Игорь ЭЙДМАН - социолог, директор по исследовательским и сетевым проектам Института инновационного развития
"Раздавите гадину!" (Вольтер)
Король развратный был ревнителем морали,
старик-епископ остро чувствовал поживу.
Два подлеца в тюрьму «кощуниц» закатали,
не успокоятся пока те живы.
(почти по Вольтеру и Лотману)
Вольтер, написавший знаменитое «Раздавите гадину!» о католической церкви, выступал и против конкретных случаев религиозного террора. Вот что об одном таком факте писал Юрий Лотман: «Во время уличного церковного хода два молодых щеголя, Ла-Барр и Эталонд (первому было 16, второму - 17 лет), демонстративно не сняли шляп перед проносимыми мимо святынями. Через месяц кто-то поцарапал ножом установленное на мосту деревянное распятие. Подозрение пало на молодых людей. Эталонд бежал, Ла-Барр же был схвачен… Амьенский епископ де Ла Мот и местный суд почувствовали поживу: можно было устроить шумный процесс против зараженной безверием и цинизмом молодежи… Развратный Людовик XV был ревнителем морали и веры, когда дело касалось его подданных. Приговор был им утвержден, и 1 июля 1766 г. Ла-Барр был подвергнут казни…».
Если вместо Ла-Барра поставить Толоконникову и ее подельников, вместо епископа Ла Мота - патриарха Гундяева, вместо Людовика XV - Путина, вместо казни - заключение, вся эта история преследования за «кощунство» будет выглядеть как почти буквальное описание дела Pussy Riot.
Далее Лотман пишет: «Вольтер ринулся в бой как тигр. Он пишет сочинения, которые жгут бумагу… Вольтер заставлял всех, у кого не вырваны языки, почувствовать стыд за соучастие в преступлении (за то, что допустили казнь Ла-Барра) …».
Да, нынешние «защитники свободомыслия» - далеко не Вольтеры. Вот, что, например, говорит о Pussy Riot Борис Немцов: «Если бы это были мои дочки, я бы их отшлепал! Такое поведение в храме, конечно, недопустимо!». Оскорбляя тех, кого собирается защищать, он видимо даже не подозревает, что бить собственных детей не только по-человечески плохо, но и в нормальных странах просто уголовно наказуемо. В таком же трусливо изменяющемся духе «заступаются» за панк-артисток и многие другие.
Вольтер выступал не просто против церкви, а против попыток церковников с помощью насилия навязать свои правила, а, значит, и власть обществу. Именно это сейчас происходит в России. В СССР церковная гадина сидела на привязи в клетке и не рыпалась (ее место, правда, занимала не менее навязчивая гражданская коммунистическая религия). Потом гадина стала верно служить новой российской клептократии и за это получила возможность активно лезть в души наших детей; образование, государственные СМИ и т.п. Мы тихо роптали, но терпели. Сейчас гадина обнаглела, вспомнила вкус крови и начала терроризировать инакомыслящих. Дело Pussy Riot только первый подобный пример. Если гадину не раздавить, она будет все более прожорлива.
Pussy Riot - не провинившиеся, которые заслуживают снисхождения, а герои (вне зависимости от их первоначальных мотивов и различных интриг, связанных с этой акцией). Они показали пример поведения свободных людей, для которых не существуют клерикальные запреты. Pussy Riot защищают естественное право человека говорить и петь что угодно и в любом месте: в церкви, в Кремле, в синагоге, в мечети, на съезде любой партии, в обществе филателистов, в сумасшедшем доме и в клубе сбежавших оттуда Наполеонов. Человек, нарушающий правила, принятые в данном собрании, может быть выведен из помещения. Но никто не имеет право преследовать его за нарушения этих, пусть даже трижды сакральных для собравшихся правил, ни административно, ни уголовно.
