!! От редакции: Откуда берется мракобесие (дек 2012)

Jan 09, 2013 10:45



От редакции: Воспитание толпы
Все менее компетентные люди принимают все менее грамотные публичные решения и законы
Прокуратура Санкт-Петербурга на основании «многочисленных обращений частных лиц» проверяет на экстремизм выставку британских художников братьев Чэпменов в Государственном Эрмитаже. Бдительные граждане считают, что выставка оскорбляет чувства верующих. Директор музея Михаил ПИОТРОВСКИЙ утверждает, что это «курьез, отражающий крайне низкий культурный уровень, существующий в нашей стране» и что «вкусы толпы в данном случае не могут служить ни эстетическим, ни нравственным ориентиром».
Пиотровскому, как доверенному лицу президента Путина и члену первой тройки регионального избирательного списка «Единой России» на выборах в Госдуму (от мандата отказался), должно быть обидно, что его музей проверяет прокуратура, да еще и на экстремизм. Как доверенное лицо, Пиотровский наверняка будет избавлен от назойливого внимания следователей, и курьез скоро замнут. Правда, число таких курьезов, связанных не только с Эрмитажем, уже велико и будет только расти.
Мракобесие, или обскурантизм, - это ненависть ко всему новому, к инновациям в широком смысле (в науке, моде, искусстве и т.д.). Вкусы граждан зависят от того, насколько в обществе работает механизм производства, отбора и усвоения инноваций. Государство, поддерживающее такой механизм, вынуждено быть открытым. Государство, само стремящееся закрыться и ограничить свободу мнений граждан, волей-неволей потакает мракобесию.
Гражданам есть с кого брать пример. Скандальный и безграмотный публичный процесс против группы Pussy Riot, проведенный государством под флагами борьбы против экстремизма и за чувства верующих, расширил эти понятия до бесконечности. После процесса пикеты «православной общественности» против выставок современного искусства стали рядовым явлением. Суд над американской певицей Мадонной в Петербурге за нарушение местного закона о запрете пропаганды гомосексуализма (авторы которого - члены партии «Единая Россия») сделал Россию посмешищем, несмотря даже на то, что иск был в итоге отклонен.
Сама готовность власти делить граждан на «своих» и «врагов», проявленная в ходе борьбы с протестами населения, дает толпе образец поведения. Если полиция может толковать экстремизм как ей заблагорассудится, то бдительные граждане полиции всегда помогут.
Расцвет мракобесия отражает и растущую деквалификацию на всех уровнях государственного управления. Политическая монополия и коррупция, отсутствие системы воспитания кадров способствуют отрицательному отбору. Неправосудные решения в судах, липовые диссертации чиновников и депутатов, поспешно принимаемые безграмотные законы, не готовые к адекватным действиям и публичным комментариям губернаторы - все это звенья одной цепи. Все менее компетентные люди принимают все менее грамотные публичные решения и законы - и куда деваться гражданам? Жалобы на негативное влияние центрального телевидения почему-то не учитывают того, что телевидение контролируется государством и обеспечивает политическую поддержку действующей власти.
Проблема в том, что при падении политических рейтингов для удержания власти нужно вырождение политических институтов (профанация выборов, например). Легитимация теперь происходит за счет прямого обращения к большинству, за счет все более простого популизма: отдельных рабочих - во власть, восстановить звание Героя Труда, тот, кто не с нами, - враг и т.д.
Процессы инноваций чужды большинству, потому что идут за пределами такой страны. Борьба за «свое» оказывается борьбой против нового. И это не осознанный консерватизм. Просто в нашей ситуации очень легко использовать непонятные иностранные явления в борьбе за интересы - достаточно пожаловаться на «оскорбление религиозных чувств» или на нарушение только что сочиненного закона.
Общий культурный уровень тут никого не волнует. И странно будет сетовать потом, когда легитимизирующее большинство придет в Зимний дворец и использует китайские вазы в качестве ночных.

«Ведомости» от 12.12.2012, №236 (3250)
http://www.vedomosti.ru/opinion/news/7078771/vospitanie_tolpy
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/361821/vospitanie_tolpy
Примечание: выделение болдом - моё.

Михаил ПИОТРОВСКИЙ: Жалобы на экстремизм в Эрмитаже написаны по единому образцу
Заявления петербуржцев об экстремизме выставки братьев Чепменов в Эрмитаже писались по единому образцу, заявил директор музея Михаил Пиотровский. Его заявление опубликовано на сайте музея. По его словам, образец для заявления в прокуратуру выложен на одном из сайтов в интернете. «А в связи с заключением районной прокуратуры на том же сайте опубликована пошаговая инструкция по направлению обращения к прокурору Петербурга с подробными ссылками на тексты, которые должны там содержаться», - отметил Пиотровский.
Ситуацию он сравнил с травлей Иосифа Бродского. «Мы все хорошо помним о роли “общества” в репрессиях в нашей стране. Сначала следует “возмущение общественности”, которая обращается одновременно в прессу и прокуратуру, затем статья, а потом все остальное», - заявил Пиотровский.
О начале прокурорских проверок в Эрмитаже стало известно в минувшую пятницу. В пресс-службе прокуратуре сказали, что получили около сотни жалоб от горожан. По словам Пиотровского, посетители усмотрели в работах художников осквернение креста - к нему прибиты клоун и плюшевый мишка. Пиотровский написал письмо генпрокурору Юрию Чайке и просит его принять меры, «чтобы и нам, и прокуратуре не мешали работать». «Это культурная деградация нашего общества. Это доносное использование общественного мнения. Ничего кощунственного здесь нет, а явное желание испортить настроение в городе есть», - подчеркнул директор Эрмитажа. Он смело заявил, что «искусство это или не искусство решает музей». А диктовать ему правила «таким уличным способом» - нельзя.
Пиотровский считает, что в будущем нужно будет провести конференцию на тему «Кощунство в мировом искусстве». «Можно позвать настоящих казаков, чтобы они конференцию охраняли», - сказал он.
Братья Джейк и Динос Чепмены - английские художники, участники группы «Молодых британских художников» (YBA, Young British Artists). Эрмитаж открыл их выставку в конце октября в стенах восточного крыла главного штаба. Выставлены работы «Конец веселья», «Травмировать, чтобы оскорбить, чтобы травмировать», «Ужасы войны».
Как сообщала пресс-служба Эрмитажа, центральная работа «Конец веселья» представляет собой трехмерный коллаж, составленный из миниатюрных пластмассовых фигурок, помещенных в девять стеклянных витрин. Витрины располагаются в пространстве зала таким образом, что сверху их общее очертание отдаленно напоминает свастику. Идея экспозиции - показать ад и жестокость, запертые за стеклом ради исцеления общества.
Братья Чепмены уже принесли извинения за то, что могли расстроить посетителей выставки. «Крайне печально получать обвинения в крайних взглядах - особенно от религиозных групп. Мы надеемся, что прокурор, назначенный расследовать обвинения в экстремизме, примет наши самые глубокие извинения», - сказали они ВВС.

Интерфакс - Vedomosti.Ru, 10.12.2012
http://www.vedomosti.ru/politics/news/6988671/piotrovskij_zhaloby_na_ekstremizm_v_ermitazhe_napisany_po

деградация, общество, власть, режим, институты, мракобесие

Previous post Next post
Up