Юлия ЛАТЫНИНА о предложении давать пожизненное за пьяное ДТП за рулем

Oct 10, 2012 12:10

Элита едет
Опасное вождение в России для одних - преступление, для других - привилегия
Пьяный скот убил семь человек на автобусной остановке на Минской улице возле дома, в котором прописан премьер, и Дума ужасно возбудилась: предлагают давать пожизненное за пьяное ДТП за рулем.
Дума не возбуждалась, ни когда вице-президент ЛУКОЙЛа на своем «Мерседесе» снес двух женщин; ни когда кортеж председателя Верховного суда, рассекая по встречной, смял в лепешку «Жигули», ни когда невинные водители попадали под колеса кортежей главы МВД Нургалиева и его зама Суходольского. Но когда у убийцы не оказалось ни чинов, ни денег, Дума сразу же возбудилась. Ниже - о том, почему поправки, предлагаемые Думой, заведомо бесполезны, и заодно пользуюсь случаем поблагодарить моего доброго друга Михаила Блинкина, одного из лучших российских экспертов по транспорту, без которого этой колонки бы не было.
В наиболее благополучных странах мира - Великобритании, Японии, Дании и пр. - на 10 тыс. автомобилей приходится меньше одного трупа. В наименее благополучных странах - Индии, Пакистане, Иране, всяких африканских Сьерра-Леоне - на 10 тыс. автомобилей приходится 80 трупов.
Россия равноудалена и от Уганды, и от Швеции. Долгое время у нас приходилось 10 трупов на 10 тыс. автомобилей, потом эта цифра пошла на спад, в 2009-2010-м она снова выросла и сейчас пребывает на числе «7». То есть некое улучшение, но в классе двоечников. Это я к чему? К тому, что по этой статистике наглядно видно, что уровень транспортных рисков в стране зависит от качества социальных институтов: от судов, равенства прав всех участников дорожного движения, возможности обращения в суд с гражданскими исками и пр.
Непосредственно такая гигантская разница в смертности зависит от двух вещей.
Первое - это планировка города.
В современном западном городе есть два вида транспортных артерий. Первый называется «улица». На улице главный - пешеход. Автомобиль на улице находится в несчастном, подавленном и подчиненном пешеходу состоянии. По улице невозможно ехать быстро. Физически. Второй вид транспортной артерии называется «хайвей», он же motoway, freeway, autobahn и пр. На хайвее главный - автомобиль. Пешехода там нет вообще. Нет тротуаров, домов на тротуаре, автобусных остановок - нет ничего, кроме автомобилей.
Третье транспортное кольцо Москвы, не считая участка от 1905 года до проспекта Мира, - типичный хайвей. Но в основном Москва состоит из гибридов. Типа Ленинского проспекта, по обочинам которого дома, люди и остановки, а в середине - четыре полосы, редкие светофоры и возможность разогнаться хоть до 200 км/ч. Во всех учебниках по теории транспорта написано, что в принципе гибриды бывают, но увлекаться ими не надо. В Москве гибриды - это правило, и Минская улица, где произошла авария, - это как раз такой гибрид. На обочине - остановка, а разогнаться можно до 200 км/ч.
Что при СССР мы строили «виртуальные шоссе» - то есть шоссе, которые являются обычной городской улицей, но для начальства превращаются в бессветофорный хайвей одним взмахом гаишной палочки, - это ладно. Но ведь мы уже 20 лет живем при частной собственности и частном автомобиле - а шоссе наши все до сих пор виртуальные.
Но самое главное другое. Вы будете удивлены - но ни в одной автобезопасной стране не наказывают именно за «пьянство за рулем». Traffic Safety Аct в Великобритании знает два понятия: «dangerous driving» и «careless driving». «Опасное вождение» и «небрежное вождение». Небрежное вождение - это административное правонарушение. «Опасное» - уголовка, причем вне зависимости, задавил ты кого-то или нет и был ли пьян или трезв.
«Опасное вождение» - это то, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенному кругу лиц. Это все равно, если бы человек вытащил автомат и начал садить из окна в белый свет как в копеечку. Его будут судить за стрельбу, а пьян он был или трезв - это дело десятое.
По какой статье будут судить пьяного Александра Максимова? «Нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух и более человек». При чем тут неосторожность? У человека был умысел. Умысел не на убийство, а на агрессивное вождение. За это его и надо было судить давно: за dangerous driving.
Собственно, из последнего ясно, почему наша практика отличается от западной. Dangerous driving - это норма поведения нашей элиты, а тому, что делает элита, всегда подражают остальные.
Диктатор Франко останавливался на светофорах. А у нас инспектор ГИБДД в принципе не может остановить человека, если он, к примеру, показывает удостоверение прокуратуры. У нас второй помощник районного прокурора имеет больше привилегий на дороге, чем шведский король, оштрафованный как-то за неправильную парковку, или премьер-министр Норвегии, которая просила у депутатов позволения пользоваться при срочном вызове в парламент полосой общественного движения и получила ответ: «Пользуйтесь такси».
В России «опасное вождение» является не преступлением, а привилегией. В России нет равенства участников дорожного движения и нет неотвратимости наказания. Без всего этого поправки «ЕдРа» - чистая профанация.

"Новая газета" № 110 от 28 сентября 2012
http://www.novayagazeta.ru/columns/54639.html
Примечание: выделение болдом - моё.

РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
Антон ОРЕХЪ и Матвей ГАНАПОЛЬСКИЙ об ужесточении наказания за пьянство за рулем (сент 2012)
http://loxovo.livejournal.com/4104264.html
Владимир ВАРФОЛОМЕЕВ, журналист "Эхо Москвы": Опасная несоразмерность
http://loxovo.livejournal.com/4112575.html

алкоголь, авария, Москва, Уголовный кодекс, беспредел, преступления, законодательство, Латынина, трагедия, привилегии, автомобили, водитель, гибель, законопроект

Previous post Next post
Up