Цитата недели
«Также для миллионов граждан России удобным способом идентификации в публ. WiFi может быть пароль от портала «Госуслуги». Николай Никифоров, министр связи и массовых коммуникаций
Еще 31 июля премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому провайдеры должны будут предоставить спецслужбам доступ к сообщениям пользователей. Установить СОРМ (систему оперативно-розыскных мероприятий) «организаторы распространения информации» должны будут за свой счет.
Через несколько дней после этого в Facebook случился большой по российским меркам скандал (совершенно не связанный с этим постановлением). Замминистра экономического развития Сергей Беляков на своей страничке извинился за действия правительства и добавил, что ему за них стыдно. В комменты пришла пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова, намекнувшая на то, что несогласным не место в правительстве. Ее сообщения через несколько часов были стерты, а сама Тимакова написала: «Считаю, что все СМИ, которые меня цитировали, должны были сделать мне звонок». На следующий день замминистра был уволен.
Сочетание двух этих, повторю, никак не связанных друг с другом событий показывает, что власти так и не разобрались в природе социальных сетей, в которых личное и официальное переплетено совершенно новым и неожиданным образом. По сути, спецслужбы открыто заявляют: «Нам нужно знать, что пишут в соцсетях, потому что их пользователи могут нарушать закон или готовиться к его нарушению; для нас нет никакой разницы между реальными людьми и интернет-пользователями». Тимакова совершенно другого мнения: есть пресс-секретарь премьер-министра, который может официально что-то комментировать, и есть пользователь Facebook «Наташа Тимакова» - связанный с пресс-секретарем, но не идентичный ему публичный персонаж.
Обычный пользователь интернета не понимает ни спецслужбы, ни Наталью Тимакову. Более того, ему кажется, что логика должна быть совершенно обратной. Для него, например, очевидно, что никакое обвинение спецслужб не может быть основано на частных записях в социальных сетях (особенно подзамочных), как не могут быть основанием для обвинения в госизмене действия лирического героя «Москвы - Петушков» Венички Ерофеева (он пытался устроить революцию в Петушинском уезде).
В то же время любое, даже самое интимное, высказывание публичной фигуры в открытом доступе будет восприниматься как официальные комментарии. Просто потому, что у публичной фигуры в современном мире почти нет права на частную жизнь, тем более в общественном (неподзамочном) пространстве. Приходя в бар, никто из знаменитостей не застрахован, что его не снимут с бокалом в руке. Что уж говорить о записях в Facebook.
Кстати, Николай Никифоров разъясняет подробности постановления правительства в своем твиттере.
Александр ПОЛИВАНОВ
"Ведомости" №146 (3650) от 12.08.2014
http://www.vedomosti.ru/opinion/news/32013221/citata-nedelihttp://www.vedomosti.ru/newspaper/article/732951/citata-nedeli