"Левада-центр": Четверть россиян не нуждается в политической оппозиции (+ Антон ОРЕХЪ)

Jun 20, 2014 21:15

Оппозиция не нужна каждому четвертому гражданину
Число тех, кто считает, что России нужна политическая оппозиция, снизилось, выяснил "Левада-центр". Социологи задавали респондентам два вопроса о политической оппозиции: есть ли она и нужна ли она сейчас в России вообще. В обоих случаях заметна серьезная динамика. Так, в июле 2010 года 49% респондентов говорили, что в стране есть оппозиция, в июле 2012 года - 66%, а к лету 2014 года показатель вновь снизился до 50%. О необходимости политической оппозиции в июле 2010 года заявляли 67%, в июле 2012 года - 72%, а теперь - 57% опрошенных. Причем в 2014 году рекордной за последние десять лет оказалась доля тех, кто считает, что политическая оппозиция России не нужна. Так считают 23% граждан, а 20% затруднились ответить (последний опрос прошел 23-26 мая среди 1,6 тыс. человек в 45 регионах, статистическая погрешность не превышает 3,4%).
Заместитель директора "Левада-центра" Алексей ГРАЖДАНКИН связывает динамику прежде всего с тем, что "в 2012 году что-то изменилось на волне гражданских протестов и недовольства политикой властей". "Сейчас, два года спустя, показатели снизились до тех оценок, которые были до этого всплеска",- заявил он. В целом, вне зависимости от уровня доходов и отношения к курсу власти, относительное большинство говорит, что оппозиция нужна, отмечает социолог. Но разброс в ответах есть. К примеру, "среди людей с низким потребительским статусом 47% считают, что оппозиция нужна, а среди тех, кто может купить автомобиль,- 76%", отмечает Гражданкин. Среди тех, кто одобряет деятельность Владимира Путина, о необходимости оппозиции говорят 55%, среди неодобряющих - 67%.
Глава Фонда развития гражданского общества Константин КОСТИН считает, что эти результаты - "довольно тревожный сигнал" прежде всего для самой оппозиции, поскольку "общество не слышит ярких идей, интересных программ". Оказывает влияние на отношение к оппозиции также присоединение Крыма, отмечает он. Чтобы понять, кого граждане считают существующей оппозицией, нужно "более глубокое исследование", отмечает Костин. Он полагает, что, скорее всего, "имеется в виду парламентская оппозиция", поскольку остальные "находятся на периферии внимания", а оппозицией, которая не нужна, вероятно, считается "либеральная оппозиция, которая лишена патриотизма в общепринятом понимании", в то время как "у общества высокий запрос на патриотизм".

Газета "Коммерсантъ" №101 от 17.06.2014
http://kommersant.ru/doc/2492685

Антон ОРЕХЪ: Оппозиции нет и не надо
Социологи продолжают копаться в наших мозгах и удивлять нас тем, что там обнаружили. Теперь они утверждают, что сегодня в России как никогда за последнее время мало людей, считающих, что у нас есть оппозиция. И почти половина россиян не уверена в том, что оппозиция вообще нужна.
А думаю, начальство очень довольно таким раскладом. И мечтает, чтобы еще через какое-то время мы все хором ответили, что никакой оппозиции не знаем и знать не хотим. Мы будем довольны тем, что в России есть один, самый умный, человек. И пускай этот человек и решает, как нам жить. А с умным человеком только дурак спорить станет.
Однако ведь еще совсем недавно картина была иной. И оппозицию народ обнаруживал и в необходимости ее не сомневался. Что же случилось? Каким растворителем аннигилировали всяких несогласных, недовольных, рассерженных и прочих хипстеров?
Ну, помимо прискорбной неспособности самих оппозиционеров придумать что-то, кроме маршей и митингов, у нас очень кстати для власти случилась Украина. Я уже говорил прежде и скажу еще раз: в последние полгода у нас нет своей жизни, мы живем только Крымом и Донбассом. Мы спасаем русских, мы боремся с фашистами, мы проклинаем Америку, мы плюемся в Европу. Нам некогда оглянуться по сторонам, некогда посмотреть в собственное окно или себе под ноги. Мы смотрим только в телевизор, где чем дальше, тем страшнее. Перед лицом ужасной опасности как-то забываешь о мелочах.
Все наши неурядицы кажутся незначительными по сравнению с угрозой нацизма и боязнью за соотечественников, которых могут уничтожить жидобандеровцы, киевская хунта и негр Обама. И не случайно тот же опрос показывает, что чем беднее живет респондент, тем меньше ему нужна оппозиция и тем сильнее он поддерживает президента и власть вообще. Потому что президент и власть дали людям заменитель жизни. Дали мечту о большой победе, о великой стране, о русском единстве. И люди готовы мириться с бедностью, с тотальным воровством и коррупцией, с отвратительной медициной, с пошлым образованием, с кривыми дорогами и круглыми дураками вокруг. Эта идея не нова. Точно так же прожили все советские годы наши деды и прадеды - с мыслью о светлом будущем, ради которого можно все перетерпеть, а кто не согласен - тот враг, агент Запада, предатель и подлец. И мы теперь тоже готовы потерпеть. Готовы отказаться от материальных достижений и гордиться невероятной духовностью. В советские годы были хотя бы ДнепроГЭС, Гагарин, Великая Победа в Великой Войне. Сейчас ничего сопоставимого по мощи нет. Поэтому смысл нашего настоящего и будущего в том, чтобы яростно гордиться своим прошлым.
Оппозиция действительно никак не вписывается в эту систему координат. Все, что она критикует, не является важным для народа, проникнутого духовностью и готовностью терпеть что угодно ради неизвестно чего.
Антон ОРЕХЪ - журналист, обозреватель радиостанции "Эхо Москвы"


"Эхо Москвы", 17 июня 2014
http://www.echo.msk.ru/blog/oreh/1342300-echo/
Примечание: выделение болдом - моё.

общество, безумие, власть, настроения, Левада-центр, соцопрос, оппозиция, Орехъ, пропаганда

Previous post Next post
Up