"Контрольный" от отличника. 16-летний "тихоня" устроил стрельбу в московской школе (продолжение 1)

Feb 13, 2014 13:05

Начало:
http://loxovo.livejournal.com/4853286.html



Отличник
Журналист Максим КОНОНЕНКО - о том, чем может обернуться школьная гонка за успехом
Школьный рюкзак моего сына-третьеклассника весит где-то половину от его собственного веса. Всё свое свободное от школы и спортивных занятий время мой сын делает уроки. Бесконечные страницы однотипных задач, доклады про зверей, грибы и явления природы для предмета «Окружающий мир», сочинения «как я провел то-то» как на русском, так и на английском языках (он говорит по-английски уже лучше меня). Плюс домашние задания по труду (!), причем их может быть до трех (!!) в неделю. Не сказать, чтобы ему было трудно делать эти уроки. Но они поглощают всё его время. При этом ему и в голову не приходит, что какой-то из уроков можно не сделать. Ну вот так устроены третьеклассники: им просто в голову не приходит, как это - не сделать задание. Ведь тогда и в школу страшно идти.
Разумеется, вместо этих уроков он бы с куда большим удовольствием посмотрел бы телевизор, пособирал бы свое Lego, почитал бы книгу, поиграл на айпаде или пошел бы гулять. Ведь сами по себе все эти выполненные задания не имеют для него никакой значимой ценности. Просто взрослая учительница их задала, а родители любят, когда ты сообщаешь им о пятерках.
А теперь представьте себе альпиниста. Вспомните, скажем, кинокартину «Вертикальный предел». Там не очень нравственный миллионер устроил веселую экспедицию на гору К2 - вторую по высоте в мире. Набрал тонны оборудования, десятки проводников, заплатил кучу денег. И вот когда до вершины уже совсем недалеко, начинается непогода. Разумные люди говорят миллионеру: вернемся. А он говорит: да вы что?! Столько потрачено! Сил, времени, денег! Вот же она, вершина, - рукой подать! Я мечтал об этом всю свою жизнь!
И, разумеется, всё заканчивается очень плохо.
Но ведь там, внизу, где альпинисты учатся и слушают наставления старших, они прекрасно понимают, что главное на высоте восьми с половиной километров - это вовремя вернуться. Однако вершина - она ведь так близко. И ты так долго до нее шел. С того самого времени, как начал учиться вбивать крюки и делать страховку.
Третьеклассник не понимает, зачем ему все эти пятерки, которые он получает пока довольно легко. Десятиклассник уже понимает, зачем ему эти пятерки, которые достаются уже не так просто. Потому что вершина - она ведь так близко. И до нее пройден такой долгий путь. Все эти годы упорной учебы, когда вокруг живут жизнью, встречаются с девушками, отрываются на вечеринках - а ты не такой. У тебя есть вершина. И ты должен дойти до нее.
Десятиклассник, убивший своего учителя географии в московской школе 263, был отличник. Замкнутый и конфликтный. Потому что у него была своя цель, и он всего себя положил на достижение этой цели. А тут на пути к его цели встал учитель, ладно бы там математики - но географии! Да кому она вообще нужна, эта география?!
И вот вам еще один довольно яркий пример в доказательство этой гипотезы. 14 декабря 2012 года 20-летний Адам Питер Лэнза пришел в начальную школу «Сэнди-Хук» в Ньютауне, Коннектикут, США, и расстрелял там 26 человек. Что мы знаем про Адама Лэнзу? Что он начал учиться в школе «Сэнди-Хук». Потом закончил две другие школы с отличием. Был, по словам одноклассников «умным, но нервным и беспокойным». И даже если сравнить фотографию Лэнзы с фотографией стрелка из школы 263 - то вы увидите, что они чем-то похожи.
Представители полиции сообщали, что у Адама Лэнзы был психиатрический диагноз - синдром Аспергера. Это легкая форма аутизма, выражающаяся в основном в нарушениях социализации. Я не знаю, так это или нет, и были бы психические расстройства у устроившего стрельбу московского школьника. А главное - в случае с покончившим с собой Адамом Лэнзой мы не можем знать, что первично - расстройство социализации или маниакальная сосредоточенность на учебе в желании быть самым лучшим в конце. Ведь вершина так близко. Впрочем, в случае с самим Лэнзой, быть может, причиной было именно разочарование от того, что по достижении этой самой вершины ничего в мире не изменилось. И тогда он отомстил за это своему первому месту учебы. Тому, с которого всё началось.
Депутаты Государственной думы сейчас наперебой предлагают свои набившие оскомину предложения: усилить охрану школ, ограничить оборот оружия, не хранить оружие дома. Упоминают наркотики и компьютерные игры. При этом забывая о главном - всё это не имеет никакого отношения к произошедшему, потому что всё это есть у любого подростка (включая оружие - наберите в Google «купить травматический пистолет без лицензии»).
Однако любой подросток не идет убивать учителя, который мешает его аттестату с отличием. Смуглого прохожего, пенсионера или фаната другой футбольной команды на улицу, быть может, идет убивать. Но в школу, убивать своего преподавателя, - нет.
Поэтому все возможные ограничения, которые по следам этого убийства напринимают в Государственной думе, - бессмысленны. Они ничего не изменят.
А вот что хоть как-то может изменить ситуацию - так это отказ от гонки за показателями во всех сферах. Отказ от стремления победить везде любой ценой. Отказ от культа «успешности».
Потому что отличник - это так же ненормально, как двоечник.

