Максим ТРУДОЛЮБОВ, Николай ЭППЛЕ: Гибкая красная линия Путина

Apr 25, 2014 03:45



За красной линией
Картина мира, присущая узкому кругу принимающих решения в России, - подвижная, а значит, подвижны и представления о границах дозволенного
Когда иностранные политики, эксперты и журналисты пытаются понять сегодняшнюю политику России, они спрашивают: «Где красная линия Путина?» Они хотят понять, как далеко он пойдет. Точнее, куда он точно не пойдет. «Красная линия» - фраза из англоязычного политического жаргона. Красные линии на спидометре или других приборах означают те показатели, до которых двигатель нельзя разгонять: не выдержит.
Ответить на иностранный вопрос о красных линиях трудно, во-первых, потому, что у нас подобные фразы в политическом контексте редкость (выражения «зайти за флажки» и «переступить черту» все-таки значат не совсем то, что «красные линии»). Во-вторых, где находятся красные линии сегодняшнего Владимира Путина, мы знать не можем по множеству разных причин.
Иностранцы задают этот вопрос, потому что хотят, чтобы их успокоили, хотя, с точки зрения многих из них, все происходящее - уже за красной линией. Они, в отличие от россиян, привыкли к самой идее правил игры. Западные политики исходят из стационарной картины политической реальности. Ценности, институты, правила игры были уже до того, как эти люди пришли в политику. Уважение к правилам игры, таким образом, не какая-то слабость воли (в которой обвиняют либералов), а трезвая оценка реальности. Но россияне живут в мире, где нет четких правил. И чем дальше, тем больше эту некомфортную ситуацию они распространяют на окружающий мир.
Красные линии нам неизвестны еще и потому, что в российской политике практически отключены институты обратной связи: парламент, деловое сообщество, экспертное сообщество, независимые медиа. Только независимые действующие силы могут быть арбитрами.
А раз их нет, то некому определить, перейдена черта или нет. А значит, нет и самой черты.
Картина мира, присущая узкому кругу принимающих решения в России, - подвижная, а значит, подвижны и красные линии. Не исключено, что опыт ведения бизнеса в российских условиях влияет на их понимание международной политики. Если на рынке оказался редкий актив, который плохо лежит и стоит дешево («Крым»), бизнесмен обязан его заполучить. Четкие правила игры при этом взгляде - удел слабаков, у которых просто не хватает воли эффектно нарушить правила, дождавшись нужного момента, сменить в зависимости от обстоятельств ценности на антиценности и наоборот.
С западной точки зрения, это ценности лихача или криминального предпринимателя, который считает слабаками остальных участников движения или игроков в бизнесе и обгоняет их с двойным превышением скорости.
На Западе есть еще одно популярное выражение - «тонкая красная линия», которое связано с Крымской войной 1853-1856 гг. Легенда гласит, что во время битвы при Балаклаве командир шотландского пехотного полка из-за нехватки солдат был вынужден построить их в шеренгу глубиной в два, а не в четыре человека, как обычно. Красный цвет - это цвет мундиров. Выражение «тонкая красная линия» стало с тех пор означать оборону из последних сил. «Они» в этом сражении оборонялись, а наша кавалерия наступала. Стоит ли напоминать, что Россия проиграла Крымскую войну?

"Ведомости" №68 (3572) от 17.04.2014
http://www.vedomosti.ru/opinion/news/25463081/za-krasnoj-liniej
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/663711/za-krasnoj-liniej
Примечание: выделение болдом и красным болдом - моё.
 

Запад, Трудолюбов, правила, Россия, принципы, сознание, внешняя политика

Previous post Next post
Up