!! Решение правительства Москвы об объединении школ приведет к участию учителей в протестах

Sep 14, 2012 17:00

СМИ: опора власти - школа - уходит в протестную активность
Московские учителя, еще недавно считавшиеся надежной опорой власти в столице, в том числе на выборах, теперь вливаются в протестное движение. Причина - решение правительства Москвы об объединении более сотни школ, директорами которых, к тому же, чиновники назначают "своих" людей. Все лето в двух десятках столичных школ бунтовали учителя, а теперь более сотни преподавателей готовятся примкнуть к "Маршу миллионов" в столице 15 сентября со своими требованиями, сообщает Openspace.ru (СМ. НИЖЕ).
Учителя пройдут отдельной объединенной колонной работников образования, науки, социальной сферы и гражданских сил, уточняют "Грани" (http://grani.ru/blogs/free/entries/206215.html) со ссылкой на организаторов. Колонна с таким названием уже засветилась на прошлом "Марше миллионов" в столице 12 июня. Тогда среди участников шествия были известные учителя, профессора, доктора наук и академики. Подробнее о предстоящем "Марше миллионов", санкционированном властями, можно узнать в обзоре блогов NEWSru.com (http://blog.newsru.com/article/13Sep2012/maydanit).
В чем проблема
Пять учителей и по меньшей мере десяток родителей выйдут на акцию от школы №523 в Новых Черемушках. Никто из них на антиправительственные митинги прежде не ходил, отмечает Openspace.ru. Эту школу издание выбрало в качестве иллюстрации, есть и другие.
Бунт учителей в 523-й школе зародился в марте, через три недели после президентских выборов, когда было объявлено о ее объединении с образовательным центром №1649 (в него входят начальные классы и детский сад). Оттуда и прислали нового директора - члена экспертного совета по дошкольному образованию Госдумы Наталью Дорохину.
Ее деятельность на новом посту совсем не понравилась подчиненным. Но протестовать против ее назначения учителя не могли по закону, поэтому учителя резко выступили против объединения школ. По их словам, из тридцати с лишним сотрудников школы за объединение проголосовали всего пять человек, пишет издание.
В ответ Дорохина инициировала масштабные проверки в отношении 20 учителей, и у всех нашлись недочеты в работе, в основном бюрократического характера. Трое учителей сразу уволились. Остальные объединились и начали писать письма в разные инстанции, но ничего не добились. Тогда они вступили в независимый профсоюз "Учитель" и вышли протестовать на улицу.
При том протестующие учителя уверяют, что в избирательной комиссии в своей школе никто из них не работал, а бывший директор всячески от этого дела отнекивалась и их всех защищала. И уж точно никто из них "во все эти игры с бюллетенями не играл", подчеркивают преподаватели. На участке в школе №523 "Единая Россия" набрала на думских выборах 30% голосов, отмечается в статье.
1 июня учителя школы №523 приняли участие в общегородском митинге против объединения школ в Пушкинском сквере. 8 июня они провели уже точечный митинг - перед департаментом образования Москвы. Но все тщетно. В итоге к началу учебного года из 523-й школы уволились 14 учителей и медсестра - половина из голосовавших против объединения.
Они поняли, что добиться отмены этого решения и отставки нового директора им не удастся. По словам учителей, Дорохину "здорово прикрывают наверху". И они догадываются, кто именно - начальник управления образования Юго-Западного округа столицы Алексей Александров. Его отставки учителя также готовятся требовать на "марше" 15 сентября.
Дело в том, что у Дорохиной есть муж, Игорь Дорохин, который, по данным Единого госреестра юридических лиц, владеет специализирующейся на строительстве компанией "РК-Комплекс". В 2012 году эта фирма выиграла тендер Юго-Западного управления образования на 34 млн рублей, в 2011-м - восемь тендеров, проводившихся этим управлением Александрова на общую сумму 53 млн рублей, отмечает издание.
Между тем, слияние школ выгодно директору по двум причинам: новички не посмеют перечить начальству, а объединение, как объяснила сама Дорохина, приведет к увеличению объема финансирования школы как минимум до 100 млн рублей в год с нынешних 70 млн. В массовом увольнении учителей ничего страшного она не видит.
Весной в Москве планировалось объединить около 30 школ, к лету их число возросло до 80, теперь - до сотни. Два десятка из них бунтуют. Вместе с тем, объединение школ происходит не только в Москве, но и по всей России, за последние 10 лет число общеобразовательных учреждений в России сократилось с 70 до 46 тысяч, отмечается в публикации.
"Закостеневший мир средней школы дает трещину - поскольку власть даже со "своими" не умеет обращаться по-человечески. В результате учителя, еще недавно считавшиеся надежной опорой системы, начинают понимать, что много лет учили детей чему-то не тому", - резюмирует автор статьи.