Известия.Ру, 03.02.2014
http://izvestia.ru/news/565100



Стрельба в школе № 263: проверка на прочность
Философ Сергей РОГАНОВ - о том, как уберечь подростков от трагедий
Москва в шоке. Сегодня утром ученик 11-го класса московской школы № 263 Сергей Гордеев проник в школу, вооруженный двумя винтовками, и взял в заложники 20 учеников прямо на уроке.
Хорошо, что охранник успел нажать кнопку тревоги, благо полиция находится по соседству, и в конце концов преступник был обезврежен. Дети целы и невредимы. Но погибли полицейский и учитель географии. Еще один полицейский ранен. Погибшие, и преподаватель, и полицейский, - 29-летние парни. Это всё. «Всё» - то есть осмыслить такое сразу невозможно.
Хотя чуть больше года назад 30-летний Дмитрий Виноградов, сотрудник московской фирмы, расстрелял своих коллег на рабочих местах, утренние события в Москве открыли новую трагическую страницу в истории российских школ.
Но не успели отзвучать выстрелы на месте происшествия, не успела прозвучать фамилия стрелка-старшеклассника, как в социальные сети подонки начали запускать демотиваторы(!) на тему стрельбы в школе и зубоскалить. Мгновенно появились эксперты и профессионалы, которые, безусловно, знают лучше всех, как надо было действовать в подобной ситуации, какими группами и когда надо было выводить детей.
Разумеется, взметнулись граждане, которые наверняка знают, откуда в Россию проникла бацилла школьных расстрелов руками учеников, конечно, из США. Предвижу сотни статей к вечеру, разоблачающих систему российского образования, безопасности школ. Разумеется, достанется и нашей культуре, и власти, и министрам, и общественникам. Но самое главное именно сейчас - остановить панику и не превращать детальный анализ происшествия и общей ситуации в разновидность массового психоза.
Конечно, любые слова успокоения сейчас работают плохо. Шоковое сознание не особо прислушивается к доводам рассудка. Но я обращаюсь сейчас ко всем, кто способен сохранять в себе хотя бы каплю здравомыслия, - держите себя в руках. Не позволяйте психопатам и истерикам заполонить и медийное пространство, и головы людей.
Нам сейчас предстоит очень сложная работа, не говоря уже о той первоначальной помощи психотерапевтов, которая необходима для всех пострадавших уже сегодня. И от каждого случайного или необдуманного слова особенно в СМИ и социальных сетях может начаться вакханалия в мозгах и поступках и представителей власти, и рядовых граждан. На настоящий момент нет и, увы, не предвидится никаких сенсационных открытий в области изучения феномена school shooting - так американцы, абсолютные лидеры по числу таких трагедий, называют стрельбу в школах.
