Перепрошивка сети. Как власти формально и неформально обустраивают интернет

Jan 17, 2013 12:40



Как стало известно "Ъ", "Молодая гвардия Единой России" готовится запустить систему, которая автоматизирует рассылку политического спама в социальных сетях. Одновременно партия власти и администрация президента пересматривают свою политику в отношении интернета. Каких законодательных и неформальных нововведений стоит ожидать пользователям, оценивал специальный корреспондент "Ъ" Илья БАРАБАНОВ.
Автоматизировать рассылку спама, как стало известно "Ъ", должен сайт ka-2.ru, проходящий сейчас тестовые испытания. По задумке организаторов площадка призвана стать базой активистов прокремлевских молодежных движений, участвующих в продвижении того или иного контента в социальной сети Twitter. "Работа делится по двум направлениям: это вывод в мировые или российские тренды своих хештегов (ключевая фраза, по которой в Twitter можно отслеживать все сообщения по заданной теме.- "Ъ") либо замусоривание спамом тех тем, которые продвигает оппозиция",- рассказал собеседник в московском штабе "Молодой гвардии Единой России" (МГЕР).
Независимый кандидат в депутаты госсовета Татарстана Раушан ВАЛИУЛЛИН рассказывает, как осенью 2012 года во время предвыборной кампании впервые столкнулся с этой технологией: "На протяжении всей кампании я отправлял в Twitter сообщения с хештегом Апастово (Валиуллин участвовал в довыборах по Апастовскому избирательному округу.- "Ъ"). Где-то за неделю до дня голосования в районе "высадился" десант молодогвардейцев, которые заспамили интернет сообщениями о том, как здесь на самом деле все прекрасно, как я очерняю родную республику".
Вопрос о соотношении цены и качества
"Оценить работу человека, который пишет статью, довольно просто, но сколько платить людям, которые десятками отправляют в социальные сети сообщения в 140 символов, вопрос более сложный",- говорит один из политтехнологов. По его словам, разработанный МГЕР сайт ka-2 именно эту задачу и призван решить. Активист регистрируется на сайте, подключает к нему свои аккаунты в социальных сетях, получает инструкции: какие темы надо раскручивать именно сегодня - а в его профайле при этом отображается точное количество отправленных им твитов. Это позволяет точно рассчитать его заработок.
За последние дни зарегистрировавшиеся на ka-2.ru прокремлевские активисты раскручивали, например, хештеги #ИтогиМаршаПедофилов, #МаршПодлецов, #УдальцовСпалился, #КСОсборищежуликов и #ЗаЖелезняка (Сергей Железняк - вице-спикер Госдумы от "Единой России"). Часть из них им удалось вывести в тренды российского Twitter. "Ъ" связался с одним из тех, кто раскручивал эти хештеги с сайта ka-2.ru. Это активист МГЕР, студент из Барнаула, который сообщил, что ему и его товарищам по "Молодой гвардии" действительно рекомендовали регистрироваться на этом сайте, обещая, что в случае активной работы они могут рассчитывать на 10-15 тыс. руб. в месяц.
Как стало известно "Ъ", сайт ka-2.ru был создан активистом из Нижнего Новгорода Арсением Щельциным (согласно хостингу РБК, принадлежит скрытой персоне). Щельцин неоднократно организовывал различные акции "Молодой гвардии", летом 2011 года участвовал в праймериз "Общероссийского народного фронта" перед выборами в Госдуму, а в ноябре 2011 года оказался фигурантом скандала вокруг интернет-агитации за партию власти. Тогда по недосмотру одного из нижегородских функционеров "Единой России" в интернет попал отчет о том, как специально созданные агитбригады пытались продвигать бренд партии власти в социальных сетях "Одноклассники", "В контакте", Twitter, а также на нижегородских форумах. "Ъ" связался с Щельциным, и он подтвердил, что является создателем данного ресурса, пояснив, что "его цель - за плату продвигать определенный контент в социальных сетях". Затем, впрочем, Щельцин от своих слов отказался, заявив, что к "Молодой гвардии" никакого отношения не имеет, денег за продвижение провластных хештегов никому не платит. А на следующий день после разговора с "Ъ", 27 ноября 2012 года, Щельцин временно заблокировал сайт для всех желающих зарегистрироваться заново.
Аналогичные сайту ka-2.ru площадки, занимающиеся продвижением в первую очередь коммерческой рекламы, существуют в интернете уже давно, например сайт twite.ru, на котором клиент может заказать рекламную кампанию в интересующей его социальной сети или, например, для раскрутки собственного блога приобрести тут виртуальных друзей. Тысяча новых фолловеров в Twitter появляется у клиента в течение недели за 4,5 тыс. руб. Создатель twite.ru Кирилл РОМАШОВ рассказал, что создал свой проект в мае 2010 года: "Твайт создавался и нацелен именно на продвижение коммерческих продуктов. Но это не ограничивает рекламодателя, он с не меньшим успехом может с нашей помощью поздравить собственную девушку с днем рождения, например. Наша задача лишь соединить блогера и рекламодателя, мы просто платформа-посредник. О продвижении именно политического контента в Twitter, честно говоря, ничего не знаю".