NEWSru.com, 13.09.2012
http://www.newsru.com/russia/13sep2012/teachers.html



"Учителя - вообще народ трусливый"
О том, как 50 московских школ превратились из опоры режима в театр военных действий.
Все лето в двух десятках столичных школ бунтовали учителя. Это удивительно: еще на выборах они были опорой режима, недаром многие обвиняли их в фальсификациях. Ситуация стала меняться, когда правительство Москвы начало объединение более сотни школ. Этот сам по себе болезненный для учителей процесс возмущает их еще и тем, что чиновники назначают директорами объединенных школ «своих» людей. В результате на митинг 15 сентября выйдет, по словам организаторов, более сотни учителей.
На полянке возле школы встали танки на привал
Первое сентября, линейка в школе №523. Полицейские по периметру, дети в бантах, половина без цветов, родители не улыбаются, а разбились на кучки и что-то бурно обсуждают. Со ступеней школы дама с прилизанными волосами вещает в мегафон: «И мы надеемся, что этот учебный гход принесет нам много всегхо хорошего!» Рядом с ней стоит дама пониже, с начесом из седых волос, в элегантном праздничном костюме.
- А это кто? - легонько толкаю в бок стоящую рядом черноволосую родительницу.
- Да это ж директор, ее еще в прошлом году взяли, Дорохина.
- А в мегафон тогда кто вещает?
- А, не знаю. Люб, это кто? А, это наш новый завуч, ты послушай, как «гхэкает». Тут же за лето десяток новых учителей набрали, большинство из регионов.
- А чего Дорохина сама не выступает?
- Да боится, что заклюем.
Школа №523 - самая обычная, среднеобразовательная, в спальном районе Новые Черемушки. Но это единственная школа в Москве, где в бунте против объединения школ участвуют не родители, а учителя. Многие из них спокойно жили в своем мире, преподавали десятилетиями, подменяли друг друга на уроках, а московские митинги видели только на канале НТВ. Но в марте этого года, через три недели после президентских выборов, было объявлено об объединении 523-й с образовательным центром №1649 (в него входят начальные классы и детский сад). Оттуда-то и прислали нового директора - члена экспертного совета по дошкольному образованию Госдумы и обладателя еще десятка громких званий Наталью Дорохину.


Директор школы №523 Наталья Дорохина не стала церемониться с недовольными учителями
Несмотря на звания, репутация у Дорохиной в Новых Черемушках была не самая лучшая. Еще на прошлом месте работы Дорохину обвиняли (http://www.edu-all.ru/VC_Scripts/selInfo.asp?Ident=1779&Type=1&page=2&fcol=&gls=#aotz) в авторитаризме. Интонации Дорохиной, привыкшей руководить послушными воспитателями детского сада, не понравились учителям 523-й. Но так как по закону протестовать против назначения директора они не могли, а вот против объединения школ могли, учителя резко выступили против объединения. Надеясь, что если его отменят, то и директора нового снимут. По словам теперь уже бывшего школьного психолога Анастасии Пахомовой, из 30 с лишним сотрудников школы за объединение проголосовали всего пять человек. А дальше началась война.
«В школе сейчас столько правил, что соблюсти все невозможно»
В ответ на итоги голосования Дорохина инициировала масштабные проверки в отношении 20 учителей, у всех были найдены недочеты в работе. В основном бюрократического характера. Математиков обвинили в том, что они недостаточно четко следуют методикам. Учителей русского языка - в несвоевременном заполнении журналов. Учителя физики - в неправильной расстановке столов в кабинете: буквой «П». Формализм победил: трое учителей ушли сразу же.
Остальные решили действовать. Сначала пытались бороться с бюрократией ее же методами: написали во всевозможные инстанции (70 электронных писем по 27 адресам). Дорохина в отместку пообещала сократить учителям отпуск в два раза. Закрыла школьный музей. Учителям запретили ходить на переменах между этажами. У некоторых стали досматривать сумки при выходе из здания школы.
Протестные настроения набирали силу. Учителя накупили диктофонов, стали записывать все разговоры, вступили в независимый профсоюз «Учитель» и вышли 1 июня в Пушкинский сквер на общегородской митинг против объединения школ.
- Страшно было идти на митинг? - спрашиваю я у учителя истории Михаила Васина.
- Ну, непривычно. Я на митинги никогда до этого не ходил, а тут - допекло, - говорит он.
- А в выборах участвовали? Может, вы в избирательной комиссии работали?
- Нет, никогда. Наш бывший директор всячески от этого дела отнекивалась и нас всех защищала. Так что у нас, я не помню точно, но, по-моему, никто из учителей в комиссии не работал. И уж точно никто во всех этих играх с бюллетенями не играл. (На участке в школе №523 «Единая Россия» набрала на думских выборах 30% голосов. - Openspace.)
Результат кампании был нулевой. Тогда учителя провели еще один митинг 8 июня - на сей раз точечный, перед департаментом образования Москвы. Этого уже не выдержали нервы главы департамента Исаака Калины. Он согласился на аудиенцию. Из учителей к высокопоставленному начальнику отважился прийти только самый молодой, 22-летний Васин.
- Ну, я рассказал все, как есть, - вспоминает Васин. - Там была Дорохина, она стала говорить, что я в своих целях использовал рабтехнику. Она имела в виду школьный принтер. Я его действительно использовал в личных целях, но я же его для школы и купил.
- А вы возразили?
- Да я дар речи просто потерял. Там ведь из учителей никого, кроме меня, не было. Со мной должна была пойти еще одна учительница младших классов, но у нее в последний момент разболелось сердце, так что я пошел на эту Голгофу один. Учителя - вообще народ трусливый. Нам это даже в институте говорили. Мы ведь очень уязвимые. В школе сейчас столько правил, что соблюсти все невозможно. А, стало быть, к нам всегда есть за что придраться. У меня дважды была завуч на открытых уроках, меня оба раза жутко трясло.


