Отдохнуть от заграницы
Почему погибают туроператоры и можно ли еще спасти российский туристический рынок
Въездной туризм в Россию сокращается еще быстрее, чем выездной
Петербургская компания «Нордик стар» стала уже седьмым за последние 3 месяца участником туристического рынка, объявившим о своем банкротстве. Среди основных причин самого острого за всю историю отрасли кризиса эксперты называют антироссийские санкции Запада.
Владимир КАНТОРОВИЧ, первый вице-президент Ассоциации туроператоров России:
- Основная причина, объясняющая неблагоприятную ситуацию на туристическом рынке, вылившуюся в череду банкротств, - это негативный общеэкономический фон. В том числе антироссийские санкции и реакция на них.
В каждом же конкретном случае имеется своя отдельная первопричина. К большему количеству недавних банкротств турфирм причастен предприниматель Михаил Шаманов - совладелец разорившихся «Идеал-тура» и «Лабиринта». Даже в ситуации с не принадлежавшей ему «Невой», с которой собственно и начался нынешний кризис, имеется участие Шаманова. «Нева» потому не закрылась раньше, и ее задолженность доросла до большого размера (в результате чего так много туристов пострадало), что руководство этой старейшей турфирмы подписало договор с этим самым Шамановым о том, что он компанию покупает. Договор потенциальный покупатель не расторг, однако выполнять его не стал. Предполагалось, что он купит «Неву» со всеми долгами и погасит их. Однако этого не произошло. Видимо в какой-то момент у предпринимателя, стремительно наращивавшего свои туристические активы, просто не хватило денег.
Ситуацию усугубило то, что новое руководство Ростуризма вообще ничего не предпринимало для предотвращения проблем на рынке. Проведение брифингов, чем сейчас занят Ростуризм, - это отличная работа, но она никак не заменит системной деятельности по предотвращению подобной катастрофы или хотя бы минимизации ее последствий. О долгах «Лабиринта» перед «Оренбургскими авиалиниями» и «Идеал-туром» стало известно еще в начале июля. Еще тогда Ростуризму надо было мониторить ситуацию, встречаться с туроператорами и выяснять, что у них происходит, как долго «Оренбургские авиалинии» собираются терпеть накопление долгов и т.д.
То, что произошло в «черную пятницу» 1 августа, когда в 8 часов вечера появилась информация, что «Оренбургские авиалинии» не будут летать, пока им не заплатят - это явный провал регулирующих органов. Понятно же было, что никто в выходные ничего не заплатит, и туристы останутся за границей в очень сложной ситуации.
Туркомпании, которые покупали так называемые блоки у «Идеал-тура», сейчас заключили договоры с авиакомпаниями напрямую, и никаких проблем не испытывают. Почему это не было сделано раньше, почему не был убран непонятный посредник с огромными долгами?
Ростуризм должен был не допустить ситуации, при которой нормальные, платежеспособные туроператоры оказались заложниками странных коммерческих отношений между «Идеал-туром» и «Оренбургскими авиалиниями».
Раньше ведомство занималось такой профилактикой. В свое время я был свидетелем того, как руководителю Ростуризма, ныне к сожалению покойному, Анатолию Ивановичу Ярочкину звонил глава одной крупной авиакомпании и говорил, что останавливает полеты для клиентов турфирмы «Капитал-тур» из-за огромных долгов. Ярочкин тогда объяснил собеседнику и убедил его в том, что нельзя этого делать накануне новогодних праздников, поскольку социальные последствия будут катастрофическими. Сейчас же Ростуризм просто транслирует позицию авиакомпании.
Особенно актуальными профилактические действия надзорного органа становятся на падающем рынке. Падающем, в том числе и по причине западных санкций. Российский туристический рынок сейчас вообще находится в крайне неблагоприятном положении. Он начал испытывать проблемы еще в конце 2013 года по причинам экономическим. Политические проблемы лишь усугубили ситуацию. Вероятность банкротств турфирм на сокращающемся рынке гораздо выше, чем на рынке растущем. Однако какие-то компании все же выживают.
