Почему 100-летие с начала Первой мировой войны не стало событием для России

Aug 07, 2014 12:40

Они сражались за другую родину
Почему в России забыли о Первой мировой войне


Дмитрий КАРЦЕВ, историк, политический обозреватель «Газета.ру»:
Простой ответ на вопрос, почему мы забыли Первую мировую войну, состоит в том, что мы ее проиграли. Причем поражение попросту обидное: воюя на стороне будущих победителей, сами не дотерпели, не сдюжили, не дождались триумфа, заключили Брестский мир.
Но, с другой стороны, не то чтобы Первая мировая - единственная, в которой Россия проиграла. И ничего - помнит поражения, причем с выгодной для себя стороны. Горечь от итогов Крымской войны скрашивают героический образ адмирала Нахимова и картины обороны Севастополя. Русско-японская освящена памятью о «Варяге» и Порт-Артуре. А тут даже о Брусиловском прорыве не каждый слышал.
Значит, причину следует искать в другом. За национальную военную амнезию следует сказать спасибо большевикам. По всей стране еще проходили многотысячные молебны во славу царя и Отечества, войну еще именовали не иначе, как Второй Отечественной, или просто Великой, а они уже готовились «превратить войну империалистическую в войну гражданскую». В чем в итоге и преуспели.
Позже, уже при Сталине, советская власть вполне успешно разыграла патриотическую карту и вернула в новый исторический пантеон почти всех старых героев, предварительно несколько подретушировав религиозные и монархические составляющие соответствующих легенд. Даже с Иваном Сусаниным, который, по канонической версии, отдавал жизнь не за кого-нибудь, а за царя, этот трюк получился, а вот с Первой мировой войной - нет. Ведь любое упоминание о тех событиях неизбежно вызвало бы вопросы к пораженческой позиции самих большевиков.
Отдельных героев, впрочем, не забыли: того же Брусилова, например, провозгласили предтечей полководцев Великой Отечественной. Но у него была весьма «политкорректная» с точки зрения большевиков биография: после революции он вступил в Красную армию. С другими - Деникиным, Колчаком или Врангелем - этот номер не прошел бы. Они сражались за другую родину, и эту родину уничтожили именно большевики.
Есть и еще один интересный момент. Культ прошедшей войны, даже победной, как правило, возникает в России не сразу, а спустя какое-то время - лет через 20-30. Это, видимо, как раз тот срок, за который многие неприятные подробности забываются и материал становится достаточно податливым, чтобы использовать его в государственной пропаганде. Только через 27 лет после 1812 года Николай I открыл мемориальный комплекс на Бородинском поле. Только в 1965 году нерабочим стало 9 мая, а Великая Отечественная война, по выражению социолога Бориса Дубина, постепенно стала «главным событием брежневской эпохи».
Но с Первой мировой не сработала и эта закономерность. Почему - тоже объяснимо. 25 лет спустя после того, как большевики вели переговоры об унизительном сепаратном мире с немцами, Красная армия разгромила вермахт под Сталинградом, обозначив коренной перелом в Великой Отечественной. Грандиозность победы в той войне окончательно вытеснила из национальной исторической памяти трагический конец Первой мировой.

РБК, 28.07.2014
http://style.rbc.ru/news/luxury/2014/07/28/18960/
Примечание: выделение болдом - моё.

политика, история, Первая мировая война, большевики, историк, память

Previous post Next post
Up