Конечно, ни одна развитая страна не может похвастаться тем, что не знала подобных случаев - хроника событий и печально известных последствий обильно представлена в мировой сети. Но на первом месте, увы, Америка. По словам генерального прокурора США Эрика Холдера, на нулевые приходится пять ежегодных массовых расстрелов в школах, а за 2013 год таких случаев было 12. Не далее как в октябре прошлого года за одну неделю в американских школа произошли два инцидента со стрельбой, а полиция Ванкувера задержала 11-летнего (!) ученика, который готовился к массовому расстрелу в собственной школе. Арсенал оружия и боеприпасов потряс тогда американцев, а мы... а что мы - это ведь там, за океаном. А вот теперь в Москве.
Системы безопасности в школах, пуленепробиваемые рюкзаки, оружейный арсенал для самообороны в школе по американским образцам - похоже, это у нас всё впереди. Но сейчас главное, чтобы не началась охота на ведьм, чтобы рьяные охранители, перепуганные родители не объявили «войну» собственным детям: подростков начнут отлавливать, проверять на детекторах лжи и подозревать в преступных умыслах на основании малейших провинностей или просто из-за необычной манеры говорить или держать себя в компании.
Имейте в виду, расстрелы в школах лежат на совести мальчиков, а мальчишки, как известно, очень ранимы в таком возрасте, и необоснованное подозрение со стороны взрослых может обернуться другой трагедией. До сих пор никому не удалось создать точный портрет потенциального стрелка из числа школьников. Национальность, успеваемость, коммуникабельность, сексуальная ориентация, род деятельности или образование родителей никак не помогут вам предотвратить трагедию - установить заранее группу риска, так сказать, и пытаться каким-то образом с ней работать. Троечники, представители понаехавших, хулиганы, дети из неполной семьи - это не группа риска. Вот и московский «герой» Сергей Гордеев был отличником, занимался самбо, но в школу пришел вооруженный охотничьим карабином и мелкокалиберной винтовкой.
Плюс ко всему учитывайте особую психологию подростка, его даже абстрактное отношение к возможной смерти - это очень важно. Если вы полагаете, что ученики-заложники, которых сегодня эвакуировали из школы, тряслись от страха, то вы ошибаетесь. Именно в таком возрасте известен феномен подросткового сознания «физического бессмертия».
Дети на определенном этапе своего развития не верят в свою смерть, потому так легко идут на рискованные шаги, и не одобряют тех, кто не разделяет их забавы: плясать на кромке пропасти с улыбкой на лице. Вот и ученики московской школы не отличались сегодня от других подростков. Обязательно нужно, чтобы их встретили родители, при этом школьники выходили и сразу же начинали снимать испуганных родителей на свои телефоны, рассказывают очевидцы. Не стоит ерничать по этому поводу, а уж тем более пытаться делать из детей бездушных монстров.
Говорить об ответственности взрослых за хранение огнестрельного оружия у себя дома, наверное, сейчас преждевременно, прекрасно понимая состояние родителей Сергея. Сейчас нужно предупредить или даже просто по возможности блокировать Ниагарский водопад «экспертных мнений», который захлестнет всё информационное пространство. Московский шок долго не будет отпускать сознание наших граждан и власти.
Мои соболезнования родственникам и близким погибших в этой трагедии.

