Алексей РОЩИН: Духовность не работает

Feb 01, 2013 04:10



Всякие дискуссии о необходимости "возрождения православия" и "русской духовности" у меня почему-то неумолимо ассоциируются с голосом и всем обликом "главного барина" русского кино, незабвенного Н.С.Михалкова. Так и вижу вальяжного Никиту Сергеича, развалившегося в какой-нибудь телестудии. Он смешно шевелит усами, вращает своими круглыми очами… и говорит, говорит об этой самой "русской духовности" - а перед ним мерно, в такт, кивает головой загипнотизированный телеведущий, толстенький и потеющий (то ли от жары в студии, то ли от почтения перед мэтром). Слова льются, как елей в уши:
- Кругом, посмотрите, бездуховность… А раньше, раньше-то как было… У людей Страх Божий был… В церковь ходили, обязательно… Молитвы знали наизусть, "Отче наш, Иже еси на небеси…"… Заповеди с детства чтили, в школе заучивали… На уроках - Закон Божий!.. Сколько церквей на Руси было - не сосчитать! А какая красота! И на службы было - не протолкнуться… Никакой тебе наркомании - потому что Бога чтили!.. Сейчас что - нету ценностей у молодежи; без Господа нашего Иисуса Христа - какие могут быть ценности?… Попы по всей Руси были - носители духовности, окормляли паству… Народ был - богобоязненный, так и назывался - Богоносец… И семьи были крепкие - потому что браки Церковью освящались, вот как!...
И т.п. Очевидно, что Никита Сергеич способен говорить на эти темы часами. Это называется, кажется, "просвещенный консерватизм". Вкратце, без шелухи про "духовность", суть можно сформулировать так: "Народишко без религии совсем от рук отбился - сквернословит, ленится, пьет, колется, мрет, не размножается как следует; надо бы снова Православие внедрить, не считаясь с издержками - и будет бла-а-лепие, как на Святой Руси (вар. - в благословенной Российской Империи)".
Никакой ведущий на это медоточивому Никите Сергеичу, да еще запустившему на максимум свои фирменные бархатистые обертона, возражать не в состоянии. Он сидит, как кролик перед удавом, глядя влюбленными глазами…
А я долго слушать не могу. Все подмывает спросить: "Ну и во что оно вылилось-то, все это ваше бла-а-лепие, Никита Сергеич? ИТОГ-то каков?"
А итог всем известен. Дикая резня Гражданской, коллективизация, "голодомор", ГУЛАГ. То ли 20, то ли 30, то ли еще больше миллионов погибших в ходе почти непрерывного САМОИСТРЕБЛЕНИЯ народа в период 1917-1940 гг. Тот самый "народ-богоносец" десятилетиями так самозабвенно резал себя, что все соседи, по слову классика, до сих пор "постараниваются"…
И церкви, как известно, рушили и разоряли по всей стране с примерным остервенением. По состоянию на 1939-й, кажется, год, во всем СССР осталась сотня (!) действующих церквей, и большевики уже намечали торжественное закрытие последнего "места раздачи опиума для народа". Кто же производил все эти бесчинства? Инопланетяне? Инородцы-иноверцы? Полноте! Все бесчинства и дикие, кровавые оргии совершались при полном равнодушии, а то и одобрении того самого православного, 1000 лет заботливо пестуемого Церковью БОЛЬШИНСТВА. Начинал всё картавый отличник, у которого, как все мы с детства помним, было "из Закона Божьего - пять!", а доводил до совершенства - вообще семинарист, практически поп-расстрига. Увы, написанного не вырубить топором: "Святая Русь слиняла в 3 дня" - несмотря на все благолепие и "сорок сороков церквей".
Я не понимаю, какие, собственно, еще нужны основания для того, чтобы считать русский православный проект провалившимся. "900 лет христианства на Руси" - и вот такой, соглашусь, обескураживающий финал. Не остановили, не смогли. То, что сами стали жертвой - не оправдание. Если пожарная команда сгорела при тушении пожара - сие не означает, увы, что пожарные хорошо знали свое дело. Хороший пожарный - тот, кто ПОТУШИЛ или вообще не допустил пожар.
И потому мне претят все разглагольствования о "подъёме роли Церкви в современном обществе", все эти "пишем - "народу нужна духовность", а подразумеваем - народу нужна узда". К сожалению, Церковь уже ДОКАЗАЛА свою неэффективность, убедительней некуда. И особенно поражает, что она после всего и нисколько не изменилась! Те же попы, те же ризы, та же пышность и церковнославянский, та же риторика и стремление "влиять". Похоже, Церковь не то что не осознает себя банкротом - она даже вопроса такого не понимает!
