Экономист Никита КРИЧЕВСКИЙ: Красть украденное

Nov 27, 2012 18:25

Борьба с коррупцией - это ящик Пандоры. Открыть его просто - избежать предстоящего наказания невозможно
Как рождается коррупция? Когда общественный контроль над властью в коме. Что может предпринять утратившее контроль общество? Эволюционно, к сожалению, - ничего. Государство как общественный институт само должно включать исправные внешние и внутренние механизмы реагирования, обеспечивающие соблюдение формальных и неформальных правил поведения. Если подобные устройства стреножены, извечная дилемма чиновника «выгода - риск» решается в пользу своей рубашки. С сопутствующим формированием «резервного фонда» на случай реализации сценария «сгорел на работе».
Есть ли у власти воля для начала реальной борьбы с коррупцией? Некоторые свежайшие примеры вроде бы вселяют оптимизм, но есть и такие, которые вызывают как минимум недоумение.
Вот глава администрации президента Сергей Иванов признался, что доверие (в плане целевого расходования казенных денег) к разработчикам навигационной системы ГЛОНАСС было подорвано у него уже «где-то в 2009-2010 годах», когда «на уровне ощущений начали возникать подозрения, что что-то не так». Получив даже кое-какие подтверждения противоправной деятельности руководства ОАО «Российские космические системы» от правоохранительных органов, бывший вице-премьер пару лет «терпел» и «не подавал виду», пока 6,5 миллиарда рублей окончательно не растворились в мутном финансовом океане.
Или взять казус с бывшим главой Минрегиона Виктором Басаргиным и саммитом АТЭС. Недоглядел министр, как его зам, ныне арестованный по обвинению в коррупции, распоряжался финансированием проекта. Или доглядел, но зачем-то держал эту информацию в себе. Басаргин, кстати, став губернатором Пермского края, этого самого зама председателем регионального правительства пристраивал.
А уволенный министр обороны Анатолий Сердюков и «Рособоронсервис»? Судя по отсутствию в отношении лично него уголовных дел, тоже всего лишь недоглядел или забыл сообщить куда следует...
Проблема не в том, что масштабной антикоррупционной кампании пока нет. Проблема в том, что общественный запрос артикулируют те, кто все последние годы явно или подспудно насаждал в обществе коррумпированность как господствующую поведенческую модель.
В последнее время трение при взаимодействии власти и общества стало искрить, а бюджетный солидол на исходе. Издержки коррупции становятся неприемлемыми, что создает прямую угрозу стабильности власти группы индивидов, стремящихся к достижению общих целей. Цели эти вполне очевидны: во-первых, сохранить неправедное богатство, во-вторых, легитимировать право владения властными полномочиями, в-третьих, внедрить суррогат общественного контроля над властью.
Никакого «великого перелома» во взаимоотношениях власти и общества пока не случилось. Например, практически весь экспертный социум выступает против предстоящей отмены накопительной части пенсии, а законодательная и исполнительная ветви напролом ее ликвидируют. Средние платежи за жилищно-коммунальные услуги в большинстве регионов съедают уже больше половины средних доходов домохозяйств, тем не менее, тарифы растут. Стреляют и режут даже в трамваях, однако бюджеты правоохранительных ведомств опережающе увеличиваются.
Фундаментом коррупции служит неистребимое противоречие между общественным финансированием госсектора, прежде всего за счет налогов, и корпоративным характером контрактов госслужащих, когда работодателем выступает государство в лице отягощенного личными интересами индивида. Чиновник, наделяемый правом распределения ресурсов, неизбежно оказывается перед упомянутой дилеммой «выгода-риск». Если вместо эффективного контроля будет имитация, новичок не только примет коррупционные правила поведения - готовность следовать им станет главным мотивом трудоустройства.
Недвусмысленные советы бизнесу стучать на зарвавшихся чинуш, шелестом разносящиеся по предпринимательскому сообществу, масштабы коррупции уменьшат, но системных проблем не решат. Страна, как и прежде, будет жить по законам непрямого действия, антикоррупционная экспертиза правовых норм по-прежнему останется мечтой, суды будут выносить несоответствующие закону решения, налоговые или таможенные органы - предоставлять необоснованные преференции, а руководители политических партий - требовать деньги с кандидатов.
Задачами власти, бизнеса и общества в целом должны стать не только принуждение чиновников к выполнению предусмотренных законом обязательств, но и упреждение коррупционного ущерба. При этом нужно понимать, что стремление самих властей предержащих полностью уничтожить коррупцию ложно. Хотя бы потому, что расходы на искоренение отдельных ее проявлений будут выше потенциальных выгод. Борьба с коррупцией - это властный ящик Пандоры. Открыть его просто. Избежать предстоящего наказания невозможно.
Никита КРИЧЕВСКИЙ - экономист и публицист, специалист в области государственного управления экономикой, финансов, риск-менеджмента и социального обеспечения. Д. э. н., профессор, научный руководитель Института национальной стратегии, председатель экспертного совета "Опоры России". Является автором свыше 200 научных и публицистических статей.


"Итоги" №47, 19.11.2012
http://www.itogi.ru/kapital/2012/47/184323.html
Примечание: выделение болдом - моё.

коррупция, общество, власть, чиновники, имитация, Кричевский, контроль, бизнес

Previous post Next post
Up