После похода к Калине объединение школ приостановили. А 13 июня Васин получил уведомление о полном сокращении учебных часов, то есть о фактическом увольнении. Уведомление получила и психолог Пахомова - ее ставку сократили. Потом выяснилось, что большая часть учеников школы №1649 перешли в 523-ю. Надежды на то, что Дорохина уйдет, не осталось.
- Я поняла, что мы не сработаемся, - говорит учитель химии Светлана Белова.
- Атмосфера в школе была возмутительной. Если бы не новые дорохинские порядки, я бы, может, осталась в школе, я ведь там с 62-го года работала, - сетует учитель русского языка и литературы Евгения Елизарова.
- 30 лет я там работала. А теперь школа развалена, - резюмирует учитель русского языка и литературы Эмма Еремян.
К началу учебного года из школы уволились 14 учителей и медсестра - то есть добрая половина из проголосовавших против объединения.
- А что мы еще могли сделать? - пожимает плечами Васин. - Мы, когда все это затевали, думали, что достучимся до вышестоящих чиновников, объединение приостановят, а Дорохину снимут. Но потом выяснилось, что ее кто-то здорово прикрывает наверху.
«Коллектив был изначально настроен против меня»
Увольнения выгодны директору: после них школы все-таки объединят, и новички не посмеют перечить начальству. А объединение, как объяснила мне сама Наталья Дорохина, приведет к увеличению объема финансирования школы как минимум до 100 млн рублей в год с сегодняшних 70 млн рублей.
Мы встречаемся с Дорохиной 1 сентября, сразу после линейки. Она аргументированно объясняет, что школы переходят на подушевое финансирование, то есть размер финансирования будет зависеть только от числа учеников - стало быть, выживут крупнейшие. В массовом увольнении ничего предосудительного она не видит.
- Коллектив был изначально настроен против меня: нам никто не нужен, нас все устраивает. Но я человек такой: меня назначили - я должна приступать. И я приступила. И начала работать с людьми. Присматриваться, приглядываться. И много вещей сразу выплыло. Оказалось, что все ставки свободные, гардеробщика, например, учителя поделили между собой. У них даже медсестра работала на ставке педагога-организатора (ушедшая команда учителей объяснила этот факт тем, что школа не получила лицензию на медицинский кабинет, и без такой ставки медсестры в школе могло не быть. - Openspace). Из-за этих нарушений им и не нужен был другой руководитель. У них все было хорошо.
Интервью прерывает звонок начальника управления образования Юго-Западного округа Алексея Александрова. Он звонит в субботу директору школы на мобильный, чтобы выяснить, как прошла линейка. Дорохина его успокаивает: «Все хорошо».
Я слегка удивляюсь. Трудно себе представить, что глава управления обзванивает все школы округа (их 208). Впрочем, я понимаю, что причина для особого отношения к новому директору 523-й у Александрова есть. Дело в том, что у Дорохиной есть муж. И этот человек, Игорь Дорохин, по данным Единого госреестра юридических лиц, владеет специализирующейся на строительстве компанией «РК-Комплекс». В 2012 году фирма выиграла тендер Юго-Западного управления образования на 34 млн рублей. В 2011 году она выиграла 8 тендеров, проводившихся управлением Юго-Западного округа, на общую сумму 53 млн рублей (по данным сайта «Госзакупки.ру»). При этом выручка «РК-Комплекса» в 2011 году составила 74 млн рублей (по информации базы данных СПАРК). То есть 70% оборота компании пришлось на тендеры управления Александрова.


