Дневник молодого журналиста из Махачкалы о повседневной жизни Дагестана (окончание)

Nov 22, 2012 02:25

Начало:
http://loxovo.livejournal.com/4286272.html

23 августа
У нормального человека, конечно, ум за разум от такого заходит. Но это не значит, что мы живем в каком-то кошмарном сне - мы, как все, гуляем, смеемся, работаем, ходим в кино… В Махачкале полно кафешек и кофеен, где молодежь может нормально посидеть, здесь четыре кинотеатра, в которых крутят то же самое, что и по всей стране. Можно сравнить с тем же Грозным, где днем людей на улице меньше, чем ночью в Махачкале. Сейчас открываются постепенно ночные клубы, есть даже три-четыре закрытых клуба, где танцуют стриптиз… В свое время в городе был клуб, кажется, «Кактус», куда только женщин пропускали. Он считался лесбийским клубом, и через год его сожгли, конечно.
Недавно в городе появился даже какой-то закрытый секс-шоп, все это есть, но работает почти подпольно. Боятся. Одна моя знакомая держит стриптиз-клуб, и туда попадают, во-первых, только свои, во-вторых, он находится в глубине здания кинотеатра, и чтобы туда пройти, нужно пробраться через сам кинотеатр и по пути преодолеть три пункта охраны.
Вот говорят, что Дагестан лидирует по рождаемости в России, идет второй или третьей строчкой после Ингушетии. Может быть, в Ингушетии и есть бум рождаемости, но в Дагестане она точно снижается. Если сравнить цифры сегодня и 10 лет назад - процентов на 15 упала рождаемость. А смертность повысилась.
У нас в селе считалось нормальным иметь пятерых детей. Нас в семье, например, шестеро. Была у нас там женщина, которая 19 раз рожала, один из ее сыновей учился со мной в одном классе, а его дядя - на класс младше. Но сейчас уже редко встретишь семью, где больше трех детей.
Здесь есть еще такая тема с абортами… Одна из знакомых позвонила мне и попросила меня и мою подругу сходить с ней на операцию - ее муж застеснялся и не захотел идти. Идем втроем, и мы спрашиваем ее: «Ты же вроде бы всегда хотела ребенка поскорее, почему ты не хочешь теперь?» Она отвечает: «Муж мальчика хочет». При чем тут мальчик? «Он хочет первым мальчика, а не девочку».
В Дагестане в последние годы пошла такая тенденция, что очень многие делают аборт, если понимают, что должна родиться девочка. Такого раньше никогда не было. Это абсолютно не религиозное, я не знаю даже, откуда такое пошло. Если по исламу судить, это ведь очень большой грех - аборты. Девушки идут на поводу у мужей. Наверное, они все-таки понимают, что потом ведь у них, может, и не будет никогда детей. Но почему-то идут на подобный риск.
В Махачкале тем временем становятся популярными подобные изъявления чувств:


