Антон ОЛЕЙНИК: Украинское общество ищет новые формы протеста

Jan 21, 2014 04:45

Украинские события важны для понимания перспектив организованного протеста в России
Столкновения участников антиправительственных акций и милиции в Киеве, на подступах к парламенту на улице Грушевского, свидетельствуют о дальнейшем видоизменении форм протестных действий. В дополнение к «табору» и «вече» утверждается еще одна форма - стихийные атаки на представителей власти, не имеющие выраженного лидера. У всех трех форм есть аналоги в украинской истории, и потому их распространение не является случайным. Противостояние населения и власти может принимать ограниченное число форм, которые и образуют репертуар протестных действий.
События на Украине, начавшиеся в конце ноября прошлого года и продолжающиеся по сей день, можно осмыслить как непрерывный поиск наиболее действенных форм противостояния населения отчужденной власти.
Табор
Палаточный лагерь в центре Киева возник в самом начале данного этапа противостояния населения и отчужденной власти - т. е. он существует уже почти два месяца. Аналогом можно считать популярные по всему миру в 2009-2010 гг. sit-ins или occupy - захваты населением публичных мест и зданий для пассивного выражения протеста.
Использование термина «майдан» в качестве названия длительного оседлого протеста не вполне корректно. Скорее речь идет об аналоге казацкого табора. Киевский майдан организован примерно так же, как были организованы стоянки казаков в походе.
Вокруг места стоянки установлены повозки (их роль выполняют баррикады на Крещатике и вокруг майдана Незалежности). Внутри огороженной территории - палатки для отдыха, костры для готовки пищи, штаб и многое другое. Жизнь в таборе строго регламентируется (например, в смысле организации охраны и запрета на алкоголь).
Любой недавно побывавший в центре Киева без труда найдет соответствующие аналогии. Постоянное население казацкого табора в Киеве составляет до 5000 человек.
Вече
Помимо людей, занявших центральную улицу, площадь и два административных здания (здание киевской городской администрации и Дом профсоюзов), в украинских протестах принимает участие на менее регулярной основе значительно большее число лиц, несогласных с представителями власти. Они заполняют центр Киева в выходные дни, участвуя в шествиях и митингах.
Социологические опросы показывают некоторые отличия в составе участников табора и митингов. На майдане преобладают мужчины, среди участников митингов соотношение полов - примерно пополам. Приезжих из регионов значительно больше в таборе. Среди участников митингов преобладают жители Киева и пригородов. Средний уровень образования также выше среди митингующих.
Число участников митингов значительно превышает число участников табора. В отдельные дни оно достигало от полумиллиона до миллиона человек.
Шествия и митинги имеют больше общего не с табором, а с вече. Вече в Киевской Руси представляло собой собрание не только и не столько воинов, сколько всего населения. На вече принимались ключевые решения вплоть до приглашения на княжение или изгнания с него.
Общественное ТВ
Одной из особенностей украинских протестов является их медийная составляющая. Прямую трансляцию в интернете ключевых событий в таборе и на вече ведут сразу несколько средств массовой информации.
Прямые исторические аналогии найти труднее, однако дискурсивная составляющая присутствовала, например, при публичном написании письма казаков турецкому султану.
Примечательно, что в отличие от российского общественного ТВ общественное ТВ на Украине является неотъемлемым элементом протестных действий.
«Громадське телебачення» (общественное, можно даже перевести как гражданское, ТВ) вещает в интернете, его аудитория достигает 130 000 зрителей (как в ночь на 20 января). Примечательно, что финансируется общественное ТВ в том числе и за счет добровольных пожертвований зрителей. На его сайте активно обсуждается право граждан принимать решения о том, кого приглашать в студию и какие именно проблемы обсуждать в эфире.
Протест без лидера
События ночи с 19 на 20 января свидетельствуют о закреплении в репертуаре украинского протеста новой формы - спонтанных акций открытого неповиновения власти без явно выраженного организатора. Спонтанные столкновения демонстрантов с милицией и внутренними войсками начались за пределами табора (на подходах к Европейской площади), что по-своему символично.
Эти столкновения начались не в результате призывов официальных лидеров табора и вече (Владимир Кличко, Олег Тягнибок и Арсений Яценюк), а вопреки им. Лидеры открытым текстом призвали людей воздержаться от похода к стенам Верховной рады (украинского парламента). Однако несмотря на это десятки тысяч решили перейти к более активным формам протеста. Лидеров освистали, а Кличко - единственного из них, кто имел смелость появиться в самой гуще столкновений с милицией, - еще и окатили струей из огнетушителя.
Столкновения ночи на 20 января некоторые списали на действия провокаторов и экстремистов (таких, как члены молодежной националистической организации «Правый сектор»). Однако присутствующие на месте столкновений журналисты, а также видеотрансляция опровергают это предположение.
Во-первых, число участников столкновений - десятки тысяч - исключает их списание только на действия провокаторов. Во-вторых, в столкновениях с милицией участвовала не только радикально настроенная молодежь. Подносили камни и бросали их в сторону власти и представители старших поколений, в том числе женщины.
В радикализации протеста тоже можно увидеть исторические аналогии. Речь идет о традициях анархического отрицания власти, особенно сильных на юго-востоке Украины (где существовала Крестьянская республика Нестора Махно). Анархистские символы не видны в таборе (за исключением одной палатки с несколькими портретами Махно). Однако традиции анархистского отрицания власти проявили себя за пределами табора и вече - и вопреки желанию их лидеров.
Сопротивление злу ненасилием
Поиск форм выражения протеста на этом не заканчивается. В числе кандидатов на включение в репертуар - попытки выражения протеста ненасильственным способом (в отличие от столкновений последних дней, в ходе которых пострадали как работники милиции, так и протестующие).
На первый взгляд сопротивление злу ненасилием слабо укоренено в украинской культуре. Однако это не так. Стратегии ненасильственного протеста использовались украинскими узниками ГУЛАГа, а разговоры об их применении сегодня периодически возникают в публичных дискуссиях.
Уроки для России
Происходящие на Украине события могут представляться весьма важными и для понимания перспектив организованного и неорганизованного протеста в России. Они свидетельствуют о необходимости уделения особого внимания поискам таких форм противостояния власти, которые были бы понятны и востребованы носителями конкретной культуры, в частности российской.
Поиск оптимальных форм протеста имеет много общего с методом проб и ошибок. Какие-то формы оказываются невостребованными, другие, наоборот, набирают популярность. Однако полагаться исключительно на «естественный отбор» форм протеста вряд ли разумно: за каждой попыткой, особенно неудачной, стоят судьбы, а иногда и жизни людей. Поэтому если представители оппозиционно настроенной элиты хотят сыграть конструктивную роль, то она как раз и может заключаться в определении потенциально перспективных форм выражения несогласия с действиями властей.
Антон ОЛЕЙНИК - социолог и экономист, ведущий научный сотрудник ЦЭМИ РАН, к.э.н., доцент кафедры экономического анализа организаций и рынков факультета экономики ВШЭ, Associate Professor университета "Мемориал" Канада. Автор книги Small Worlds of Social Science: Between Networking and Advancing Knowledge.


«Ведомости» №7 (3511) от 21.01.2014
http://www.vedomosti.ru/opinion/news/21587041/ukrainskoe-obschestvo-ischet-novye-formy-protesta
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/606841/ukrainskoe-obschestvo-ischet-novye-formy-protesta

Олейник, власть, протест, оппозиция, режим, аналитика, Киев, Майдан, беспорядки, организация, Украина

Previous post Next post
Up