Помимо объективных, есть еще и субъективные причины: кто-то лучше руководит компаниями, кто-то хуже. Возвращаясь к ситуации с «Оренбургскими авиалиниями» и «Идеал-туром», я не понимаю, зачем было доводить ситуацию до долга в размере 1,5 млрд рублей и вызывать столь серьезный обвал на рынке. В результате пострадало несколько тысяч туристов, которые не должны вообще-то становится заложниками ни политических проблем, ни коммерческих просчетов.
Что касается вывоза на родину клиентов обанкротившихся турфирм, то здесь также не все гладко. В плане организации экстренных перелетов «Турпомощь» делает все возможное - туристов вывозят. Однако людям, оставшимся без средств и оплаченных отелей за границей, нужны не только самолеты, но и материальная, а также психологическая помощь. Но наше правительство, и прежде всего Ростуризм, в этом плане не делают практически ничего.
Что неудивительно. Поскольку в начале мая руководителя Ростуризма, - совершенно компетентного Александра Радькова, - зачем-то поменяли на не имевшего отношения к отрасли Олега Сафонова. Кроме того, Ростуризм постоянно передают из одного министерства в другое. Сейчас он вообще входит в структуру Минкультуры, для которого коммерческая туристическая отрасль явно является непрофильной.
В итоге действия надзорного ведомства очень часто неэффективны. Скажем, никто не вывозит из-за границы людей, которые купили через турфирмы только авиабилеты, а не целые туры. «Турпомощь» даже не имеет права тратить на них деньги. Еще проблема: у многих туристов, которые застряли в европейских странах, кончается срок, на который выданы визы. Я звонил в департамент консульской службы МИДа, просил его руководителя о помощи. Он, конечно, ее пообещал, однако хорошо бы, чтобы всем этим занимался Ростуризм. Так что, субъективный фактор играет большую роль.
В то же время повторю: общая ситуация на рынке действительно крайне неблагоприятна. Среднее сокращение выездного туризма из России с начала этого года составило 25%. При этом ситуация значительно разнится, в зависимости от направления. Скажем, поток наших туристов в Турцию растет, и соответственно компании, которые работают на этом направлении, чувствуют себя неплохо. Европейское же направление значительно сокращается, и компании, специализирующиеся на нем, выглядят гораздо хуже.
Наконец, нужно сказать и о том, о чем у нас вообще предпочитают молчать. В этом году на 50% сократился въездной туризм в Россию. А это, между прочим, самая важная для национального туристического рынка отрасль. Здесь не просто происходит некоторое сокращение числа людей, которые привозят деньги в нашу страну. Мы наблюдаем огромное падение турпоездок в Россию. Это напрямую связано с политикой, потому что экономически все благоприятствует тому, чтобы иностранцы ехали в Россию. Прежде всего, потому, что рубль ослабляется, значит поездки в нашу страну становятся дешевле. Однако иностранцев стало приезжать вдвое меньше из-за политических проблем между Россией и Европой. Это самая большая проблема для нашего туристического рынка. Тут надо бить в набат: если так продолжится, то въездной туризм в Россию в следующем году просто умрет.
Никита КРИЧЕВСКИЙ, экономист, профессор Российского государственного социального университета:
- К нынешней ситуации на туристическом рынке привела, прежде всего, неграмотная финансовая политика менеджеров отдельных компаний. Некоторые крупные турагентства и туроператоры не смогли просчитать резкое снижение турпотока, произошедшее в этом году. Они по привычке и на прежних условиях набрали кредитов, проплатили заранее блоки билетов на чартерах и рейсовых самолетах, а также гостиничные номера. В связи же с тем, что турпоток настолько снизился, им просто нечем стало расплачиваться с контрагентами и банками.
