Александр ФИЛИППОВ - Крым: забыть про регистрацию

Apr 04, 2014 04:15



Историк и политический аналитик Александр ФИЛИППОВ - о тех соотечественниках, кого Россия может обречь на страдания в силу несовершенства своего миграционного законодательства
Заголовки украинской прессы гласят: «Россия выгоняет из Крыма украинцев без крымской прописки», «Жителей Крыма выгонят с территории России»», «Жителей Крыма без регистрации обязали покинуть полуостров», «Миграционная служба РФ грозит «ответственностью» крымчанам», «Россия готовит жителям Крыма новую депортацию», «В Крыму начали депортацию» и т.д.
Источник всех этих тревожных восклицаний - скромное сообщение скромного севастопольского сайта Sevas.ua (сам себя он рекомендует без затей: «Новости, афиша, развлечения и культурная жизнь города»). Приведу его полностью.
«26 марта на пресс-конференции в Севастополе представитель Федеральной миграционной службы Российской Федерации Виктория Гичко заявила, что все жители Крыма, не имеющие крымской регистрации на 18 марта 2014 года, считаются «иностранными гражданами» и должны до 19 апреля выехать за пределы России, чтобы затем въехать и на «законных основаниях оформить вид на жительство».
Виктория Гичко подчеркнула, что гражданами России признаются граждане Украины, имеющие постоянную регистрацию на 18 марта, остальные получат статус «иностранных граждан», а иностранные граждане должны пребывать на территории России на законных основаниях: «А раз у них сейчас нет таких документов, им дается время, чтобы они покинули территорию, затем въехали в Российскую Федерацию и оформили все необходимые документы».
По словам представителя ФМС РФ, покинуть территорию необходимо в течение месяца со дня подписания Договора о присоединении Крыма к России, в противном случае лица, совершившие правонарушение, «будут привлекаться к административной ответственности».
Конец, как говорится, цитаты.
Казалось бы, чиновница пересказала своими словами текст (идентичный) статьи 5 Договора о принятии Крыма в Россию и статьи 4 Федерального конституционного закона об образовании в составе России новых субъектов федерации. Отчего же такой резонанс?
Дело в том, что при подготовке как договора, так и Федерального конституционного закона от внимания дипломатов и законодателей ускользнула разница в законодательстве Украины и России, в данном конкретном случае - существенная.
В России регистрация граждан по месту жительства или по месту пребывания обязательна. Не зарегистрировавшись в установленный срок в органах Федеральной миграционной службы (ФМС), гражданин совершает административное правонарушение, караемое (по статье 19.15.1 Кодекса об административных правонарушениях) штрафом в размере от 2 тыс. до 3 тыс. рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге - от 3 тыс. до 5 тыс. рублей.
На Украине регистрация места жительства добровольная. Обязательна она лишь для тех лиц, которые имеют невыполненные имущественные обязательства, призываются на военную службу или принимают участие в судебном процессе. Все остальные граждане - то есть заведомое большинство украинцев - регистрируют место жительства только по собственному желанию.
В России прописка не просто обязательна. Она ещё и необходима в повседневной жизни, в таком огромном числе житейских ситуаций, что все их даже и не перечислишь. Устраиваясь на работу, посещая любое учреждение, обращаясь в органы власти, гражданин предъявляет паспорт с пропиской.
На Украине отметка о регистрации бывает нужна не так уж часто. Она необходима, скажем, для получения банковского кредита, но, например, при устройстве на работу она не требуется. Поэтому на Украине свое место жительства регистрируют большинство граждан (чтобы, например, голосовать на выборах), но далеко не все. Просто как-то руки не доходят.
Российский законодатель думал привычными российскими понятиями: все граждане имеют прописку, а кто не имеет - тот правонарушитель. Однако в Крыму дело обстоит вовсе не так: многие жители полуострова прописки не имеют. И при этом они вовсе не правонарушители!
Те крымчане, кто не озаботились поставить в свой паспорт штамп о месте жительства, ничего не нарушили - они не были обязаны регистрироваться. Между тем сейчас ФМС России собирается подвергнуть их наказанию - как иначе можно назвать требование сначала выехать из Крыма, затем въехать и «оформить все необходимые документы».
ФМС руководствуется нормами закона о пребывании иностранцев на территории РФ. Но закон издавался для регулирования совсем не тех отношений, что ныне возникли в Крыму. В нем имелись в виду люди, приехавшие в Россию и что-то нарушившие. Но крымчане не приезжали в Россию. Это Россия к ним приехала. Они оказались на российской территории, не выходя из дома.
Сама по себе необходимость сначала уехать, а затем вернуться - тягостна и хлопотна.
Однако 20 марта Верховная рада Украины приняла в первом чтении закон «О правовом режиме и об обеспечении прав и свобод граждан на временно оккупированной территории Украины». Согласно этому закону, Украина вводит особый порядок въезда на территорию Крыма и выезда с нее, который предусматривает специальное разрешение на въезд/выезд от кабинета министров Украины.
За нарушение же этого порядка предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 5 лет. Учитывая скорость революционного нормотворчества, никак нельзя поручиться за то, что крымчане, ради исполнения требований ФМС России выехавшие из Крыма, смогут легально вернуться домой. Или даже не попадут в тюрьму - при попытке сделать это нелегально.
Неужели Россия готова подвергать риску тюремного заключения своих сограждан ради соблюдения буквы закона об иностранцах, изданного для совсем другой ситуации?
Ситуацию зазора между законами о пребывании иностранцев в России и о воссоединении Крыма вполне можно урегулировать без жертв. Для этого достаточно издать указ президента РФ об особенностях применения миграционного законодательства РФ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Известия.Ру, 3 апреля 2014
http://izvestia.ru/news/568670

проблемы, прописка, Россия, Украина, законодательство

Previous post Next post
Up