Известия.Ру, 03.02.2014
http://izvestia.ru/news/565077



Геннадий ГУДКОВ: "Охранник должен был действовать!"
Бывший депутат-«эсер», имеющий более чем 20-летний опыт управления охранным бизнесом, поделился мнением о происшествии в столичной школе
3 февраля в школе № 263 ученик 10-го класса Сергей Г. захватил заложников - больше 20 детей старше 15 лет и 31-летнего учителя географии Андрея Кириллова. До того, как Сергея арестовали, учителя и одного полицейского он застрелил. До этого, на входе, Сергей угрожал охраннику винтовкой и заставил провести его в класс, охранник успел только нажать тревожную кнопку.
- Охранник школы всё правильно сделал?
- Охранник повел ученика в класс под оружием, под угрозой расправы. Это уже человеческий фактор - есть герои, а есть люди, которые пытаются в таких ситуациях действовать по-другому.
Я не хочу сказать, что он трус... - а может быть, и так. Он видел, что парень невменяемый, что у него в руках мелкокалиберная винтовка, которая имеет высокое поражающее действие и точность - то есть серьезное нарезное оружие, как ни крути. Поэтому он должен был действовать, тем более против него был 10-классник - нужно было по крайней мере попытаться скрутить его и уж какую-то реакцию проявить. Он не должен был позволить расстреливать учителей или, не дай бог, детей.
У него профессия охранник. Если видишь такую ситуацию - рискуй, действуй, старайся обезоружить. А это - наложить полные штаны и «давай я тебе открою, давай подержу мушку, давай курок помогу нажать». Ну что это такое?
- Где-то фиксируются подобные обязанности?
- Я вас уверяю, у него в должностных обязанностях даже такого не написано, потому что это из ряда вон выходящий случай. Конечно, он должен был действовать! Телохранители тоже баранами ходят за своим начальником, но когда начинают стрелять, он должен встать и закрыть его грудью, но не всегда они это делают. К этому готовым надо быть и относиться как к части своей работы, хотя это подразумевается - это основы профессии.
- Столичные власти заявили, что не прочь усилить охрану школ.
- Если мы хотим решить проблему безопасности школы путем усиления охраны - это тупиковая ветвь исторического развития, это я вам говорю как большой специалист в этой сфере.
Для чего нужна охрана во всех школах и что она может? Это самая низшая ветвь охраны, это, грубо говоря, поддержание пропускного режима, система реагирования на серьезные возможные ЧП и это механизм решения всяческих бытовых неурядиц - чтобы не крали в раздевалке, чтобы вытирали ноги, не курили в коридорах, чтобы старшеклассники не приставали к младшим. Существующая система решает все эти задачи, и большего от нее требовать нельзя - это бессмысленно.
Дело даже не в деньгах, затраты небольшие, хотя часто бюджета не хватает и родителям всё равно приходится скидываться на охрану. Мы не можем требовать обеспечить каждую московскую школу верзилой-десантником, который способен обезоружить пятерых противников. Рэмбо других денег стоят, и их в природе мало, к счастью или сожалению.
Я что хочу сказать: если мы будем лечить следствие, а не причину, мы никогда ни одной болезни не вылечим. Нужно лечить причину болезни: в школе сейчас черт-те что творится в учительском корпусе. Я сам по первичному образованию учитель, но работать там не хочу, не в обиду многим энтузиастам, которые по призванию работают. Там очень много людей, которые никуда не смогли устроиться - они соответствующе к своей работе относятся. А у нас еще и ЕГЭ, который, по выражению моего знакомого профессора, готовит «классных разгадывателей кроссвордов».
В итоге в школе завален воспитательный процесс. Меня внуки и их сверстники из московской престижной школы, из которой чуть ли не 100%-ное попадание в вузы, рассказывают: «Зачем мы ходим в школу? Посплетничать, поинтриговать, обсудить, кто в чем ходит и т.д. и т.п.». Нет воспитательного процесса, нет серьезного классного руководства. Да, попадаются креативные талантливые учителя, но общая деградация среднего образования очевидна. Вот за рубежом воспитательная работа поставлена на более высоком уровне.
- Но стреляют в западных школах почаще, чем у нас.
- При том количестве оружия у американцев, которое они хранят дома - 300 с лишним миллионов единиц, - это почти статистическая погрешность. Знаете, сколько у нас оружия? У нас 5,5 млн огнестрельного охотничьего оружия и около 700 тыс. всякого травматического и прочего. Ни автоматического оружия, ни автоматов, ни штурмовых винтовок в семьях не хранится, поэтому, когда у нас стреляют, - это нонсенс, потому что у нас оружия практически у населения нет. Эти 5,5 млн ружей сосредоточены в одном миллионе домохозяйств, учитывая, что у охотников обычно по нескольку ружей.
Я не хочу сказать, что у нас не может быть раз в 10 лет таких ситуаций - по-разному бывает, крыша едет. Но в целом, если мы пойдем по пути превращения школ в режимные заведения, как колонии - с досмотром, обыском и так далее, ничего хорошего не выйдет, только получим школьные банды и больше зэков.
- Мы выяснили, что в 263-й школе тратят на круглосуточный пост охраны около 100 тыс. рублей в месяц. Насколько это адекватная сумма?
- Я думаю, там работают 2-3 человека вместо положенных четырех, которые работают на полторы-две ставки и делят деньги между собой. Скорее всего, приезжие.
- Кто в подобных случаях несет ответственность?
- Обычно должны страховать жизнь лицензированного охранника. Хорошие ЧОПы покупают страховки от ущерба, понесенного третьими лицами, - а также страхуют жизнь и здоровье третьих лиц. Но в госконтрактах страховать ущерб третьих лиц не требуется, это дополнительные финансовые нагрузки на заказчика.

