Правительство не знает, что делать с Дальним Востоком

Feb 10, 2014 02:15

Ничего не жалко
Правительству снова не хватает инструментов для развития Дальнего Востока. Обсуждаются льготы для инвесторов, 170 млрд рублей из бюджета, переезд госкомпаний
Механизмов и курирующих регион чиновников уже немало. Еще в 2011 г. появился специальный институт развития - принадлежащий ВЭБу Фонд развития Дальнего Востока и Забайкальского региона. С 2012 г. работает Минвостокразвития, а прошлой осенью был назначен новый министр: Виктора Ишаева сменил сопредседатель «Деловой России» и центрального штаба Общероссийского народного фронта Александр Галушка. В правительстве появился вице-премьер, курирующий регион, - помощник президента Юрий Трутнев. А инвесторы получили налоговые льготы (см. врез).
#
НАЛОГИ ПО-ВОСТОЧНОМУ
Льготный налоговый режим для проектов на Дальнем Востоке, в Забайкальском крае, Бурятии и Иркутской области введен с 2014 г. Льготы могут быть распространены и на всю Восточную Сибирь, говорил Путин. Ставка налога на прибыль составит 0% в первые пять лет и 10% в следующую пятилетку (вместо 20%). Будут пониженными и ставки НДПИ для золота, угля, руды черных и цветных металлов. Трутнев упомянул, что НДФЛ в регионе может быть снижен - до 7%. Чиновник Минфина это отрицает.
#
Но премьер Дмитрий Медведев запретил «ссылаться на то, что у нас есть институты, у нас есть меры», заявил 5 февраля после совещания у премьера Трутнев: поручено «разрабатывать новую оболочку, которая позволит радикально улучшить инвестиционный климат».
В послании Федеральному Собранию президент Владимир Путин распорядился создать на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири «территории опережающего развития» - с особыми условиями для несырьевых производств. По словам Трутнева, законопроект о «территории опережающего развития» будет готов в марте. Механизм не противоречит уже имеющимся особым экономическим зонам (ОЭЗ), заверил он: «территория опережающего развития» - более широкое понятие. На Дальнем Востоке должна быть создана промышленно-производственная ОЭЗ под производство Sollers-Mazda, а также агропромышленная ОЭЗ, в которую готовы прийти японские компании. Уже действует туристическая ОЭЗ на о. Русском.
Институтам развития нужны и деньги - 170 млрд руб. уже в 2014 г., заявил Трутнев, в том числе 69 млрд на новое ОАО «Развитие Дальнего Востока», которое займется подготовкой площадок для бизнеса. Остальные 100 млрд руб. должен получить Фонд развития Дальнего Востока. Сейчас его капитал - 15 млрд руб. Фонд предложено реорганизовать и докапитализировать, объясняет представитель Трутнева, варианты обсуждаются. Ранее Минэкономразвития предлагало преобразовать фонд из ОАО в некоммерческую организацию - это позволило бы снизить требования к проектам, которые может финансировать фонд. Если сконцентрировать в фонде такой объем средств и разрешить вкладывать в нерентабельные проекты, деньги будут получать те, у кого больше лоббистский ресурс, сетовал человек, близкий к фонду. Представитель фонда отказался от комментариев.
Еще одна мера - перевести на Дальний Восток головные офисы некоторых госкомпаний. Проработать этот вопрос, по словам Трутнева, также поручил Медведев, с офисами могут переехать сотрудники, будет перенесена и налогооблагаемая база. Какие именно госкомпании могут быть отправлены на Дальний Восток, еще не определено - предложения будут представлены премьеру, добавил Трутнев. Представитель правительства отказался от комментариев.
«Газпром» уже переводит «Газпром добыча шельф» в Южно-Сахалинск, рассказывает представитель компании - она занимается освоением и эксплуатацией месторождений на шельфе Охотского моря. Сможет ли «Газпром» перенести на Дальний Восток головной офис, он не уточнил. РЖД рассмотрит поручение правительства и представит свои соображения, говорит представитель компании. Но доходы РЖД формируются железными дорогами - филиалами, каждый из которых платит налоги в своем регионе, подчеркивает представитель, есть, к примеру, филиал и на Дальнем Востоке. Головной офис «Алросы» уже зарегистрирован в Мирном, налоги платит в бюджет Якутии, там же работает более 90% сотрудников, отмечает представитель компании. Эту меру можно использовать и для стимулирования развития Дальнего Востока, считает гендиректор «Росэлектроники» (входит в «Ростех») Андрей ЗВЕРЕВ. Решения правительства нет, поэтому обсуждать пока нечего, говорит представитель «Роснефти», будет решение - будем обсуждать.
Многие проекты в регионе, например инфраструктурные, без частичной господдержки нерентабельны и инвесторы часто не знают, во что вкладывать, объясняет гендиректор РФПИ Кирилл ДМИТРИЕВ, фонд инвестировал в регионе вместе с партнерами 21 млрд руб., в плане на 2014 г. - еще 61 млрд. Сейчас важная задача чиновников - создать поток инвестиционных проектов с привлекательной рентабельностью, советует Дмитриев, при таком подходе можно будет найти больше хороших проектов в регионе.
Основные проблемы Дальнего Востока связаны со сверхцентрализацией власти и огромными барьерами для входа инвесторов, в первую очередь иностранных, говорит директор региональных программ Независимого института социальной политики Наталья ЗУБАРЕВИЧ. Вопрос доступности инфраструктуры на Дальнем Востоке стоит острее и эти барьеры ощущаются еще сильнее, чем в остальной России, продолжает она. Российских денег на развитие регионов не хватит, считает Зубаревич, без иностранного капитала можно продолжать множить меры и не поможет ни одна.

