Пол КРУГМАН: "За что мы сражаемся в войнах"

Aug 18, 2014 18:55



Сто лет прошло с начала Первой мировой - войны, про которую современники говорили, что она положит конец всем войнам. Но конфликты продолжают случаться, и сейчас самое время спросить, почему, пишет лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман в New York Times. В колонке, озаглавленной «За что мы сражаемся в войнах», автор не пытается дать точный ответ на этот вопрос, однако перспективы строит невеселые.
Когда-то войны затевались ради развлечения или наживы, и порой так происходит и сегодня, пишет публицист. Согласно анализу почти 80 крупных вооруженных конфликтов, случившихся в мире с 1960 по 1999 год, главной причиной гражданской войны является доступность ценных ресурсов, например, алмазов. Все другие мотивы, которые озвучивают лидеры восстаний, - это рационализации, придуманные постфактум.
Это справедливо для развивающихся стран, а вот если вы - современное, богатое общество, война (даже победоносная) в конце концов не окупается и наносит серьезный экономический удар по каждой из сторон. Эту мысль еще в 1910 году сформулировал британский журналист Норман Энджелл в книге «Великая иллюзия» (кстати, лауреат Нобелевской премии мира).
Он был прав, считает Кругман, но, тем не менее, войны продолжают происходить. Возможно, они случаются из-за того, что их лидеры плохо умеют считать и обманываются насчет возможности легкой победы.
«Это догадки, но похоже, что Владимир Путин рассчитывал, что сможет свергнуть правительство Украины или по крайней мере захватить часть ее территории, обойдясь малыми жертвами: немного помощи мятежникам, о которой он скажет, что ее не было, и страна падет на колени», - рассуждает колумнист.
Но есть и более крупная проблема: правительства часто выигрывают от войн политически, даже если конфликт никак не совпадает с интересами нации. Некоторые экономисты предполагают, что корни украинского кризиса могут лежать в том, что российская экономика споткнулась: темпы ее роста упали, и путинскому режиму нужно переключить внимание людей с этого факта.
Вспомним, что население почти всегда сплачивается вокруг своих лидеров в периоды войны. Так было в Аргентине во время войны за Фолклендские острова в 1982-м, так было в США в начале антитеррористической кампании Буша в Ираке в 2003-2004, то же самое происходит в России сейчас.
«Было бы чрезмерным упрощением говорить, что конфликт на Украине раздут для того, чтобы поддержать авторитарный режим, который замялся на остальных направлениях. Но в этой мысли точно есть правда, и она рисует пугающие перспективы на будущее», - считает Кругман.
По мнению Кругмана, нам не только следует ждать усугубления украинского кризиса («война не в интересах России, но подавление сепаратистов будет для Путина позором»), но и опасаться новых конфликтов с участием других сильных стран - например, Китая:
«Если авторитарные режимы впадают в соблазн побряцать оружием, когда у страны не получается хорошего роста, подумайте, что может прийти в голову руководству Китая, если и когда случится то, о чем предупреждают многие экономисты, - китайскому экономическому чуду настанет конец».

Slon.ru, 18.08.2014
http://slon.ru/world/krugman_za_chto_my_srazhaemsya_v_voynakh-1144435.xhtml

мир, война, экономист, авторитаризм, Украина, Путин, аналитика

Previous post Next post
Up