!!! Психолог Л.ПЕТРАНОВСКАЯ о детских домах: Устройство гетто никогда ни к чему хорошему не приводит

Jan 15, 2013 11:55

Психолог Людмила ПЕТРАНОВСКАЯ: Устройство гетто никогда еще в истории ни к чему хорошему не приводило
Создатель Института развития семейного устройства о том, что нужно изменить в системе воспитания сирот
Сейчас интернат - это абсолютно ненормальный мир, похожий на тюрьму с патологическим контролем
Несмотря на протесты, Госдума на прошлой неделе и Совет Федерации 26 декабря утвердили закон, запрещающий усыновление российских детей американцами. Мощный поток информации по этому поводу вызывает сильные эмоции, но ясного представления о происходящем не приносит. «Пятница» обсудила эту тему с психологом, много лет работающим с приемными семьями, автором нескольких тематических книг, популярным блогером и одним из создателей новой общественной организации - Института развития семейного устройства (ИРСУ) - Людмилой ПЕТРАНОВСКОЙ:


- Читала в вашем блоге, что «ответный закон» может подтолкнуть к реформе нашей системы воспитания сирот. Каким образом?
- Это будет возможно, если интерес общественности к проблеме не исчезнет после принятия «закона подлости». Поскольку у чиновников из-за закона рыльце в пуху, сейчас самое время выдвигать свои требования. 5-7 внятных и конкретных требований, чтобы не получить в ответ много общих слов, которые мы уже слышим больше недели.
- Какие требования, например?
- Например, разукрупнение интернатов. Там, где 300 детей заперты за забором, обязательно будет насилие. Иногда интернаты у нас формально становятся семейного типа, но никакого семейного уклада в них не появляется. В здании делают перепланировку, в получившиеся квартиры заселяют разновозрастных детей. Но правила жизни остаются прежними: днем нельзя сесть на свою кровать, туалеты и душевые не запираются, отбой в 21 час даже для мальчиков 17 лет во время чемпионата мира по футболу. Сейчас это абсолютно ненормальный мир, похожий на тюрьму с патологическим контролем, патологической стерильностью, патологическим режимом.
- Что подразумеваете под патологической стерильностью?
- На днях я была в Уфе, там неплохой детский дом. Приходят к ним сотрудники СЭС и говорят: ковры на полу нельзя, мягкие игрушки нельзя, цветы на подоконниках нельзя. Директор - человек подневольный, все убирает. Через день к ним приезжает Астахов и говорит: что это у вас, как в казарме, - ни игрушек, ни цветов? Директора целыми днями разбираются с требованиями СЭС, пожарных, бухгалтерии - на детей времени не остается. За последние 15 лет ради безопасности детей из интернатов исключили все, что может дать ребенку какую-то самореализацию: мастерские, приусадебные хозяйства, «живые уголки». Представляете, нельзя завести хомячка? Дети на стенку лезут. Запреты, создающие иллюзию безопасности, приводят к тому, что дети делают что хотят: сбегают, приносят с собой разные вещества.
- А что еще нужно, чтобы решить именно серьезные проблемы воспитанников детских домов?
- Сейчас один из источников их незащищенности, насилия - закрытость интернатов. Прийти волонтерам в детский дом - целое дело, а уж в дома ребенка Минздрав и вовсе не пускает. Если дети будут помещены в обычную среду - ходить в обычную школу, гулять в обычном дворе, посещать обычную поликлинику, - у них будет гораздо больше вариантов, куда пожаловаться в случае чего. Сейчас они полностью изолированы и зависят от нескольких взрослых людей - хорошо, если неплохих. И хорошо, если воспитатели сами занимаются всеми детьми, но я знаю, в большинстве случаев они устраивают дедовщину: общаются с двумя-тремя лидерами, которые строят остальных детей.
- Такое требование может оказаться непопулярным: не всякий родитель захочет, чтобы его ребенок учился в школе или гулял вместе с детьми из интерната - наверняка их поведение как-то отличается.
- Я понимаю, легко услать всех на Марс. Только у этого поезда нет последнего вагона. Сейчас мы пошлем туда детдомовцев, потом двоечников, потом, может быть, троечников. А потом придут за вами. Устройство гетто никогда еще в истории ни к чему хорошему не приводило. Если вы не готовы уничтожить всех в этом гетто, надо что-то с ним делать.
Я не говорю, что это просто. Не говорю, что детей из интернатов надо отпускать просто так. Конечно, кто-то должен их сопровождать, общаться с окружающими, разруливать конфликты. Не зря мы с товарищами открыли институт, обучающий практиков в этой сфере, - и для госструктур, и из общественных организаций.
- А может, как предлагает организатор движения «Отказники.ру» Елена Альшанская в интернет-петиции, собравшей больше 3000 подписей «за», передать всех сирот в приемные семьи, а сотрудники бывших детдомов, переучившись, пусть консультируют, помогают приемным родителям?