По словам одного из депутатов Госдумы от "Единой России", необходимость новых механизмов для работы с социальными сетями появилась после того, как вместе с Вячеславом Володиным в администрацию президента пришли работать кадры, понимающие, как устроены социальные сети. "Раньше отчитываться можно было за ретвиты или реплаи в Twitter, посты в Livejournal, выведенные в топ. Но эти показатели достигались за счет привлечения ботов, которые на реальную повестку дня повлиять не могли,- говорит собеседник.- В этом году же окончательно стало ясно, что администрации президента вешают лапшу на уши и отчеты приходят о том, чего на самом деле нет - в сотни тысяч фолловеров у Владимира Бурматова (депутат Госдумы.- "Ъ") уже никто не верит. Всем ясно, что это боты. Поэтому сейчас схема перестраивается, и место ботов должны занять региональные активисты той же "Молодой гвардии". Возможно, окончательная схема работы прояснится, когда Руслан Гаттаров (член Совета Федерации от Челябинской области.- "Ъ") запустит свой фонд по развитию новых медиа". Сам Руслан ГАТТАРОВ заявил, что круг задач фонда до конца не определен: "Это внепартийный проект, мы будем заниматься образовательными программами, идеологических и пропагандистских задач перед нами не ставится".
Регионы смотрят в сети
По мнению генерального директора агентства "Социальные сети" Дениса ТЕРЕХОВА, у Кремля сейчас нет сформированного запроса на политику в интернете: "Сейчас решается, во-первых, кто освоит эти бюджеты. Во-вторых, как дальше властные структуры будут вести себя в виртуальном пространстве: агрессивно, как раньше, или же будут формироваться проекты аналогичные "РосЯме" и "РосЖКХ" Алексей Навального, но под крышей администрации президента".
По утверждению депутата-единоросса, до последнего времени в партии под присмотром администрации президента функционировала так называемая "Единая система интернет-реагирования". "Новости или любая важная информация, требующая информационной подсветки, рассылалась по региональным ячейкам "Единой России", а на местах люди, ответственные за социальные сети, ее распространяли и давали Москве обратную связь,- говорит собеседник.- А поскольку в регионах партия - это местные чиновники, то в какой-то момент, в 2009-2010 годах, специальные группы, ответственные за социальные сети, блогеров и комментарии, начали формироваться при администрациях губернаторов. Можно вспомнить и скандал двухлетней давности, когда главное управление материальных ресурсов Челябинской области объявило тендер на 300 тыс. руб., чтобы "Яндекс" и Google выдавали поменьше информации об экологических проблемах региона. Незадолго до этого челябинский губернатор Михаил Юревич сказал, что надо работать над улучшением имиджа региона - вот чиновники и бросились выполнять в меру своего понимания того, как нужно". Основная задача таких групп интернет-реагирования - отрабатывать негативную повестку дня: "Если вокруг какой-то новости из региона или фигуры губернатора разворачивается скандал, надо сделать так, чтобы в блогах, в комментариях на сайтах СМИ появилось достаточное количество записей о том, что на самом деле все хорошо, ничего страшного не случилось". "Сейчас даже самый консервативный губернатор следит за социальными сетями,- подтверждает Денис Терехов.- Только одни неуклюже, а другие адекватно". По словам эксперта, активная работа с социальными сетями при Олеге Чиркунове велась в Пермском крае, а сейчас все больше внимания этому вопросу уделяет губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко.
По словам опрошенных экспертов, мнение о том, что с возвращением Владимира Путина в Кремль активность чиновников в интернете снизится, было ошибочным. "Тенденция - если тебя там (в социальных сетях.- "Ъ") нет, то тебя не существует и политически,- считает управляющий партнер консалтинговой компании "Дуумвират", создатель портала "Губернаторы.Ру" Сергей НИКИТСКИЙ.- Число глав регионов со своими аккаунтами постоянно растет". "Изменения в отношении чиновников к интернету если и происходят, то косметические,- говорит и создатель проекта OpenGovData.ru Иван БЕГТИН.- Например, ряд ведомств пересмотрели формат своего присутствия в интернете. Вместо личных страниц руководителей в МИДе, ФАС, Федеральном казначействе предпочли корпоративные страницы, что сделало коммуникацию с пользователями более сухой".
Законы приблизительного применения
Большинство опрошенных экспертов полагают, что прямой связи между тем, как власти занимаются пиар-продвижением своих интересов в интернете, и государственной политикой в этой сфере нет. Однако после поспешного принятия летом закона N139 (закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет"), появления реестра запрещенных сайтов и ряда скандалов с временными блокировками сайтов YouTube и Lurkmore в блогах заговорили о введении интернет-цензуры. По сведениям "Ъ", ждать в ближайшее время законодательных поправок к закону N139 не стоит. Косвенно об этом заявил и премьер-министр Дмитрий Медведев в интервью федеральным телеканалам. "По закону об интернете много было возражений. Но этот закон регулирует три вещи: наркотики, пропаганду суицида и педофилию,- сказал глава правительства, отметив: - Ничего не закрыто, никто не пострадал". "Закон будет правиться через правительственные акты,- сообщили собеседники в комиссии при Минкомсвязи, готовившей поправки и предложения к закону.