Известия.Ру, 03.02.2014
http://izvestia.ru/news/565090



Андрей СИДОРЧИК: Школьный расстрел как жертвоприношение
Установившаяся в 1990-х в России общественная формация создаёт «лишних людей», из которых выходят новые кровавые стрелки
Россия ставит «брейвиков» на поток
Жалобы тех, кто считает, что Россия в последние годы движется в разных направлениях с «цивилизованными странами», совершенно беспочвенны. Трагедия в московской школе номер 263, где один из учеников старших классов убил учителя и сотрудника полиции, ещё раз доказала, что мы совершенно определённо «шагаем в ногу» с прогрессивным человечеством. И мелкие разногласия по поводу прав геев принципиальной роли не играют. Российская земля ныне рождает не «собственных Платонов», а собственных Брейвиков, причём эта тенденция только укрепляется.
В чём причина этого явления? Иногда говорят, что в России неуравновешенные личности стали копировать манеру поведения западных «коллег», и расстрелы у нас в стране становятся подражанием американским и западноевропейским образцам.
В этом есть доля истины, но доля довольно небольшая. Конечно, на российских «стрелков» оказали влияние те, кто врывался в школы и кинотеатры с оружием наперевес за океаном.
Но вот какой интересный момент: о подобных случаях советские СМИ в рубрике «Их нравы» сообщали ещё в самые махровые годы «застоя», однако тогда в СССР подражателей как-то не находилось.
И дело тут не только в том, что сейчас в России оружие стало доступнее. В конце концов, и в Советском Союзе было немало тех, кто хранил наградное оружие, а также тех, кто совершенно легально владел охотничьим оружием. И то, и другое вполне подходит для массовых расправ, доказательством чему служат примеры последнего времени.
Однако в СССР почему-то никто не устраивал расстрелов на рабочем месте, и не являлся «вершить правосудие» в школу с пистолетом в руке.
От брата до волка
Тогда в чём же корень зла на самом деле?
Главная проблема постсоветского периода в России заключается в том, что отечественные реформаторы увидели в капиталистической системе идеал, не имеющий изъянов, который следует слепо копировать, а не то «настанет новый 37-й год».
В результате российское общество с неизменным постоянством «подрывается на минах», на которых ранее начали «подрываться» на Западе.
Советское общество во главу угла ставило коллективизм и сотрудничество. Это, разумеется, не исключало бытовых ссор и неприязненных отношений, однако задавало совершенно чёткое настроение: «человек человеку друг, товарищ и брат». Сосед по лестничной клетке, коллега по работе, попутчик в метро не рассматривался как непримиримый конкурент и угроза.
Люди, пытавшиеся шагать к вершинам «по головам» других, осуждались на идеологическом уровне. Это не значит, что такого явления в советском обществе не было вообще, однако человек, исповедовавший чуждые установкам общества принципы, становился изгоем.
Принципы советского общества исключали саму возможность существования «лишних людей», выброшенных на обочину. Такая установка заставляла бороться за каждую личность, и потому на улицах Москвы 1970-1980-х годов невозможно было увидеть умирающих на мостовой людей, мимо которых спешил поток занятых прохожих, не обращавших внимание на несчастных.
Кардинальные изменения начала 1990-х поставили всё с ног на голову. Капиталистическое общество базируется, прежде всего, на жесткой конкуренции. Коллега, сосед, попутчик в метро, водитель из соседнего авто - твой конкурент в борьбе за место под солнцем. Тот, кто отстаёт хотя бы на полшага, будет затоптан более удачливыми - ничего личного, только бизнес.
Благотворительные фонды, волонтёрские объединения, занимающиеся помощью слабым и больным, делают большое дело, однако они не в состоянии изменить принципы, заложенные в основу системы - «человек человеку волк».
Постоянная жёсткая конкуренция, несомненно, является двигателем экономического прогресса, но есть у неё обратная сторона - ожесточение людей, которые в борьбе за место под солнцем идут на самые грязные и чудовищные меры.
За всё надо платить
«Заказать» родного отца ради получения заветной жилплощади, расправиться с собственным ребёнком ради устройства личного счастья - подобные преступления, несмотря на всю их чудовищность, в современной России уже мало кого удивляют.
Но иногда человек, неважно, молодой или зрелый, чувствуя, что проигрывает конкуренцию и становится «лишним», начинает ненавидеть все человечество. И, будучи не в силах изменить миропорядок, такой индивидуум отправляется мстить всем, до кого может дотянуться.
Как правило, дотянуться «мститель» может лишь до ни в чём не повинных, тех, кому просто не повезло оказаться не в то время и не в том месте.
Называя вещи своими именами, нужно сказать, что случаи, подобные тому, что произошёл в школе номер 263 - это плата за исторический выбор, сделанный на рубеже 1990-х годов.
Когда сторонники легализации короткоствольного огнестрельного оружия в России добьются своего, этих жертв станет ещё больше, и мы окончательно сблизимся с «цивилизованным миром».
Сблизимся до такой степени, что разночтения в вопросах с геями не будут играть не только принципиальной, но и вообще какой-либо роли.

