От редакции: Государство и церковь - почти советская модель

Feb 05, 2013 05:40



От редакции: Понимание советскости
"Православная идеология" в путинской модели просто заменяет коммунистическую
Союз церкви и государства - это та практика, которую действительно можно вернуть из советского прошлого. Но ни церкви, ни государству такое возвращение ничего хорошего не сулит.
Владимира Путина часто обвиняют в желании реабилитировать Сталина и вернуть что-нибудь советское. Но для этого нужно слишком много всего поменять; а вот для возвращения советского формата взаимодействия с церковью (за исключением тотального контроля, но к взаимной выгоде) ничего менять не нужно.
Выступление президента на открытии Архиерейского собора Русской православной церкви вызвало большой резонанс благодаря фразе о необходимости «уйти от вульгарного, примитивного понимания светскости». Вместе с «духовными скрепами» из послания Федеральному Собранию эти слова формируют сигнал о повышении роли церкви в государстве.
Президент хочет, чтобы церковь была инструментом патриотического воспитания и социальной работы: «поддержка семьи и материнства, воспитание и образование детей, молодежная политика, решение социальных проблем <...> укрепление патриотического духа Вооруженных сил». Путину хочется, условно говоря, заменить церковью гражданское общество - потому что оно слишком независимо и временами создает для власти проблемы. И Путину хочется делегировать РПЦ (под контролем, конечно) идеологическую работу - создание и транслирование государственнических идей.
Патриарх Кирилл не против: он говорит, что «церковь имеет непосредственное отношение к национальному началу, потому что церковная культура во многом впитывает в себя и даже основывается на культуре национальной.
И поэтому национальное самосознание чаще всего и связывается с той или иной религией».
В том, что касается социального служения, у РПЦ действительно есть хороший опыт. Но раз уж государство просит усилить, то и иерархи просят государство помочь деньгами, как это сделал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, предложив уравнять церковные социальные организации в праве на госфинансирование с государственными. Путин уравнять не обещал, но обещал увеличить поддержку.
Это согласие светских и церковных руководителей с инструментальной ролью церкви в социальных и идеологических делах так и тянет назвать примитивным пониманием религиозности. Если говорить о христианах, то вся их идеология, все смыслы появились две тысячи лет назад и никак не связаны с тем или иным государством или национальностью.
Правда, если мы посмотрим на стандартные выкладки социологов о том, что верующими в России себя считают подавляющее большинство опрошенных (и к православным себя относят около 75-80%), а регулярно исполняют ритуалы единицы процентов, то придется согласиться с президентом и патриархом. Религия в России для большинства - прежде всего средство национальной и культурной идентификации. То есть с точки зрения политики Путин вроде бы прав: поддержим церковь - поддержим патриотизм. «Православная идеология» в путинской модели просто заменяет коммунистическую, а иерархия РПЦ соответственно получает гораздо больше положительных стимулов для сотрудничества со светской властью, чем отрицательных.
Минусы для страны и церкви такие. Роль инструмента государства снижает доверие к церкви. Культивирование «национальной религиозности» грозит обернуться ростом этнической напряженности.

"Ведомости" от 05.02.2013, №17 (3279)
http://www.vedomosti.ru/opinion/news/8738081/ponimanie_sovetskosti
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/388541/ponimanie_sovetskosti
Примечание: выделение болдом - моё.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Путин: Нужно уйти от вульгарного понимания светскости
Государство не будет наравне финансировать государственные и негосударственные социальные учреждения, но увеличит поддержку последних
http://www.vedomosti.ru/politics/news/8659311/putin_cerkov_nuzhno_dopustit_k_resheniyu_socialnyh_problem

власть, церковь, патриотизм, РПЦ, государство, религия, доверие, Путин

Previous post Next post
Up