6 сентября
У одной женщины - не могу назвать ее имя - похитили сына. И она через какие-то связи вышла на полковника ФСБ, который служит в Дагестане - у нас же дислоцированы разные группы, сюда перекинуты войска, и группы ФСБ здесь тоже есть. Полковник сказал: «Заплати мне 600 тысяч, и я твоего сына вытащу. Сначала заплати триста. Когда я его вытащу, заплатишь остальные». Женщина собрала эти деньги и передала ему. Полковник с этими деньгами пропал. Сейчас он где-то в Москве, она ему звонит, но он трубку не берет или сбрасывает, и никак его было не достать.
А недавно эта женщина случайно где-то в Дагестане повстречала этого человека. Пошла к нему, но полковник говорит: «Я эту женщину не знаю, она меня хочет оговорить. Наверное, нужно ее засудить за это». Так он ее кинул. Это довольно-таки стандартная ситуация. А что с ее сыном - до сих пор не ясно.
Но бывает и так, что за деньги или по договору людей выпускают. Поэтому очень много людей, которые сначала идут к правозащитникам, а потом отказываются от своих слов - они, во-первых, боятся, во-вторых, им предлагают сделку, от которой сложно отказаться. Родным говорят: если вы прекратите сотрудничать с правозащитниками, то ваш сын еще полгода просидит тут, но потом мы его выпустим. Люди идут на такие сделки, и иногда задержанных действительно выпускают. Ну как отпускают - на него навесят преступление или несколько, например, нападение на магазин, торгующий спиртным. За такое можно парню дать условный срок. И все, преступление считается раскрытым. Еще у нас же как обычно бывает: убьют кого-то из боевиков и сразу про них говорят, что они участвовали в нападении на полицейских в таком-то районе, они виноваты в убийстве такого-то чиновника, - и все, преступления раскрыты. С мертвых-то какой спрос. Они не смогут ответить.
19 сентября
Нас тогда было трое журналистов и двое правозащитников. На глазах у одной правозащитницы забрали парня, она позвонила нам, и мы приехали к тому ИВС, куда его отвезли. Там, конечно, отвечают, что парня у них нет. И когда из здания ИВС выходит какой-то оперативник, правозащитница говорит: «Это он его забирал». Мы все фотографируем этого человека - он забегает внутрь, выходят другие люди, которые пытаются отнять у нас фотоаппараты. Мы говорим, мол, забирайте - мы уже все снимки отослали в редакции. Мы, конечно, ничего не отсылали, но они отстали. Говорим им: «Включите радио, послушайте, что по “Эху Москвы” передают». Они поняли, что тихо задержать уже не получилось, и говорят нам: уйдите на час от ИВС, пусть один родственник останется, и тогда мы выпустим парня. Так и случилось.
И вот на днях я встречаю этого парня в книжном. Парень мой ровесник, но уже с бородой. Он благодарит, что мы его тогда спасли, и спрашивает меня: «А ты намаз совершаешь? В какую мечеть ты ходишь?» Я говорю ему, что неверующий. Он такой смотрит: «Извини, брат, ты, конечно, нормальный парень и хороший человек, но тут же скоро джихад будет. И если вдруг ты будешь против, мне придется тебя убить».
И вот когда ты видишь, с одной стороны, что этих людей прессуют за их религиозные взгляды - ведь среди них есть много «мирных», скажем так, - и ты понимаешь, каким пыткам они будут подвержены, тогда ты их, конечно, защищаешь. Но, с другой стороны, ты понимаешь, что они-то за тебя не вступятся и даже сами иногда готовы втоптать тебя в землю.
26 сентября
В Махачкале тоже есть проблема такая - «понаехали», скажем так. Со всего Дагестана в поисках работы приезжают люди, и они не очень за собой следят. Ислам же предписывает, что человек должен содержать все вокруг в чистоте. Но у людей какое-то странное представление о чистоте: они у себя дома могут все до лоска вычистить, а за забором - грязь, с балконов мусор скидывают. Многие не относятся к городу как к своему родному. Из-за этого он больше похож скорее на большую деревню.
Многие говорят, что вот русским плохо живется в Дагестане, что русские уезжают из Дагестана - так все уезжают, не только русские. У меня знакомые многие уехали - люди в другие регионы, в Ставрополь переезжают, в тот же Краснодарский край или в Ростов.
А еще в Махачкале неадекватно высокие цены на жилье. Жилья полно, несколько лет назад Махачкала занимала третье место после Москвы и Сочи по скорости застройки. Но эти дома пустуют, потому что у людей нет возможности их купить. Многие продают свое жилье и уезжают, некоторые даже за границу. По городу расклеены листовки: «Помогаем эмигрировать в Канаду».