Если бы попы начинали и заканчивали службы проходом вокруг алтаря вприсядку, а во всех семинариях в качестве обязательного предмета ввели бы преподавание гопака - это даже можно было бы считать, с определенной точки зрения, хоть каким-то шагом вперед: ведь это продемонстрировало бы понимание необходимости каких-то изменений! Однако пока мы видим противоположное: вместо осознания банкротства - потрясающее самодовольство, поучающий тон, убеждение в непогрешимости, любовь к сусальной "старине".
Конечно, может быть и прагматичный "мужицкий" подход по типу "все в хозяйстве сгодится": мол, ну не оправдала себя Русская Православная, дала, так сказать, маху в 1917 и прочих годах. Но, с другой стороны - все ж старинный, можно даже сказать, многовековой бренд. Может, полностью и не спасает - но В ЦЕЛОМ ведь работает правильно, не так ли? Не удержал пастырь свое "стадо" - но ведь пытался? Значит, надо дать еще шанс - коль пока ничего лучшего не придумано?
Для иллюстрации рассмотрим такую аналогию.
Допустим, что в былинные времена существовала "фирменная пропитка" с брендом "РПЦ", "обеспечивающая несгораемость деревянных сооружений". Предки пользовались, дровяной сарай пропитали; правда, когда и впрямь пожар случился - сгорел сарай, да так заполыхал, что и головешек, почитай, не осталось…
И вот спустя 80 лет стоит та же задача, уже перед нами - уберечь новые пластиковые, но, как мы понимаем, не менее горючие сооружения. Взять, что ли, старую пропитку, "коей еще наш прадед пользовался"? Стиль "РЕТРО", опять же, в моде. И вроде бы рекомендации не очень хорошие, но, во-первых, за давностию лет кто там что точно помнит? И потом, если даже и не защищает она от возгорания - так, может, хоть задерживает распространение?
Все так, но нельзя отклониться и от еще более неприятного вопроса: если пожар был ОСОБЕННО жуток, могуч и разрушителен - не могло быть так, что разгорелся он так ярко именно из-за "защитной пропитки"? Уж не оказалось ли в конечном итоге, что бревна старой российской государственности заполыхали так ярко БЛАГОДАРЯ тому, что были насквозь пропитаны этой якобы "защитной" смесью под названием РПЦ?
Вопрос непопулярный. Кому-то он, уверен, может показаться даже кощунственным. И тем не менее - его надо задавать, и надо искать на него ответ.
Говорят, американцы, когда различные сторонние критики указывают им на нелогичность, противоречивость, а то и просто абсурдность тех или иных применяемых или концепций или планов общественного устройства, частенько отмахиваются, просто отвечая "it works!", то есть "Это работает!" И такой аргумент в нашем прагматичном мире нельзя не признать очень сильным.
К сожалению, о Русской Православной Церкви и ее предполагаемой роли в обществе того же самого сказать никак нельзя. Все обещания "просвещенных консерваторов" и ученых священников типа "о. Андрея Кураева" на бумаге выглядят весьма гладко, но…
Это не работает. Пора бы, наконец, это осознать - да и поставить на всей этой михалковско-кураевской маниловщине большой и жирный КРЕСТ.
Алексей РОЩИН - по образованию - социальный психолог (закончил факультет психологии МГУ им. Ломоносова). Специалист по "неуставным отношениям" и "дедовщине" в армии. Увлекается журналистикой: публиковался в журналах "Деньги", "Огонек", "Эксперт", "Карьера", газетах "Известия", "Московские новости" и других. По убеждениям - классический либерал". С 2002 г. - директор по работе с клиентами Центра политических технологий.


Росбалт, 31.01.2013
http://www.rosbalt.ru/blogs/2013/01/31/1088295.html
Прочитать оригинал поста с комментариями читателей блога можно здесь:
http://sapojnik.livejournal.com/1395586.html
Примечание: выделение ПРОПИСНЫМИ - автора, болдом - моё.

Михалков, церковь, духовность, большинство, РПЦ, религия, народ, православие, вера

Previous post Next post
Up