За религиозными учреждениями нельзя признавать некое особые права на обиду и преследование обидчиков. Сегодня православные оскорблены артистами, поющими панк-рок в храме, мусульмане - карикатурами на Мухаммеда, а ортодоксальные иудеи в Израиле - теми, кто работает в субботу. Завтра они объявят кощунницами, например, тех, кто не ходит по субботам в синагогу или в церковь по воскресеньям, введут православный или мусульманский дресс-код на улицах и т.д. Признать их право привлекать «обидчиков» к ответственности - значит попасть к религиозным фанатикам в рабство.
На западе вольтеровская гадина-церковь оскоплена, труслива и хитра, как старый беззубый евнух в гареме. У нас, как и в мусульманских странах, - агрессивна и жестока. Если бы на месте нашего Гундяева был бы какой-нибудь западный хитрый лис типа покойного Кароля Войтылы, он бы уже давно лично вывел под руки участников Pussy Riot из тюрьмы. Слащаво улыбаясь, посадил бы девочек в собственный папа-мобиль и развез по домам. В результате популярность его выросла бы многократно, а кризис в отношениях между церковью и обществом был бы преодолен. Но Гундяеву и его приспешникам нужна кровь «кощунниц». Злоба патриарха и его защитника-президента сильнее любых разумных доводов, она толкает их на иррациональные, бессмысленно жестокие действия. А обезумевшая гадина вдвойне опасна для окружающих.
Не надо заигрывать с церковью и религией, как это делают некоторые лицемерные «защитники» Pussy Riot. Свободомыслящим людям естественно выступать против любого религиозного мракобесия, угрожающего современному образованию, творческому развитию общества, свободе. Надо понять, что эту угрозу несут не только, и не столько персонально Гундяев и Компания, но любые религиозные организации как институт - архаичный, реакционный, авторитарный. Необходимо честно и открыто противостоять усилению роли религии в обществе, не стесняясь и не боясь негативной реакции одурманенных людей. Только в случае успеха этой борьбы мы добьемся не просто освобождения, но оправдания Pussy Riot и, главное, не допустим рецидивов государственно-религиозного террора в будущем.
Если сегодня мы не раздавим гадину клерикализма, завтра она будет пить нашу кровь, как делала это веками.
"Эхо Москвы", 02.08.2012
http://www.echo.msk.ru/blog/igeid/915242-echo/ Ночной кошмар телеведущего
Некий тележурналист Аркадий Мамонтов, после прочтения моей статьи «Раздавите гадину!» (Вольтер)» написал в свой блог пост-донос (
http://www.facebook.com/a.v.mamontov).
Прочитав этот донос, я понял, что он является бесценным литературным материалом и составил из цитат Мамонтова короткий рассказ. Предупреждаю читателей, что главный герой этой истории - тележурналист Аркадий М. является сугубо вымышленным персонажем. Однако словосочетания, набранные курсивом и закавыченные, принадлежат Мамонтову и заимствованы из его поста-доноса. В ряде случаев в эти цитаты внесены небольшие грамматические, но не смысловые изменения.
СТРАШНАЯ НОЧЬ ОХРАНИТЕЛЯ
Телеведущему Аркадию М. снился сон. Он стоял около «любимой Церкви» и охранял клетку с тремя «кощунницами, которые устроили сатанинские пляски в Храме Христа Спасителя». На душе было светло и благостно от осознания того, что скоро «кощунниц» предадут огню.
И вдруг, о, ужас, на него во весь опор понеслись Эйдманы. Их были сотни. «Нацепив на себя виртуальные кожанки с красными звездами», они, «засучив рукава, обнажив клыки, с которых капает яд, кинулись гнать православных», «требуя освободить кощунниц». Аркадий М. решил умереть на посту, но не выпустить из клетки девушек, которые «ничем не лучше фашиствующих молодчиков».