"Аргументы и факты", 03.02.2014
http://www.aif.ru/society/opinion/1096472



Матвей ГАНАПОЛЬСКИЙ: Истерия ничему не учит
Убийства в школах криками и запретами не предотвратишь
Есть такое народное выражение - «зла не хватает!». Это когда случилось что-то плохое, всё идёт наперекосяк, но ты по этому поводу ничего сделать не можешь.
Вот случилась трагедия в московской школе: ученик пришёл на занятия с двумя ружьями, застрелил охранника и учителя. Ужасная трагедия, нет сомнений. И по описанию того, что случилось, которое дали его товарищи по классу, этот парень, их одноклассник, по-видимому, сошёл с ума. Он трижды злобно выстрелил в учителя, потом стрелял в охранника. А одноклассникам говорил всякие слова про то, что он «на краю»...
Короче, я не хочу смаковать подробности ужасной истории по важной причине: этим убитых не вернёшь, да и делу не поможешь, потому что дело здесь - это подробнейший спокойный анализ случившегося специалистами. Причём анализ на основе мирового опыта. И ничего другого! Нельзя из этого печального происшествия устраивать всенародную истерию. Нельзя скоропалительно принимать какие-то резкие решения, вводящие страну в панику. Нужно точно, точечно определить, что добавить к уже существующей картине школьной безопасности, чтобы… никакой сумасшедший - да-да, именно сумасшедший (ибо нормальные люди не стреляют в школах) больше не мог ничего подобного повторить.
Те, кто скажет, что для безопасности в наших школах вообще ничего не сделано, - нагло солгут. После трагедии в Беслане изменения налицо. В школах сейчас обязательная охрана, войти в школу непросто. Во многих школах есть и ограда вокруг территории, куда просто так не войдёшь, и на входе в здание тебя спросят, кто ты и куда идёшь. Есть и видеокамеры, есть «тревожная кнопка». Конечно, страна у нас большая, и ситуация в разных местах разная, но сам принцип работает.
Однако давайте себе представим, что в школу заходит свой же ученик. Он достаёт смарт-карту и законно открывает ею вход на территорию. Потом ею же он открывает двери в школьное здание. Далее, улыбаясь, он подходит к охране. И лишь потом из-под длинного пальто, в которое одет свой же ученик, появляются два ружья.
Скажите мне: что могла сделать охрана? Превентивно останавливать каждого ученика на расстоянии ружейного выстрела и заставлять раздеваться на тот случай, если кто-то когда-то сойдёт с ума? Выстрелить в ученика сразу же, как только он достал ружья? Конечно, нет. Точно так же, как у любого человека есть презумпция невиновности, существует презумпция нормальности. Охранники не могли предположить, что ученик школы сошёл с ума. И если бы даже там стояла рамка металлоискателя, как многие сейчас говорят, то она бы запищала, а через секунду ружья точно так же были бы направлены в охранников, как и без неё.