Турпоток упал по многим причинам. Здесь и неуверенность потребителей в завтрашнем дне, в связи с антироссийскими санкциями и общей политической обстановкой в мире. И ослабление рубля. И фактический запрет на выезд за границу госслужащих. И рост числа туристов, которые бронируют авиабилеты и места в отелях в индивидуальном порядке, не пользуясь услугами турфирм.
На финансовое благосостояние наших туроператоров также негативно влияет снижение потока иностранных туристов, въезжающих в Россию. Это связано с ухудшающейся геополитической ситуацией и отсутствием развитой туристической инфраструктуры в России.
Для исправления ситуации государственные органы должны как можно быстрее составить «черные списки» учредителей и топ-менеджеров туркомпаний. По аналогии со списками Центробанка для запятнавших себя преднамеренными банкротствами владельцев и управляющих кредитными организациями. Если турфирма прекратила свой бизнес, обанкротилась, то учредитель, гендиректор и главный бухгалтер не должны иметь права, скажем, в течении 5 лет занимать любые ответственные должности в турбизнесе.
"Профиль", 07.08.2014
http://www.profile.ru/society/item/84833-otdokhnut-ot-turizma "Суть событий", 08.08.2014
Сергей ПАРХОМЕНКО - издатель, журналист, политический обозреватель
<> давайте вернемся к той первой успешной антироссийской санкции, которая закончилась, ну, если не гибелью, то очень серьезным, очень глубоким кризисом в одной из отраслей российского хозяйства. Речь о туристической индустрии. Да, конечно, туристическая индустрия во всем мире переживает не самые лучшие свои времена. Ее часто сравнивают с бумажной прессой. Это вот и туризм, и бумажная пресса - это вот из тех отраслей, которые очень сильно пострадали, так сказать, от развития интернета, от развития современных средств коммуникации, средств связи, от сетей, от облегчения циркулирования информации. И вот интернет постепенно убивает, съедает бумажные газеты, бумажные журналы, в какой-то мере бумажные книги. Заставляет их перестраиваться, заставляет их разделяться на разные классы, одни классы при этом погибают. Ну, скажем, в эпоху интернета не осталось такой части книгоиздания, как, скажем, словари, почти не осталось энциклопедий - все это съедено интернетом. Значительная часть газет, значительная часть журналов тоже очень от этого пострадала.
Ровно так же происходит и с туристической индустрией. Она, конечно, страдает от того, что информация становится доступной, контакты становятся прямыми, люди могут сами выбирать, сами сравнивать, общаться между собой, передавать друг другу разнообразные услуги и разные возможности, согласовывать цены и так далее и так далее.
Между тем, туристическая индустрия существует во всем мире. И стоит вам куда-нибудь отъехать чуть-чуть в сторону от России, вы видите огромное количество немцев, голландцев, французов, англичан - кого только не. Израильтяне очень любят ездить массово и пользоваться услугами всяких туристических компаний. Так что, как-то это все живет. И в России тоже как-то это жило, хотя не без проблем, хотя с регулярными какими-то спадами, с регулярными осложнениями и так далее.
И тут Россия наносит мощный, хорошо рассчитанный удар - она отнимает у этой индустрии целые классы клиентов. А именно государственных служащих, военных, полицию, прокуратуру, судей, МЧС и всякое такое прочее. А между тем, это и есть самый что ни на есть такой сладкий клиент российской туристической индустрии. Это люди, которые, во-первых, располагают кое-какими деньжатами. Давайте мы сейчас временно не будем задумываться о том, откуда они это взяли, и почему так случилось, что у них есть довольно значительное количество свободных денег. А с другой стороны, это люди по самому типу своего занятия, по своим профессиональным привычкам и навыкам, надо сказать, не очень инициативные. Ну, вот чиновник, полицейский, военный - это, в общем, человек, который привык подчиняться командам, который более или менее привык ходить строем. Ну, в переносном смысле, конечно, и я говорю в таком усредненном смысле. Ясно, что люди бывают разные, и иногда бывают люди очень энергичные, и очень любопытные, и очень живые, и очень такие большие выдумщики. Но, в общем, по большей части, это категория людей довольно косная, довольно такая стандартизованная во всем: в своих потребительских привычках, в своих желаниях, в своих мечтаниях.
