Очень большой театр
Писатель и художник Максим КАНТОР - о триумфальном поражении "креативного класса"
Странное дело: два года свергали власть (программы нового строя не придумали, но приложится); написали несметное число статей (содержание не запомнилось, но, в целом, ярких); произвели тьму мелких каверзных действий (“синие ведерки”, поддержка бандеровцев, гениталии, прибитые к брусчатке, танцы в храме); произвели сотни искрящихся имен (совершили эти люди нечто или нет, неважно); заклеймили собственную историю (никакой другой не знаем, ну и пусть); боролись за свободу (правда, за свою, не народную, - зато искренне).
Трудились каждый день - очень много людей работало, и эти люди получали зарплату. Митинги, брифинги, капустники, редакционные летучки, пятиминутки и деловые завтраки - так прошли годы.
Штабы партий, выборы, пикеты, депеши, доносы.
Одних доносов написано, полагаю, не намного меньше, чем в печально памятные годы - что ни газетная колонка, то донос.
Сделано немало. Денег на это ушло не меньше, думаю, чем на Олимпийские игры. Денег жаль, можно было строить детские сады, Словом, трудились: если сложить в одну кучу все газетные колонки и речи - Эльбруса не надо.
Пришел один Эрнст - и всех победил. Один.
За час человек сделал никчемной работу тысяч. Помимо прочего, открытие игр - лучший образец современного искусства; в содержательном отношении превосходит митинги.
Исключительно обидно.
Мир остался таким, каким был до Олимпиады. Природа капитализма, классовый конфликт - как были, так и остались, их никто не отменил. Но этого никто отменять даже и не собирался. Конфликт развивался в иной плоскости - в вопросах качественной пропаганды.
То был конфликт декораций: поменять освещение, перекрасить подиум. В сущности, те, кто называют себя "креативным классом" - специалисты по производству декораций, иного не умеют. В течение нескольких лет много людей занимались декоративным творчеством на любительском уровне, а потом пришел профессионал.
Несколько лет подряд показывали очень некачественное шоу, плохой провинциальный цирк - многие были недовольны, а кому-то и нравилось: все-таки лучше, чем ничего. Пусть хоть так, посмеемся, спляшем, но было понятно - в столице лучше делают.
А потом показали столичное представление. Большой Театр всегда превосходит районный дом культуры. Это оскорбительно, но это факт.
Известия.Ру, 08.02.2014
http://izvestia.ru/news/565430 Илья МИЛЬШТЕЙН: Погром победы, раздавайся
Ода Константину Эрнсту
Традиция восторженной лояльности на Руси - из самых древних. Это ремесло славное, бессмертное, неистребимое. Это старинный обычай, со своими неизменными правилами и отработанными методиками.
Собственно, они просты, эти методики.
Вычисляется враг или целая группа инакомыслящих супостатов. Организуется народ, то есть лучшие его представители в лице трудового крестьянства с хоругвями и дубьем, пролетариев-экскаваторщиков и матросов большого морозильного траулера "Барабинск". Одновременно в бой вступает лояльная творческая интеллигенция, и те чувства, что народ выражал словами немудреными, она излагает отборными словами. Все они солидарно высказываются о наболевшем. О смутьянах очкастых, о врагах народа, о докторе жеваге, который продал Родину за тридцать сребреников, о тунеядцах, стилягах и литературном власовце.
А потом они окончательно сплачиваются вокруг царя, вокруг партии, вокруг президента, вокруг начальства, которое устроило им эту развлекуху с мордобоем, и тут очень важный момент, типа катарсиса. Втоптав в землю диссидента, обязательно надо сменить праведный гнев на умиление. Испытав презрение и ненависть к врагу, непременно нужно полюбить всем сердцем того, кто позвал тебя на бой с нечистью и вооружил, и эта любовь никогда не ржавеет.
Такова схема. Обряд, освященный веками. Эталон.
