Андрей КОЛЕСНИКОВ: Кто мы, если не Европа

Apr 18, 2014 21:15

«Россия не Европа». Эту фразу скромного чиновника из Минкульта, взорвавшего одним «мэмом» все многовековые напластования политической, философской, общественной мысли России, скоро можно будет напевать в ритме рэпа. Можно добавить, что Россия в этой логике чрезмерной самобытности и идентичности, предполагающей блуждание по Думе Жириновского в косоворотке, а Яровой в кокошнике, - Азиопа. Или, в терминах Иосифа Бродского, окраина Китая. Или, как говорят в Австралии, Северная Азия.
Одна из книг Сэмюэла Хантингтона, добрым словом поминаемого в концепции культурной политики, потому что он предрекал столкновение цивилизаций, называлась «Кто мы?» и была посвящена размываемой глобальными процессами американской идентичности. А кто же мы, если не Европа?
Российская ментальность очень подвижна. Она очень чувствительна к государственной пропаганде или политической моде. Народ, реализовавший таврический проект Екатерины, отныне может считать себя не Европой. Начальство сказало, что он - народ-победитель. Ибо, как писал поэт Ермил Костров (1755-1796), прославляя императрицу, без единого выстрела взявшую Крым: «Процветающа Таврида,/ Возгордись своей судьбой!/ Не облекшись громом брани,/ Не тягча перуном длани,/ Покорил тебя герой».
#
О том, как российскую ментальность формулировал на вчерашней Прямой линии с населением президент Путин - читайте в хронике «Новой»
#
Социология показывает, что отношение граждан, например, к Китаю, о котором теперь говорят как о самом перспективном партнере, быстро и последовательно меняется в лучшую сторону (исследование ФОМа). Четверть респондентов считают, что тех, кто не одобряет взятие Крыма, надо примерно наказать (исследование ВЦИОМа). Ну и так далее. Кажется, мы ментально самодостаточны и готовы впрыснуть в себя мощную дозу азиатчины.
Но вот, например, структура поездок россиян. Горячая пятерка стран (по данным Росстата), куда наши люди отправляются не с туристическими даже целями, а по «частным делам»: Финляндия, Эстония, Литва, Турция. Дальше идет Германия. К Рюриковичам все больше тянет. Ну а что до Турции, то она и сама со своей идентичностью разобраться не может в последнее время.
В 2013 году в странах Евросоюза побывали почти 19 миллионов граждан России, в том числе 7,7 миллиона - с целью туризма. Российский турпоток растет бешеными темпами: в Испанию в 2013-м - на 32% больше по сравнению с 2012-м, в Грецию - на 54,7%.
Или вот импорт. 44% товарных ресурсов розничной торговли - импортные. Продовольствие, медикаменты, технологии, комплектующие, запчасти. По данным Росстата, на страны ЕС приходится третья часть импортируемых продовольственных товаров. Особенно чувствительными товарами являются молочные и мясные продукты. То есть духовность наша - особая. А вот «сало русское» (С.В.Михалков) мы не едим. Украинское - тем более.
Ну и еще немного цифр. 70% российского лекарственного рынка - импорт. И - внимание: 77% общего импорта лекарств - страны ЕС (США - всего 5%).
Переориентация поставок российского энергосырья на восток - дело геополитически важное, высокодуховное, соответствующее концепции культурной политики. Но пока, например, экспорт нефти в страны ЕС в 2013 году составил 67% от общего экспорта этого сырья. Доля экспорта нефти в Китай и Японию - 11% и 5%. Есть разница между 67% и 11%?
А так, конечно, мы не Европа… Скифы, азиаты, с раскосыми и жадными…
Андрей КОЛЕСНИКОВ - журналист, обозреватель и шеф-редактор "Новой газеты". Работал в журналах "Огонек" и "Новое время", газете "Известия". Автор трех книг, в том числе биографии Анатолия Чубайса. Лауреат премии журнала "Огонек" (1993) и премии Адама Смита (2000).
http://viperson.ru/wind.php?ID=13477


"Новая газета" 18.04.2014
http://www.novayagazeta.ru/columns/63262.html
Примечание: выделение болдом - моё.

ментальность, власть, Колесников, пропаганда, Россия, сознание, Европа

Previous post Next post
Up