И эти люди с большим удовольствием употребляют вот этот стандартный отдых, вот эти конвейерные удовольствия. Они, в общем, предпочитают заплатить один раз и потом ни о чем не думать. Лучше бы, чтобы все было включено, лучше бы, чтобы все было заранее известно, лучше бы, чтобы все было заранее обеспечено. Это им свойственно.
И уж конечно трудно ожидать от этих людей какой-то большой компьютерной грамотности. Ну, многие тут читали замечательное интервью Тимченко, где он с гордостью рассказывал о том, как его жена закончила компьютерные курсы и теперь умеет получать и отправлять электронную почту. Ну, это, конечно, совсем патология, но, в общем, мы знаем, что огромное количество людей именно этих категорий, военные, полицейские, судьи, госслужащие и так далее и так далее, те самые, кому не велели ездить за границу, в разных формах - у кого-то просто отобрали паспорта, а кому-то строго наказали, а кому-то подмигнули двумя глазами - это люди, которые, в общем, не то чтобы какие-то особенные виртуозы работы в интернете. И вот они-то как раз и идут в туристические агентства. Индустрия на этом рухнула.
Любопытна, конечно, реакция руководства. Ну, некоторое время тому назад кто-то додумался отдать туристическую индустрию в руки Мединскому. У нас теперь министр культуры вот этот самый, человек с фальсифицированными диссертациями, вот с этими вот дутыми докторскими степенями - ну, в общем, все то, что мы знаем про Мединского. Этот человек у нас руководит теперь еще и туристической индустрией. Вообще довольно сложной, сложной хотя бы потому, что она, да, действительно, на протяжении нескольких лет находится в кризисе. Во главе, собственно, российского турбизнеса стоит поразительный человек, который представляет собой прямо вот кусок Уралвагонзавода, человек, назначенный на это место за лояльность, за надежность, за управляемость, за готовность смотреть в рот начальству.
Вот такое образовалось у этого всего руководство. И эти люди теперь начинают говорить о том, что туристическая индустрия должна как-то быть управляема государством, ну, то есть, ими, собственно, она должна быть управляема. Между тем, вот те самые катастрофы, которые произошли с несколькими крупными компаниями на протяжении последних недель, произошли абсолютно у них на глазах и не получили никакой их реакции, и никаким образом ситуация не была санирована. А между тем, мы понимаем, что в ситуации, когда какая-то компания - ну, вот как это случилось, например, с «Лабиринтом» и вот с этим самым «Идеал-Туром» - когда какая-то компания обнаруживает за границей десятки тысяч своих клиентов, которых не на что вывезти обратно, это означает одно несложное обстоятельство - что их ведь каким-то образом туда завезли. Это означает, что сотни самолетов летели туда неоплаченными. А теперь они не могут лететь неоплаченными обратно, потому что авиакомпания говорит: хватит, больше это все-таки уже невозможно.
Кстати, интересно, каким образом эти самолеты в неоплаченном состоянии отправились туда, кто взял за это откат, кто обеспечил это решение, на глазах у кого это произошло. Ведь на десятом неоплаченном самолете можно было остановить эту историю и сказать: э, э, э, ребята! А куда вы везете всех этих людей? А вы на какие деньги собираетесь их вывозить обратно? Вот в этот момент должно вмешиваться руководство отрасли и каким-то образом пытаться проконтролировать нарастающую, появляющуюся, назревающую кризисную ситуацию.