- Это надо делать параллельно, и это предложение связано с идеей разукрупнения детских домов. К чему приводит закрытие детского дома сейчас? 20-30 детей везут в большой детский дом в соседнем районе, и у тех, кого навещали родственники- бабушки, например, - рвется с ними связь. Если бабушка ребенка жила в соседней деревне, она могла пару раз в месяц навещать его здесь. С 13-14 лет подростка могли отпускать в гости одного. В соседний район одного уже не отпустят. А бабушка просто не поедет: очень плохо с дорогами и транспортом, и она реально бедная, у нее на одну поездку вся пенсия может уйти. Ребенок теряет все связи с реальной жизнью, в которую ему предстоит вернуться.
А из расформированного детского дома можно бы сделать службу сопровождения приемных семей или дневной приют - для социально неблагополучных регионов это просто спасение. Недавно была в Днепропетровской области - там так и ставят задачу перед директором детдома: за два года передать детей в приемные семьи, специалистов переобучить и организовать консультативный центр.
- У нас так где-то делают?
- У нас нет стратегии и менеджера, отвечающего за эту сферу. Такая же ситуация была в Украине, но 5 лет назад руководить этой сферой пришла практик Людмила Волынец. Она начала выстраивать систему защиты прав детей-сирот, провела тотальное переобучение кадров. За 5 лет половина воспитанников ушли из детских учреждений. Мы видим: проблемы решаемы.
- А как происходит у нас?
- У нас все действия в этой сфере - реакция на какие-то законы и предписания. Все достижения появляются вопреки, благодаря героям, которые плывут против течения. Но таких героев хватает на 2-3 года, потом они просто выгорают и уходят. Перед директорами не ставится ясных задач. Если у директора детского дома становится меньше 40 детей, он садится на чемодан, потому что в любой момент сверху может прийти факс: через два дня всех детей переводим в соседний детский дом.
- Вы имеете в виду недавнюю скандальную историю с малокомплектным детдомом в Реутове?
- Такое происходит везде. Вэтой ситуации, естественно, директора начинают держаться за своих детей зубами, и они думают не только о себе, во многих поселках интернаты - это градообразующие предприятия. Сейчас появилось много жалоб, что из системы невозможно выцарапать ребенка. Вроде все согласились, ребенок определен - и тут начинается: надо долечить, надо дообследовать, родная мать позвонила.
- Послушать вас, так получается, что все законотворчество в этой сфере у нас сродни последнему скандальному закону - принимается из соображений, не относящихся к сиротам?
- Иначе не было бы такой силы у пожарных и сотрудников СЭС над жизнью в детских домах. Сфера все больше регламентируется, наращивается контроль, в который вбухиваются огромные деньги. Я думаю, где-то наверху просто растет коррупционность этого процесса. Я много общаюсь с директорами, все они жалуются: благодаря «прозрачным» госзаказам им регулярно приходится покупать за дикие деньги одежду, которая быстро выходит из строя, дорогую оргтехнику, которая пылится без дела. Зато Тузика в будку на радость детям не посадить.
- А с обучением приемных родителей и специалистов происходит такая же бессмыслица? Зачем вы организовали Институт развития семейного устройства?
- С 1 сентября потенциальных усыновителей обязали пройти обучение в Школе приемных родителей, без сертификата об окончании ребенка не получить. Но во многих регионах эти школы есть только на бумаге. Когда сопровождение приемных семей стало обязательным в Москве или области, не помню, мне начали звонить коллеги из психологических центров, которых просто назначили на эту работу, ничему не обучив. У нас до сих пор даже не начата работа по созданию системы обучения специалистов, которые работали бы с семьями и детьми, попавшими в сложную ситуацию. Нет такой квалификации - специалист по семейному устройству. Зато контролеров в нашей сфере хоть отбавляй.
*
ДОСЬЕ:
1967 - родилась в Ташкенте
1998 - окончила Институт психоанализа, специализация - семейное консультирование, психодрама
2002 - Лауреат Премии президента РФ в области образования
2012 - создала Институт развития семейного устройства - общественную организацию, обучающую практиков в этой сфере

"Ведомости. Пятница", 28.12.2012
http://www.vedomosti.ru/library/library-persons/news/7704511/intervyu_lyudmila_petranovskaya_sozdatel_instituta_razvitiya

интервью, чиновники, беспредел, Петрановская, психология, дети, гетто, сироты, детский дом, контроль

Previous post Next post
Up