УКРАИНА - РОССИЯ - КРЫМ: От редакции: Триумф Владимира Путина и его последствия

Mar 22, 2014 18:15



От редакции: Послекрымская Россия
Экономические издержки, которыми обернется «поход в Крым», предполагается заместить политической мобилизацией
Быстрое и без сомнений присоединение Крыма к России ясно показало, какие цели на самом деле преследовались Кремлем в украинском кризисе - внутриполитическая консолидация и собственно захват территории. Риторика вчерашнего «послания победителя» Федеральному собранию легитимирует присоединение Крыма также главным образом в глазах верной российской аудитории и вряд ли в чем-то убедит Запад. Экономические издержки, которыми обернется «поход в Крым», предполагается заместить политической мобилизацией.
Победа
Владимир Путин может чувствовать себя триумфатором. Россия отказалась выполнять правила несправедливого, по его мнению, беловежского мироустройства и подтвердила свое лидерство на пространстве бывшего СССР, продемонстрировав колеблющимся соседям готовность энергично противодействовать Западу. Присоединение Крыма дает военный плюс: закрепление за Черноморским флотом наиболее удобной севастопольской базы и отмена платы за нее. Возможен плюс ресурсный: российские компании получат доступ к расположенным неподалеку от крымских берегов месторождениям углеводородов в Черном море.
Но главный эффект, конечно, социологический: крымская операция, поддержанная массированной пропагандой государственных СМИ, оказалась эффективным инструментом укрепления авторитета власти и консолидации патерналистски настроенного большинства вокруг идеи восстановления великой державы и противостояния внешней угрозе. По данным недавнего совместного опроса ФОМа и ВЦИОМа, 94% считают, что Россия должна защищать русских в Крыму; 86% считают, что «Крым - это Россия».
На фоне украинского кризиса рейтинг Путина вырос до самого высокого с мая 2012 г. показателя (71% по ВЦИОМу).
Кремль удачно перенес центр внимания миллионов людей с внутренних проблем на внешние. Восторг большинства от присоединения Крыма сейчас таков, что способен надолго отвлечь обывателей от повседневных трудностей, связанных с ухудшающимся состоянием экономики, девальвацией, повышением цен, тарифов. Мобилизационные механизмы переносятся с политики на экономику. В своей речи Путин только однажды упомянул социально-экономическое положение России - связав его возможное ухудшение с действиями западных политиков и «национал-предателей» внутри страны. Отсюда можно делать выводы, как отныне Кремль будет относиться к критике власти. Похожим образом действовало послевоенное сталинское руководство СССР, которое успешно сбило волну «либеральных» настроений победителей. Оно объясняло несбывшиеся надежды граждан на лучшую жизнь и трудности восстановления экономики и социальной сферы происками империалистических государств и действиями внутренних врагов, в частности, «космополитов».
Издержки
Между тем экономические риски велики. 18 марта опасавшиеся длительной неопределенности рынки ответили на речь Путина хорошим ростом - особенно на его заверение, что Москве не нужен раздел Украины. Правда, еще 4 марта Путин говорил, что вариант присоединения Крыма к России не рассматривается.
Вряд ли кто-то сейчас может утверждать, что определенность наступила.
17 марта США и ЕС ввели первые точечные санкции против российских, крымских и украинских чиновников, ответственных за посягательство на суверенитет Украины. Эти меры предполагают визовые ограничения и замораживание активов. В американском списке 11 человек, в том числе Валентина Матвиенко, Дмитрий Рогозин, Сергей Глазьев и Владислав Сурков, в европейском - 21 человек. Известно о разрыве Францией контракта на поставку вертолетоносцев «Мистраль» для российского ВМФ.
По мнению Дмитрия ТРЕНИНА из центра Карнеги, Запад будет усиливать давление на Москву. Москва в ответ будет еще более закрываться. В ситуации сильной зависимости России от глобальной экономики это приведет к большим издержкам. Прежде всего это касается вывода капитала, падения инвестиций, роста стоимости импорта (а то и дефицита импортных товаров), выхода из строя стареющих основных фондов и инфраструктуры - лозунг модернизации снят с повестки дня, ресурсов на мобилизационное обновление недостаточно.
Добавим к этому новые расходы на Крым (от $2,5 млрд до $4 млрд в год, по разным оценкам). По мнению Натальи ЗУБАРЕВИЧ из Независимого института социальной политики, присоединение Крыма в будущем обернется сокращением инвестиций в образование и здравоохранение и новыми бюджетными проблемами для дотационных регионов России.
Присоединяя Крым, Россия очевидно теряет Украину. Там операция Путина воспринята как отторжение части территории, стимулирует радикальные националистические настроения, усилит стремление Киева получить от НАТО дополнительные военные и политические гарантии. Вероятность появления на Украине иностранных военных баз существенно выросла.
Казахстан и Белоруссия, где доля русских также велика, не могут чувствовать себя в безопасности. Под большим вопросом и Евразийский проект.
Наконец, приращение Крымом ставит крест на проекте «русского мира», каковым проектом Путин фактически оправдывает свои действия. Страны со значительной русской диаспорой теперь будут с подозрением воспринимать российские усилия по распространению языка, культуры и иной «мягкой силы». Собственно понимание Путиным «мягкой силы» как спецоперации сработало в Крыму, но закрывает возможность использования настоящей «мягкой силы» - культурной привлекательности страны.

"Ведомости" №47 (3551) от 19.03.2014
http://www.vedomosti.ru/opinion/news/24160131/poslekrymskaya-rossiya
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/645271/poslekrymskaya-rossiya
Примечание: выделение болдом - моё.

поддержка, власть, операция, население, пропаганда, издержки, эксперт, успех, Крым, мнения, Путин, Украина, мобилизация

Previous post Next post
Up