Вместо этого мы слышим от министра Мединского и от его подчиненных абсолютно фантасмагорические заявления о том, что нужно каким-то образом сократить количество туристических агентств - значит, ограничить конкуренцию между ними. При этом мы заметим, что вот этим массовым разорениям подвергаются не какие-то однодневки, не какие-то странные, там, туристическая компания «Желтый цветочек», или, там, «Света и Коля были тут» - нет, это крупнейшие компании, такие, как турфирма «Нева», турфирма «Лабиринт». Если ограничивать количество компаний на рынке, если работать только с крупными, то эти как раз выживут, с ними как раз все будет в полном порядке.
Вот замечательная история о том, как Россия разработала сама против себя санкции и их успешно применила. И эти санкции оказались гораздо более эффективными, чем те санкции, которые могли предложить самые вредные, самые злобные, как теперь принято говорить, недруги России.
России, видимо, понравилось, российскому руководству понравился этот опыт, и оно решило идти дальше, оно решило идти дальше по пути разрушения своего собственного хозяйства. Зачем это делается? Это делается для рекламы. Вот все-таки важно констатировать одну очень простую вещь. Единственным мотивом вот для этих безумных решений, которые принимает сегодня российское руководство, является то, что ему, российскому руководству, в частности президенту Путину, кажется, что от этого отрастает его рейтинг. Ему кажется, что толпе это нравится. Ему кажется, что вот этот истерический патриотизм, который таким образом он разогревает, идет на пользу его политическому реноме.
Что из этого получается в реальности, какие это на самом деле имеет последствия - вот, пожалуйста, можно было посмотреть. Вот было принято решение, которое было с воем восторга и улюлюканьем принято патриотической прессой, той самой, которая кормится из государственного кармана, той самой, которая управляется государственной рукой, той самой, которая подогревает вот эти самые истерические патриотические настроения. Было принято с восторгом решение, что наши военные не поедут в эту проклятую заграницу. Рухнула туристическая индустрия на этом. Она и так была слаба, да, согласен, но она получила дополнительный щелчок, щелчок в самое чувствительное свое место, и после этого мы увидели вот тот эффект домино, который, несомненно, будет продолжаться.
Я вас уверяю, что на протяжении ближайших недель мы с вами почти каждый день будем слышать очередные сообщения о том, что рухнула очередная компания. Потому что оттого, что это происходит, доверие к туристической индустрии еще больше снижается, люди перестают к ней обращаться, люди начинают экономить деньги, люди начинают расторгать свои предварительно заключенные контракты, и это приводит к следующим разорениям, потом к следующим, потом к следующим. И так, в общем, ну, посмотрим, что от этого от всего останется к концу сезона.
Единственная прибыль, которую от этого получает ограниченная группа лиц, а именно Путин с небольшой компанией его приближенных - это восторг патриотически настроенной публики, которая, не обращая внимания на это, продолжает рукоплескать и, так сказать, подбрасывать чепчики с криками: еще, еще, еще больше патриотизма, еще больше независимости, еще больше суверенности! Не дадим им ничего, не дадим им нашего туриста, не дадим им нашего теперь уже едока и так далее.
"Эхо Москвы", 08.08.2014
http://www.echo.msk.ru/programs/sut/1375350-echo/ РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
Минкультуры подготовило 16 предложений по наведению порядка в туризме
http://loxovo.livejournal.com/5643613.htmlРоссийский выездной туризм испытывает серьезные проблемы
http://loxovo.livejournal.com/5631911.htmlКак отрегулировать выездной туризм
http://loxovo.livejournal.com/5621302.htmlАлексей ПОЛУХИН о коллапсе на туристическом рынке: Билет в один конец - это только начало
http://loxovo.livejournal.com/5618257.htmlСергей ПАРХОМЕНКО и Алексей МАЛАШЕНКО о крахе российской туристической отрасли
http://loxovo.livejournal.com/5606158.html ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Как разорялись российские туроператоры
http://www.vedomosti.ru/special/slideshow/notours/