Однако не бывает правила без некоторого исключения, подтверждающего правило, и в этом смысле Максим Кантор - образцовый пример. Он всегда одинокий воитель. Он сам себе и народ, и партия, и секретариат Союза писателей, и экскаваторщик, и большой начальник. "Толпа из одного человека" - это про таких, как он, и это всегда грозная в своем патриотическом порыве зубодробительная толпа. Это толпа, сметающая на своем пути все живое.
Целью и мишенью для Максима Карловича была и остается демократическая интеллигенция. Либерализм как идеологию и либералов как класс он казнит всюду, где видит, и с таким ожесточением, какое редко встретишь в природе. Он изобличает недругов в толстенных романах, которые, кажется, для того и написаны, чтобы тяжелой книгой прихлопнуть оппонента, и в статьях-манифестах, и в кратких газетных колонках. И хотя стараниями власти и волею судеб демократов в России осталось немного, каждое их выступление Кантор воспринимает как личное оскорбление. Существование в родной стране либералов, их слова и дела - постоянный источник вдохновения для художника.
Краткий разящий текст в центральной газете тоже посвящен им. Тем, кто "два года свергали власть... написали несметное число статей... произвели тьму мелких каверзных действий ("синие ведерки", поддержка бандеровцев, гениталии, прибитые к брусчатке, танцы в храме)... заклеймили собственную историю... боролись за свободу (правда, за свою, не народную, - зато искренне)". А еще этими извергами, как уверяет Кантор, "одних доносов написано, полагаю, ненамного меньше, чем в печально памятные годы, - что ни газетная колонка, то донос".
Сильно пишет Максим Карлович. В классическом погромном стиле, но не слепо копируя, а творчески обогащая. За счет свежих примеров и таинственных намеков: так, остается не вполне понятным, кто два года подряд писал доносы. Уж не Лимонов ли, знаменитый оппозиционер и знаменитый колумнист "Известий", коллега Кантора? Это место остается непроясненным, а в остальном все как положено и прозрачно. В рамках неистребимой традиции, как предки завещали. Эстафета поколений в надежных руках.
Однако более всего исследователя нравов в Отечестве радуют не эти строки. Более всего радуют строки последующие, в которых одинокий Кантор, действуя по науке, все-таки тоже взыскует катарсиса. Ищет, с кем бы сплотиться из больших начальников, и кого воспеть. Ищет и находит.
"Пришел один Эрнст - и всех победил. Один. За час человек сделал никчемной работу тысяч. Помимо прочего, открытие игр - лучший образец современного искусства; в содержательном отношении превосходит митинги". Так автор "Известий" откликается на олимпийское шоу, запущенное в Сочи, и не надо удивляться, что место помазанника, гаранта Конституции или там генерального секретаря в финале канторовской статьи занял скромный генеральный директор Первого телеканала. Истинный охранитель, с дубьем или с клавиатурой в натруженных руках, он чуток к веяниям эпохи и понимает, что Сочи - это наше все, и Константин Эрнст, организатор и вдохновитель олимпийского празднества, - он нынче как Путин и Сталин. Под грохот его фейерверков, с песнями, борясь и побеждая, лыжник за медалями идет. И если, смешав все в кучу, нестерпимо хочется еще раз вломить "белоленточникам", то сегодня без гендиректора не обойтись. Он здесь власть.
Традиция восторженной лояльности на Руси - из самых древних, но Кантору удается наполнить ее новым содержанием. Вот этой чистой, безгрешной, одинокой любовью к телевизионному начальству и его государствообразующему олимпийскому творчеству, соединенной с такой искреннейшей ненавистью к врагам, какую и в прежние века редко встретишь. "Безгрешный холуй, запасайся камнями, разучивай загодя праведный гнев!" - это лишь отчасти про него сказано. Максиму Карловичу разучивать ничего не надо.
Грани.Ру, 10.02.2014
http://grani.ru/opinion/milshtein/m.224340.html