Colta.Ru, 14.11.2012
http://www.colta.ru/docs/9192

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Анжелика МАГОМЕДОВА, челюстно-лицевой хирург, Махачкала
Блог на PublicPost: http://www.publicpost.ru/profile/id/2181/
* * * * *
Анжелика МАГОМЕДОВА, челюстно-лицевой хирург, Махачкала (http://www.publicpost.ru/profile/id/2181/):
Жизнь в Дагестане. 1993-2012 годы
http://www.publicpost.ru/blog/id/6634/
*
Как обналичить материнский капитал
Получить государственную дотацию для многодетных можно наличными. Можно даже без детей. В Дагестане возможно все.
Объявления об обналичивании капитала можно встретить практически во всех городах и районах Дагестана. Их размещают уже не только на стены, но и на местном ТВ, в интернете, прессе.
http://publicpost.ru/theme/id/2551/materinskiy_kapital_v_dagestane/
*
Дагестанских девочек - под нож
В Дагестане увеличивается число абортов из-за нежелательного пола ребенка, в немилость попадают девочки. PublicPost выяснил причины процветания гендерной селекции.
http://publicpost.ru/theme/id/2461/devochek__pod_nozh/
РОССИЯ, ТЫ ОДУРЕЛА! Гендерная селекция по-дагестански
http://loxovo.livejournal.com/3344434.html
*
Спасатели ушли, потоп остался
Жители пострадавшего от наводнения Дербента жалуются, что МЧС прекратило работы в городе, хотя последствия стихии практически не устранены.
http://publicpost.ru/theme/id/2477/derbent/
Артем АЙВАЗОВ: Дагестан. Дербентский район или 6 недель после стихии
http://shegolll.livejournal.com/443165.html
*
Нет девушки - нет проблемы
Дагестанский адвокат Сапият Магомедова стала лауреатом международной премии имени Пера Ангера, учрежденной шведским правительством. Награда ей вручается "за самоотверженную и сопряженную с риском деятельность в качестве адвоката и бесстрашного защитника прав человека в условиях жестокого и враждебного окружения".
http://publicpost.ru/theme/id/2402/net_devushki_-_net_problemy/
*
Расул КАДИЕВ, адвокат, правозащитник, Махачкала
В Дагестане нет оппозиции, в Дагестане только враги
А раз враги, то их надо либо съесть, как делают в аналогичных африканских странах, либо просто стрелять
http://publicpost.ru/blog/id/19258/
Приказ на уничтожение отдан. Дагестан коридор для сдающихся не подтверждает
Угроза простой и физической расправы над "лесными" на самом деле воспринимается в рядах НАК как вынужденное тяжелое решение
http://publicpost.ru/blog/id/19193/
*
Дагестан: Боевики живут на деньги государства
Главным источником доходов дагестанских боевиков стали бюджетные деньги. Бандподполье обложило данью чиновников и бизнесменов, жалуется руководство республики.
Основным источником средств для террористического бандподполья в Дагестане стали бюджетные деньги. О том, что боевиков финансирует казна, говорил даже глава республики Магомедсалам Магомедов. Для региона проблема не нова, но о ней впервые с такой прямотой заговорили на высшем уровне.
Традиционный источник средств для бандподполья - бизнес - не развивается в республике, в частности, из-за "налогов" боевикам. Поэтому бизнес кормит бандитов все хуже, и они все чаще облагают данью чиновников. Предприниматели сбегают из республики, а чиновники приспособились: бюджет не свой карман…
http://publicpost.ru/theme/id/2506/_nalogi_boevikam/
*
Артур АТАЕВ, c.н.с. РИСИ. Москва: Терроризм в Дагестане
http://www.publicpost.ru/blog/id/17082/
*
Салафиты, которые рядом
Картинки из Дагестана, где «чистый» ислам стал нормой жизни в городах и селах
http://www.novayagazeta.ru/politics/53889.html
*
Опасная профессия - имам. Эмиль ПАИН - об активизации радикального фундаментализма
http://loxovo.livejournal.com/4078339.html
*
Политолог Алексей МАЛАШЕНКО: Ситуация в Дагестане еще более усложняется 
Убийство террористами наиболее авторитетного лидера Дагестана шейха Саида Аффанди Черкейского не только остро высветило крайне напряженную обстановку в республике, но и заставило задуматься о том, что может произойти в Дагестане в ближайшее время. Во-первых, этот теракт свидетельствует о силе и «отчаянности» исламистской оппозиции, в которой главную роль играет ее ультрарадикальное крыло.