Итог: можно вычислить преступные замыслы закоренелого убийцы, но нельзя вычислить сумасшествие прекрасного ученика, идущего на медаль, - а наш антигерой был именно таким учеником. Конечно, будет расследование, правильно ли вела себя охрана, нажала ли вовремя на тревожную кнопку, говорила ли слова, которые надо говорить в таких случаях. Но давайте признаем: под дулом двух ружей могут быть и ошибки, что не отменяет главного - школы охраняются, а психическое отклонение решившегося на убийство никак не определишь - нет пока такого прибора.
И зла не хватает, как говорят в народе, прежде всего по этому поводу.
Но дальше, казалось бы, всё зависит от нас. Казалось бы: поступи мудро, не устраивай из отдельной истории всероссийской истерики.
Но тут снова - зла не хватает, причём какого зла!
Не успели остыть тела несчастных жертв, как на главном телеканале страны - самая рейтинговая передача… Ну понятно, что это за передача и какой там стоит крик под названием «Как такое могло случиться?!». И не важно, что передача не даёт ответа на этот вопрос: главное - крикнуть. Но после неё остаётся стойкая родительская тревога, что пару месяцев, пока всё не уляжется, отправлять ребёнка в школу не стоит.
Но это же бред!
А еще больший бред происходит тогда, когда на этом же канале, сразу после ток-шоу, где сто раз называют имя подозреваемого, идут новости, в которых имя этого же подозреваемого... не называют, «потому что он несовершеннолетний».
Так скажите: можно называть имя или нельзя?!
Однако дальше зла не хватает всё больше и больше: наш вездесущий сокол Владимир Жириновский заявляет, что необходимо ввести уголовную ответственность с «13-12-10-летнего возраста, как за рубежом». «Как за рубежом», говорит Жириновский. Ссылаться на «зарубеж» - это сейчас тренд. Жириновский полагает, что в 10 лет подростки уже должны отвечать за свой поступок, «могут передумать и не совершать его». То есть 10-летний ребёнок помнит об уголовной ответственности за то, что собирается делать.
С сожалением думаю, что боевой клич Жириновского - это только начало. В бой непременно должна вступить Госдума - главное оружие принятия скоропалительных и часто бессмысленных запретов. В Интернете сейчас шутят: «Что запретит Дума? Учеников, учебники или школу как таковую?..»
Но шутки в сторону - из Думы уже звучат голоса, что «в школах нужно сменить охрану и поставить рамки металлоискателей», хотя даже в любимой нашими депутатами «загранице» так делают только в неблагополучных бандитских районах. Ставшая знаменитой депутат Яровая пока предлагает лишь «максимально ужесточить распространение оружия», но не забывает напомнить, что «выводы мы должны делать из тех чудовищных примеров, которые практически в ежедневном режиме происходят в США».
И тут всё понятно. И я даже не удивлюсь, если из ближайших итоговых политических передач мы узнаем, что сумасшествие ученика было навеяно украинским Майданом и (или) российской оппозицией. Следите, граждане, за рекламой...


