власти, то, в конечном счете, обе части «Судной ночи» говорят о том, что если власть неконтролируема, то неизбежно уничтожит все живое. И анализируют, до чего можно доиграться, если народ терпит любые пакостные законы своего правительства, поначалу кажущиеся не антинародными, а направленными лишь на ограничения свобод отдельных групп граждан, которые тебя искренне не колышат. Доиграться можно до чего угодно. Кто-то возразит, что «Судная ночь» описывает то, чего в современном мире быть не может. Но в фашистской Германии, сталинском СССР, Китае времен культурной революции, Кампучии, странах радикального ислама бывало и не такое. А законы и действия наших властей уже сейчас начали развязывать руки самым черным силам, которые набираются уверенности в том, что скоро им будет дозволено все.
Долго ли от абсурда до реальной крови? Недолго. И путь может быть весьма сюрреалистическим. Из фейсбука: «Завтра ВВП потребует детей на завтрак и кровь девственниц себе в бассейн, Дугин это обоснует идеологически, а Глазьев - «экономически», Совфед проголосует. А вы так и будете шуточки шутить». Еще: «Когда они пришли за горгонзолой, я молчал, я не люблю горгонзолу. Потом они пришли за осьминогами, я молчал, я не люблю осьминогов. Потом они пришли за каперсами, я молчал, я не люблю каперсы. А потом они пришли за мной».
Звучит страшно. Страшно убедительно.
Юрий ГЛАДИЛЬЩИКОВ - кинокритик, выпускник факультета журналистики МГУ
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гладильщиков,_Юрий_Викторович


The New Times № 25 от 18 августа 2014
http://www.newtimes.ru/articles/detail/86074

власть, кино, США, режим, фильм, фашизм

Previous post Next post
Up