МНЕНИЕ: Журналист Максим КОНОНЕНКО о том, когда станет возможным национальное примирение

Feb 12, 2013 14:10



Страна с привидениями
Журналист Максим КОНОНЕНКО - о том, кто должен решать вопросы о переименовании городов
Каждый год в России обсуждают возможное закапывание тела Ленина в землю. Каждый год в России обсуждают портреты Сталина на общественном транспорте. Это давно уже стало такой же традицией, как «Ирония судьбы» в Новый год. И как каждый год появляются какие-то новые нюансы вокруг «Иронии судьбы», так и вокруг Ленина со Сталиным тоже не обходится без нюансов.
В этом году, например, случился юбилей Сталинградской битвы. И началось! Волгоградская городская дума принимает невообразимое совершенно решение называть Волгоград Сталинградом шесть раз в году. Вице-премьер Рогозин пишет в Twitter: «Только что вернулся в Москву из Сталинграда» и «По моей просьбе «Уралвагонзавод» подарил Сталинграду-70 это лазерное шоу». Председатель Совета Федерации Матвиенко предлагает провести референдум по переименованию Волгограда в Сталинград, а председатель ЦИК Чуров немедленно соглашается провести такой референдум.
Соответственно, заходится в пенной истерике либерально-интеллигентская часть населения. Вспоминают сгинувших в лагерях, вспоминают безоружных, перемолотых в первые месяцы войны в немецких «котлах», и даже Холокост почему-то вспоминают. Повторяются тезисы «Победил народ, а не Сталин», «Не благодаря, а вопреки», а также «Гитлер и Сталин - близнецы-братья».
И тут как будто на заказ обнаружился пресс-релиз о праздновании 75-летия образования первого Усольского исправительно-трудового лагеря НКВД СССР. С такими поэтическими словами: «5 января 1938 года в Усольском ИТЛ НКВД СССР были заложены традиции, которые имеют ценность и в нынешнее время. Это верность Родине, взаимовыручка, уважение к ветеранам. Усольлаг - это тысячи километров дорог, сотни лесных поселков, более 60 тысяч сотрудников, рабочих и служащих трудившихся на протяжении 75 лет, это школы, детсады, клубы».
А также с цитатой заместителя председателя Краевого совета ветеранов ГУФСИН (!!): «В какое лихолетье был образован Усольский ИТЛ, через сколько тяжких испытаний прошел! Какое мужество за это время проявили его руководители, аттестованный и вольнонаемный состав, чтобы учреждение встало на ноги и успешно решало производственные и социальные задачи».
Ну тут уж, сами понимаете, лучшие перья страны встрепенулись. Ведь соединить совет ветеранов ГУФСИН со Сталинградом - это же раз в жизни такая возможность бывает! И, разумеется, стали соединять. Повалил зеленый дым, выпал красивый осадок - но вот что делать с полученным в результате веществом, осталось неясным.
Поскольку время неумолимо, все лучшие перья страны, всю либерально-интеллигентскую часть населения и всех вице-премьеров с председателями объединяет одно очень простое, но фундаментально важное свойство: они (все мы, без исключения) не имеем к Сталину, к Сталинграду, к Сталинградской битве, к 1938 году и к НКВД СССР решительно никакого отношения. Нас там не было. А тех, кто там действительно был, в современной России не принято слушать. Как будто их нет.
Поэтому Сталинград-2013 для нас - лазерное шоу. А Усольлаг - это школы, детсады и клубы. И именно так и должно быть! И в этом контексте, честно говоря, совершенно не имеет значения, что там было в 1938 году, кроме того, что в этом году родились чьи-то родители. И Сталин в этом контексте не имеет совершенно никакого значения. Портрет Сталина на автобусе - это то же самое, что портрет на автобусе какого-нибудь резидента «Камеди Клаб», рекламирующего таблетки для улучшения пищеварения. Изображение против изображения. Вообще никакой разницы нет.
Конечно, существует популярная концепция покаяния. «Если об этом не помнить - оно повторится». Немцы избавились от Гитлера - а нам надо избавляться от Сталина.
Нет, я даже не буду повторять здесь избитую пошлость про то, что французы не избавились от Наполеона. Я просто призову вас задуматься над тем, что такое Сталин для нас и Гитлер для немцев. Для современных нас и для современных немцев. Кто это? Это никто. Призраки. Эти люди натворили много чего - но ничто из того, что они натворили, не оказывает на нашу с вами жизнь никакого влияния. Сегодня уже не оказывает. И если вы честны перед собой, если вы перед собой не лицемерны, то вы не сможете с этим не согласиться.
И уверяю вас - как только вы с этим согласитесь, жизнь ваша станет значительно проще и внятнее. Пусть жители Волгограда сами решают, как будет называться их город. Пусть жители Калининграда, например, тоже сами это решают. Пусть это сами решают жители Ульяновска, Кирова или Тутаева. Это не дело председателя Совета Федерации и не дело вице-премьера. И, разумеется, это не дело либерально-интеллигентской части населения. Если только, разумеется, никто из вышеперечисленных людей не живет ни в одном из вышеперечисленных городов.
Точно так же не наше дело решать, где похоронен Ленин, - это дело только его родственников, и никого больше. И уж, конечно, совершенно не наше дело смеяться над ветеранами УФСИН - мы же не смеемся над ветеранами ГУП «Мосводосток», например. А ведь они, вероятно, тоже смешные.
Вот это вот я и называю - национальное примирение. И пока мы с вами не перестанем расчесывать, его между нами точно не будет.

Известия.Ру, 05.02.2013
http://izvestia.ru/news/544357

Волгоград, Великая Отечественная война, история, память, Сталин, Кононенко, ветераны

Previous post Next post
Up