"Ведомости" №19 (3523) от 06.02.2014
http://www.vedomosti.ru/finance/news/22384831/nichego-ne-zhalko
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/618971/nichego-ne-zhalko



От редакции: Дальний-дальний Восток
Управление не должно ухудшаться по мере удаления от центра
Оживление дискуссии о развитии Дальнего Востока и Сибири, видимо, свидетельствует о каких-то готовящихся решениях
Проблема Дальнего Востока - на самом деле географическая
Оживление дискуссии о развитии Дальнего Востока и Сибири, видимо, свидетельствует о каких-то готовящихся решениях. Хорошо бы, чтобы среди этих решений было одно ключевое - начать в России развитие подлинного федерализма.
На очередном совещании правительство обсуждало такие идеи: введение в законодательство термина «территории опережающего развития» (предложен президентом в послании Федеральному собранию); дополнительное финансирование институтов развития, в том числе нового ОАО «Развитие Дальнего Востока»; переезд на Дальний Восток головных офисов некоторых госкомпаний.
Премьер поручил разработать «новую оболочку, которая позволит радикально улучшить инвестиционный климат». Недостатка в идеях нет, и «новые оболочки» регулярно разрабатываются, но климат по-прежнему резко континентальный.
Есть некий набор глобальных идей - например, почему развитие Дальнего Востока важно геополитически, как России надо закрепляться в Азиатском регионе или как важны восточные территории в свете планов евразийской интеграции.
Есть идеи локально административные - например, о создании госкорпорации по развитию Дальнего Востока и Сибири; о переселении на приграничные территории людей из центра; о создании на Сахалине или Курилах собственного офшора.
Некоторые идеи реализованы: многомиллиардная подготовка и проведение саммита АТЭС во Владивостоке, создание специального министерства, введение ряда налоговых льгот, финансирование проектов через имеющиеся институты развития - все это пока не дало региону никакого толчка.
Правительство старается, придумывает, пробует - а все впустую. Как же так?
Может быть, проблема все-таки в отсутствии каких-то условий, среды, в которой идеи могли бы сработать? Если, допустим, правительство из Москвы пытается руководить размещением производственных сил и распределением налоговых доходов, в стране должна быть плановая экономика с соответствующими институтами управления, планирования и контроля на местах. Так экономика регионов развивалась в СССР (правда, экономика СССР в итоге рухнула). Но сейчас нет ничего подобного и идеи в формате «а давайте вот это попробуем» оборачиваются просто потерей денег.
В разных странах есть разный вполне удачный опыт развития отстающих территорий, воплотить который невозможно без участия государства. Невозможно это и без участия местных властей: такие программы всегда предусматривают согласование интересов, согласование собственно планов - у государства свой, у провинции свой. Необходимым условием этого является самостоятельность, в том числе налоговая, и квалификация местных властей. В России местные власти не самостоятельны ни политически, ни экономически. Это приводит к деквалификации: лояльность важнее эффективности, главное качество - умение работать в московских кабинетах. Это также консервирует огромные барьеры для местного или стороннего бизнеса (административные, налоговые, судебные, криминальные).
Проблема Дальнего Востока на самом деле географическая. Это проблема некачественного управления большой страной - издержки такого управления просто растут по мере удаления от центра.

«Ведомости» №20 (3524) от 07.02.2014
http://www.vedomosti.ru/opinion/news/22450451/dalnij-dalnij-vostok
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/619991/dalnij-dalnij-vostok

Примечание: все выделения в текстах - мои.

СМ. ТАКЖЕ:
Сергей КАРАГАНОВ, Игорь МАКАРОВ: Поворот России к Тихому океану
http://loxovo.livejournal.com/4865280.html
Валерий ЗУБОВ, Владислав ИНОЗЕМЦЕВ: Позвольте стране развиваться
http://loxovo.livejournal.com/4865589.html
Василий КАШИН: История вытолкнет нас в Азию
http://loxovo.livejournal.com/4872288.html

Дальний Восток, территория, инвестиции, стратегия, государство, проблемы, развитие, география, инфраструктура, правительство

Previous post Next post
Up