Артемий ТРОИЦКИЙ: Прелюдия к новой "метле" (ноя 2012)

Dec 05, 2012 13:10



Сегодня будет по телеканалу НТВ вечером, а надысь приходили корреспонденты. Тема программы - цензура в эпоху Брежнева (ровно 30 лет, как не стало) и нынешняя ситуация.
Надо сказать, что я прежде никогда об этом не задумывался, но тут пришлось сопоставить и получилось любопытно. Вот что я, приблизительно, интервьюерам рассказал:
При Брежневе цензура была порочной (как всякая цензура), всеохватывающей и идеологически мотивированной. Чудище, в общем: злобно-некомпетентное и зачастую просто анекдотичное в своих повадках. Однако чудище это было по-своему ручным: понятным, неуклюжим и действовавшим по известным (как теперь говорят, прозрачным, правилам). Эта цензура вскормила армию карьеристов и приспособленцев, но и вдохновила некую "дикую дивизию", для бойцов которой "на*** цензора" было любимой игрой - азартной, но праведной. Именно эти талантливые смельчаки, виртуозы "эзопова комплекса" и злые гении редакторов создали процентов 95 из того, что осталось в сухом осадке от гигантской и водянистой советской культуры. В диапазонах от Гайдая до Тарковского и от "Мастера и Маргариты" до "Жизни и судьбы".
Нынешняя РФ-цензура несравненно мутнее и лицемернее - в первую очередь потому, что она притворяется, будто её и нет на самом деле. Ещё как есть! Причём, как нечистая сила в детских киносказках, она появляется то там, то здесь, вызываемая сугубо незаконными и, как правило, тёмными импульсами: то цензура встаёт на защиту чьих-то шкурных интересов, то охраняет личную паранойю, то служит орудием мести. Кому служит - понятно, и это единственное, в чём прослеживается железная логика современной российской цензуры.
При этом приёмы цензуры (назовём её так) несравненно жёстче, чем в эпоху "развитого социализма. При брежневе провинившегося могли лишить премии, исключить из партии (больно надо...) И "творческого союза", уволить с работы с "волчьим билетом". Максимум: отобрать гражданство и выдавить из страны. Но я не припомню, чтобы в 60х-80х журналистов калечили и убивали (высшее проявление цензуры), книги писателей публично сжигали, музыкантов арестовывали и отправляли по этапу за неправильный репертуар.* Это уже пол-путинское ноу-хау.
Что имеем в результате?
При советской власти цензура, уродливая как она есть, ставила перед честными авторами непростую и интересную задачу - сказать правду и пробиться при этом к читателям/слушателям/зрителям. Вместо прямой дороги получался хитрый слалом - но это было круто, и именно так ковались народные гуманитарные герои. Лучший пример - Высоцкий.
Нынешняя цензура лепит "успешных" трусов и конформистов, мастеров креативной самокастрации, а творческих людей "с яйцами" целенаправленно отжимает из мейнстрима в гетто - сетевое, малотиражное, арт-хаусное, квартирное. Характерно - и это апогей подлости - что работа эта ведётся не профессиональными держимордами из главлита, а теми же журналистами, режиссёрами, артистами, дорвавшимися до начальственных низот.
Посмотрим, что прозвучит в программе "Метла" - тоже своего рода нано-тест на цензуру.
P.s. Не могу не прокомментировать московско-комсомольское воззвание (http://loxovo.livejournal.com/4244863.html) Андрея Макаревича. Говорят, бывает простота, что хуже воровства. Здесь мы имеем дело с наивностью, что хуже всякого лукавства. Если это наивность...
--------
* здесь, как специалист и живой свидетель, я должен пояснить. Лёша Романов, Александр Новиков, Жанна Агузарова отсидели в 80х - но не за "извозчика" и "жёлтые ботинки" (коммерция, подделка документов...). Гораздо более радикальные музыканты населяли тогдашнее подполье и прекрасно себя чувствовали.

"Эхо Москвы", 10 ноября 2012
http://www.echo.msk.ru/blog/troitskiy/949878-echo/

Троицкий, власть, цензура, режим

Previous post Next post
Up