Но ведь звучат и здравые мысли по поводу происшествия. Звучат и правильные предложения!
Возможно, указывают специалисты, можно было заранее определить пограничное состояние ученика, если бы в наших школах была хорошая служба психологов. Как на Западе, как любит говорить г-жа Яровая. Жизнь современного ребёнка непроста: школьная нагрузка, давление родителей - кто знает, что там у них в душе. Говорят, этот парень шел на медаль, а убитый им учитель занижал ему оценки. Но разве эта история про «ограничение оружия»? Не взял бы он оружие, а взял бы кухонный нож - разница есть?
Яровая права в том, что «нам не стоит накапливать свои собственные проблемы и такой печальный опыт». Конечно, не стоит. Но так случится, если «печальный опыт» будет проанализирован, а не с шумом слит в пропагандистский бачок. Если Дума не заявит, что ученик увидел убийство в Интернете, поэтому его в очередной раз «надо ограничить»; что убийствам учат компьютерные игры, поэтому их надо обязательно запретить, и т.д. и т.п. Нам не надо «накапливать проблемы», но надо их изучать.
Какого-то единственного, «главного зла» тут нет. Президент Владимир Путин, в отличие от многих, был осторожен в комментариях, сказал про «воспитание зрителей с хорошим художественных вкусом». И хотя, скажу честно, я не до конца понял, что имел в виду президент, я точно знаю, что он не предложил что-то запрещать, ограничивать и отключать. Видимо, он считает, что надо глубже изучить вопрос и посоветоваться со специалистами.
Но нет, наверняка мы сейчас увидим во всей красе «парад патриотов», которые решат принять какие-нибудь новые ограничения за три чтения в один день...
История с ужасным преступлением в школе останется единичной, если хотя бы один раз пропаганда и самопиар будут заменены глубоким изучением вопроса, а скоропалительное принятие запретов - продуманным комплексом мер, предотвращающих подобное впредь.
Как мне видится, у нас в стране есть и наука, способная подобные проблемы решать с умом, и холодные головы, которые остановят бессмысленные запреты, если они последуют.
Потому что в этом вопросе цена слишком высока - наши дети.

Московский Комсомолец № 26446 от 5 февраля 2014 г.
http://www.mk.ru/specprojects/free-theme/article/2014/02/04/979760-isteriya-nichemu-ne-uchit.html

Продолжение 2:
http://loxovo.livejournal.com/4864356.html
Продолжение 3:
http://loxovo.livejournal.com/4864637.html
Продолжение 4:
http://loxovo.livejournal.com/4879707.html
Окончание:
http://loxovo.livejournal.com/4882460.html

убийства, Москва, ученик, психология, Гудков, Ганапольский, школа, смерть, школьники, Кононенко, оружие, учитель

Previous post Next post
Up