Я люблю рассказывать детям всякое разное. Потому что взрослые безнадежны (не обижайтесь, я тоже взрослый и тоже безнадежен). Взрослым свою голову не приставишь, да и не нужна им моя голова. Взрослые обычно не готовы не то что принимать мою точку зрения, но даже и слушать мои соображения. Взрослым не нужны мои соображения, я понимаю. А детям нужны, поэтому я люблю рассказывать им всякое разное.
С детьми только, как правило, проблема в том, что они очень мало знают. Не узнают на репродукции картину Веласкеса «Менины», не понимают, зачем в оркестре дирижер, не читали Уоррена, впервые слышат про институциональную теорию, пытаются, пыхтя, извлечь рациональное число, которое было бы квадратным корнем из двух. На ликбез уходит очень много времени. Приходится рассказывать все с начала. Поэтому если дети образованные, то это счастье.
И вот у меня было счастье.
Экономико-математическая школа попросила приехать и рассказать детям, как устроена социальная ответственность. Приехать надо было в загородный санаторий. Раз в году ЭМШ устраивает там выездные семинары. Приглашает таких лекторов, что я бы и сам остался прослушать полный курс. Чтобы попасть на эти выездные занятия, дети соревнуются, пишут научные работы, защищают их перед большой аудиторией, то есть это лучшие из лучших, даже в школе, где и так учатся умники и умницы. Интеллектуальность, образованность, раскрепощенность и тяга к знаниям прямо-таки бросаются в глаза, когда входишь в аудиторию. Семьдесят пар глаз, про которые думаешь - вот бы у меня были такие глаза.
И я первым делом разделил их на три группы. Из семидесяти человек отсадил в сторону пятнадцать и сказал им, что они - социальные низы, бедные-несчастные, нищие и больные, сирые и убогие. Еще я выделил и отсадил в сторону трех человек и сказал им, что они богатые, по-настоящему богатые, миллиардеры. Всем остальным я сказал, что они более или менее средний класс, ну, или как-то сводят концы с концами. По-моему, получилась действующая модель нашего общества.
Потом я объявил, что у кого-то из социальных низов - ВИЧ, инфекционная болезнь. И эпидемия распространяется.
- Каждую минуту, - сказал я, - кто-то из здоровых будет заражаться вирусом иммунодефицита и переходить в группу социальных низов. Думайте, как это остановить. Время пошло.
Дети загалдели. Через минуту один из них получил ВИЧ и пересел к «люмпенам». Дети быстро догадались, что галдеть не продуктивно, и принялись искать выход.
Надо отдать должное этим детям. Они не впервые играют в обучающие игры. Они умеют принимать на себя роли и вести себя соответственно.
«Богатые» первым делом предложили отгородиться. Построить забор, изолировать «люмпенов». Они даже выразили готовность заплатить за этот забор и за эту изоляцию.
И тут кто-то из «люмпенов» закричал:
- Минута прошла! Кто-то должен заболеть! Давайте его нам!
Я обратил внимание детей на то, что «богатые» стремятся построить забор в надежде, что забор остановит распространение вируса, а это глуповато. А «люмпены», заметил я, стремятся не вылезти из нищеты и убожества, но затащить в свое убожество других. Дети подумали и признали то и другое неконструктивным. Что, впрочем, не помешало «люмпенам» и впредь следить за временем и настаивать, чтобы каждую минуту кто-нибудь из среднего класса пополнял их ряды. Однажды «люмпены» даже стали кричать:
- Пусть кто-нибудь из богатых тоже заболеет.
Через минуту «богатый» «заболел», но сразу «купил» себе антиретровирусные таблетки. «Люмпены» были разочарованы, но не возроптали и не устроили погрома.
«Средний класс» тем временем нашел решение. Дети договорились платить налоги, и пусть государство решает проблему распространяющейся эпидемии. Мы выбрали мальчика и возложили на него функции государства. Но я сказал, что мальчик-государство налоги принялся воровать, быстро разбогател и пересаживается к «миллиардерам».
Странным образом никто не возразил. Всем превращение «чиновника» в миллиардера показалось естественным. Даже и сам мальчик не возразил, не сказал, что будет честным и не будет воровать налогов. Тихонько пересел в группу миллиардеров и сидел молчком.
Я обратил внимание детей на эту странность. И дети согласились - да, странно.
Когда все мои «социальные группы» осознали странность своего поведения, началась конструктивная работа. В течение следующего часа мы придумали благотворительные организации, общественные движения, политические партии, независимые СМИ, полицию, избираемый парламент и независимые университеты. Мы придумали, как импортировать новые технологии и как стимулировать социальную ответственность. Мы даже в культурных проектах нашли смысл, а заодно нашли для них финансирование, как государственное, так и благотворительное.
Мы придумали неплохой мир за полтора часа. Мне-то, понятное дело, не доведется жить в этом неплохом мире. А у детей есть шанс.
Сноб, 26.02.2013
http://www.snob.ru/selected/entry/57876