http://ej.ru/?a=note&id=12198
*
Вадим ДУБНОВ: Лес обреченный
Программа адаптации раскаявшихся боевиков в Дагестане провалилась: за два года из леса вышло не более 50 человек
Подполье в Дагестане перешло ту грань, за которой уже бессмысленно выяснять, почему люди туда уходят и за какие идеалы борются.
http://www.gazeta.ru/comments/2012/06/06_a_4615169.shtml
*
Глеб ПАВЛОВСКИЙ о Кавказе и национальной идеологии России
http://flnka.ru/interview/596-gleb-pavlovskiy-o-kavkaze-i-nacionalnoy-ideologii-rossii.html
*
Дагестан пытается совместить светскую власть и законы шариата (РЕПОРТАЖ)
http://loxovo.livejournal.com/3449701.html
*
Neue Zürcher Zeitung: Московские миллиардеры из Красной Слободы
http://www.inopressa.ru/article/10Apr2012/nzz/gilalov.html
*
Ольга АЛЛЕНОВА, специальный корреспондент ИД "Коммерсант", Москва:
Почему Дагестан не интересуют честные выборы
http://publicpost.ru/blog/id/4807/ 
*
Анжелика МАГОМЕДОВА, челюстно-лицевой хирург, Махачкала (http://www.publicpost.ru/profile/id/2181/):
Зачем вам голосовать? Выборы в Дагестане
http://www.publicpost.ru/blog/id/5959/
*
Анжелика МАГОМЕДОВА, челюстно-лицевой хирург, Махачкала (http://www.publicpost.ru/profile/id/2181/):
Здравоохранение в Дагестане. Борьба за выживание
http://www.publicpost.ru/blog/id/7364/
*
Анжелика МАГОМЕДОВА, челюстно-лицевой хирург, Махачкала (http://www.publicpost.ru/profile/id/2181/):
Бизнес в Дагестане - до первого миллиона
http://www.publicpost.ru/blog/id/11936/
*
В Дагестане прекращен поиск убийц московской студентки, задушенной родственниками из-за "шального" sms двухлетней давности
http://www.newsru.com/crime/12dec2011/honourmmskstuddag.html
*
Как Россия отказалась от «лишних» дагестанцев
http://svpressa.ru/society/article/49328/
*
Мой нефанатский выезд в Дагестан
Кавказский взгляд радикально отличается, но в то же время зеркально похож на московский взгляд на кавказцев
http://www.mk.ru/politics/caucasus/article/2011/10/16/633184-moy-nefanatskiy-vyiezd-v-dagestan.html
*
Дагестан: Людей с глубокой культурой и достоинством все больше вытесняют пассионарные маргиналы
http://loxovo.livejournal.com/2266767.html
*
Из Дагестана ежегодно уезжают 1,5-2 тысячи русских. Аварцев, кумыков, даргинцев, лакцев - еще больше
http://loxovo.livejournal.com/2208459.html
*
Дагестан под властью «утопического шариата»
Северный Кавказ уходит от жестокой действительности в религиозные грёзы
«Ушёл в лес» - это фраза прочно вошла в сленг северокавказских подростков. Необязательно «уходящий в лес» действительно скрывается в глуши. Он может продолжать жить дома, но при этом он - боец тайного салафитского (или ваххабитского) сопротивления, член джамаата, рассказывает Руслан ГЕРЕЕВ, руководитель группы мониторинга молодежной среды Республики Дагестан, эксперт по религиозно-политическому исламу Центра исламских исследований Северного Кавказа.
По данным исследователя, на данный момент 42% молодёжи республики хотят применения шариата в Дагестане по модели развитых султанатов. Привлекательность этой системы правосудия разные эксперты объясняют приблизительно одними и теми же словами - существующая система прогнила, и не предлагает разумных выходов из сложившейся ситуации.
http://svpressa.ru/society/article/48919/
*
Фильтруй эфир
Эльдар Иразиев выследил и украл свою возлюбленную, но женился на другой
В том, что на федеральных телеканалах есть цензура, не сомневается, наверное, никто. Но получить живое свидетельство об этом довольно трудно (см. интервью с известным тележурналистом Александром Любимовым в материале "А я не видел"). "Власть" такое свидетельство получила: телепродюсер Елена Самойлова в своей статье рассказывает, как даже ее конформизм не помог выпустить в эфир фильм на "Первом канале".
http://www.kommersant.ru/Doc/1783124

Кавказ, дневник, репортажи, журналисты

Previous post Next post
Up