- Часть опасений, которые высказывались экспертами еще на стадии рассмотрения закона Госдумой, уже подтвердились, но вносить поправки спустя два-три месяца после подписания закона президентом никто не станет". "Надо еще некоторое время посмотреть, как практически будут применяться нормы этого закона, перед тем как вносить в него законодательные корректировки,- считает депутат Госдумы от "Единой России" Роберт ШЛЕГЕЛЬ.- Пока же действительно можно ограничиться правками на уровне правительственных актов". Депутат не исключает, что ближе к весне в Думу будет внесен новый закон об интернете, главной темой которого будет комплексное регулирование. "Под ним подразумеваются поправки, которые установят границы ответственности между всеми сторонами, участвующими в жизни сети. Речь может идти об определении границ юрисдикции РФ, защите прав потребителей при интернет-торговле, усилении ответственности за новые виды правонарушений в интернете, установлении правового режима доменных имен,- уточняет депутат.- Пока этот законопроект находится на стадии формирования концепции".
На сегодня предусмотренная законом процедура блокировки интернет-ресурсов выглядит следующим образом: заинтересованное ведомство, например ФСКН, сообщает в Роскомнадзор об обнаружении в сети страницы с незаконной информацией. Роскомнадзор, в свою очередь, пишет письмо хостинг-провайдеру, который, впрочем, может находиться за рубежом и не подпадать под российскую юрисдикцию, как это было в случае с Lurkmore. Хостинг-провайдер письмо от российских чиновников игнорирует, после чего Роскомнадзор обращается уже к оператору связи с требованием заблокировать страницу с запрещенным контентом. Но поскольку заблокировать лишь одну страницу технически сложно, оператор выключает весь ресурс по IP-адресу, при том что по тому же IP-адресу могут находиться другие сайты, включая средства массовой информации, что уже идет напрямую вразрез с законом "О СМИ". "Наконец, реестр запрещенных сайтов абсолютно не работает с интернет-протоколом IPv6 (новая версия протокола IP, которая придет на смену прежней версии IPv4), и после того как операторы перейдут на него, реестр просто прекратит свою работу",- отмечает исполнительный директор Фонда содействия развитию технологий и инфраструктуры интернета, председатель комиссии хостинг-провайдеров и регистраторов РАЭК Матвей АЛЕКСЕЕВ. Роскомнадзор, по его словам, после принятия закона оказался в роли его исполнителя, но готов работать с экспертами и дорабатывать несовершенный документ.
Некоторые эксперты полагают, что избежать ошибочного попадания каких-то сайтов в реестр можно было бы в том случае, если бы Роскомнадзор связывался не с хостинг-провайдером, а напрямую с владельцем сайта. Так, например, 10 января Роскомнадзор напрямую обратился к администрации "Живого журнала" с требованием заблокировать для просмотра российскими пользователями одной из записей популярного блогера Рустема Адагамова. "В Livejournal был внедрен механизм, который позволяет закрыть отображение конкретной записи на территории РФ - вместо записи будет отображаться заглушка с информацией о блокировке,- при этом во всех остальных странах она по-прежнему будет доступна",- пояснил тогда руководитель проекта Livejournal Russia Илья ДРОНОВ. Готовятся к проявлению внимания со стороны чиновников к своему сервису и в российском представительстве Facebook. "Мы внимательно рассматриваем новый закон и оцениваем возможность каких-либо последствий для нашего сервиса. На данный момент нам неизвестно о запросах в отношении Facebook",- говорится в официальном заявлении Facebook, поступившем в "Ъ".
Матвей Алексеев указывает, что "владелец сайта" - понятие слишком размытое. "Домен может быть в зоне ru, хостится он при этом в США, а его владелец живет на Шри-Ланке. Куда писать в таком случае чиновникам? Обращаться им к владельцу домена или к администратору проекта?" - задается вопросами эксперт. Директор по развитию телеканала "Дождь" Андрей ХОДОРЧЕНКОВ, участник заседаний рабочей группы в Минкомсвязи, разрабатывавшей летом поправки к 139-му закону, отмечает, что если в СМИ ответственность за содержание несут редакторы, то в случае с социальными сетями (особенно западными), где контент генерируется самими пользователями, дискуссионный закон сможет заработать лишь при условии согласия владельцев этих ресурсов на сотрудничество с чиновниками. В последнее время такие инциденты уже имели место, когда Роскомнадзор на несколько дней по ошибке заблокировал доступ к блог-платформе Google, сайту blogspot. Ошибкой и "человеческим фактором" также была объяснена и временная блокировка YouTube.

Газета "Коммерсантъ", №7 (5038), 17.01.2013
http://www.kommersant.ru/doc/2106191

политика, власть, кампания, интернет, Кремль, Единая Россия, власти, сети, контроль, информация, молодежь, рунет

Previous post Next post
Up