Школьное объединение вынудило психолога Анастасию Пахомову влиться в протестное движение
- Проходят торги, все в них участвуют, - говорит Дорохина. - Так что какие могут быть вопросы?
Вопрос у меня все-таки возник, и довольно некорректный. Чиновник назначает директором школы жену своего подрядчика, несмотря на протесты учителей и возмущение родителей. Что это, кумовство? Этот неудобный вопрос я отправляю Александрову, а потом, не получив ответа, в вышестоящий департамент образования и в мэрию.
После чего Александров очень быстро ответил. В письме перечислялись все звания Натальи Дорохиной и отдельно указывалось: «Взаимоотношения между Дорохиной Н.А. и Дорохиным И.А. являются личностными и не входят в компетенцию ЮЗОУО ДОгМ».
От 523-й школы на «Марш миллионов» пойдет пять учителей и по меньшей мере десяток родителей. Никто из них на антиправительственные митинги прежде не ходил.
Плакаты к 15 сентября готовы
Весной в Москве планировалось объединить около 30 школ, к лету их число возросло до 80, теперь - до сотни. Объединяются еще шесть сотен детских садов, но там родители почти не возмущаются. Из школ же бунтуют два десятка, по данным сопредседателя профсоюза «Учитель» Андрея Демидова.
Больше всего протестуют именно в подведомственном Александрову Юго-Западном округе. Вот, например, школа №118 у станции метро «Юго-Западная». Она занимает два здания: собственно школы и Дома творчества. В мае там был уволен директор Сергей Михин. Школу было решено перевести в Дом творчества, а школьное здание отдать одной из прогимназий - №1733, где примерно 400 учеников. А в 118-й - всего 300 человек. И еще 2000 - приходящих в Дом творчества. Учителя, а их больше сотни, возмутились и стали устраивать митинги с требованиями отправить Александрова в отставку, а Михина - вернуть. Пока этой цели они не достигли, и плакаты к 15 сентября «Александрова в отставку» у учителей и родителей 118-й уже готовы.
А сотня родителей, чьи дети учатся в 563-й школе в Зюзино, в конце прошлого учебного года вдруг узнали, что школа переезжает в новое здание и сливается с другой - №535. И, более того, что они, родители, дали на это свое согласие. Возмущенные, они написали письмо депутату Илье Пономареву. Тот - в прокуратуру. Прокурор Москвы Сергей Куденеев счел все происходящее законным. Родители уже выходили на митинги, пойдут и 15 сентября.
В Центральном округе Москвы школы пострадают особенно: большинство из них имеют специализацию, статусы лицеев или гимназий. Родители школы с углубленным изучением немецкого языка №1283 у метро «Красные ворота» узнали об увольнении прежнего директора и слиянии с соседним лицеем №1500 прямо на первосентябрьской линейке. Мнения родителей, вопреки правилам, о соблюдении которых вроде бы печется департамент образования Москвы, не спросили. «Мы хотим, чтобы дети учились по выбранной программе, на что они имеют все законные права», - говорит мать одного из учеников 1283-й Татьяна Проскурина. Плакаты они пока не рисуют, поскольку надеются, что на специализацию школы объединение не повлияет.


Начальник управления образования Юго-Западного округа Алексей Александров не считает себя компетентным в вопросе о том, не брезгует ли он непотизмом
А вот в другой школе, №122, что у метро «Пушкинская», объединение уже повлияло на число занятий музыкой, на которых школа, собственно, и специализируется. Эту школу сливают с соседней 123-й. «К нам пришел новый директор из 123-й, Татьяна Голова, - рассказывает один из родителей Борис Левицкий. - Она сокращает количество индивидуальных музыкальных занятий вдвое. Хочет отменить наше бесплатное музыкальное образование и сделать его платным в виде кружков». Некоторые учителя 122-й уже уволились, остальные - на этапе написания жалоб во всевозможные инстанции.
Иногда борьба приносит успех. Школу №1454 на Арбате решили слить с соседней 216-й. Мама одного из учеников 1454-й Оксана Кистенева одной из первых устроила скандал: организовала группу на Facebook, привлекла внимание нескольких телеканалов и десятка газет. Огласка помогла: за несколько дней до начала учебного года слияние удалось приостановить. Но это скорее исключительный случай.
Объединение школ происходит не только в Москве, но и по всей России, за последние 10 лет число общеобразовательных учреждений в России сократилось с 70 до 46 тысяч. Закостеневший мир средней школы дает трещину - поскольку власть даже со «своими» не умеет обращаться по-человечески. В результате учителя, еще недавно считавшиеся надежной опорой системы, начинают понимать, что много лет учили детей чему-то не тому.
Посмотреть, объединяют ли с кем-то ваши школу или детский сад, можно здесь (http://www.educom.ru/ru/official/detail/?ID=36788).

OpenSpace.Ru, 13 сентября 2012
http://www.openspace.ru/article/389

конфликты, Москва, чиновники, беспредел, образование, учитель, школа

Previous post Next post
Up