Эйдманы были «мелкими бесами», «прикрывающими» свой срам фиговыми листками с «именем Вольтера». Периодически они делали небольшие остановки на своем пути, мимоходом «вешая попов и несознательных крестьян вместе с женами и детьми на воротах Православных храмов». Аркадий вгляделся. Среди наступающих он заметил «певичку Чикконе и педераста-мэра одного европейского города». Ему стало еще страшнее. Особенно его пугал педераст. Аркадий поискал глазами российских «государственных мужей», которые могли бы ему помочь. Путина рядом не оказалось. Аркадий М. на всякий случай завопил в пустоту: «Не прогибайтесь перед визгливым лаем этой стаи!» и вступил в неравный бой. На него из бывшего «буревестника свободы», а ныне «вороньей слободки» под названием «Эхо Москвы», где укрепились враги, шла «мутная волна против народа и страны». Остановить волну не удалось. «Бесов» становилось все больше. Их «стая захлебывалась воем и лаем на наши Церковь, Государство, Президента…». Они одолевали.
Тогда Аркадий М. призвал на помощь «нового князя Александра Невского, Минина, Пожарского и других замечательных людей». Схватка стала еще ожесточеннее. Но и они не были в силах помочь. Аркадий почувствовал на своем горле «отравленные клыки, с которых капал яд». «А-а-а-а!!!», - дико заорал он.
- Просыпайся, просыпайся, Аркаша, - это жена толкала его в плечо. - Как же тебя колбасит, родимого. Зачем же ты так нажрался вчера в редакции. Говорила же я - не пей столько!
«Белочка. Вот она какая», - вспомнив свой сон подумал Аркаша, и сразу же забыл единственную здравую мысль, пришедшую ему за последние годы.
Едва придя в себя, он сел за компьютер и стал набирать текст доноса: «Министерство внутренних дел Российской Федерации, Главное управление по противодействию экстремизму, обратите внимание на публикацию Эйдмана и проверьте, имеются ли в ней признаки нарушения статьи 282 Уголовного Кодекса (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства)! И если да - примите меры против этого автора и радиостанции, которая вывесила на своем сайте эту публикацию».
Затем Аркадий М. добавил: По имеющейся у меня информации, вышеупомянутый Эйдман, обладает отравленными «клыками, с которых капает яд». Подумав, решил, что информация о клыках слишком ценная, чтобы выкладывать ее при первом же доносе (мало ли кому он попадет) и стер последний абзац.
"Эхо Москвы", 20.08.2012
http://www.echo.msk.ru/blog/igeid/921363-echo/ Топ-5 возможных приговоров великим русским писателям за антицерковные высказывания
В связи с делом Pussy Riot среди церковников началась настоящая эпидемия доносов по 282-й статье (в т.ч. и на меня в связи с публикацией поста «Раздавить гадину» (Вольтер)).
Каждый атеист, свободомыслящий, критик религии и церкви может сегодня, что называется, попасть под статью. Нелегко бы пришлось и многим великим русским писателями, если бы они жили в наше время возрождения религиозного мракобесия. Я составил топ-5 возможных приговоров русским писателям, которые они могли бы получить от сегодняшнего путинско-гундяевского государства.
4 - 5 место. Толстой и Герцен: по одному году исправительных работ
Итак, пятое и четвертое место делят Александр Герцен и Лев Толстой за распространение высказываний:
Александр Герцен: «Религия - это главная узда для масс, великое запугивание простаков, это какие-то колоссальных размеров ширмы, которые препятствуют народу ясно видеть, что творится на земле, заставляя поднимать взоры к небесам».
Лев Толстой: «Церковь » - «название обмана, посредством которого одни люди хотят властвовать над другими ».
Налицо возбуждение ненависти к социальной группе «служители церкви», как к людям, занимающимся «запугиванием простаков», «обманом», «препятствующим народу ясно видеть, что творится на земле». Эти тексты также могут унизить человеческое достоинство социальной группы «верующие», которые объявляются «простаками», «обманутыми» и «не видящими что творится на земле». Обвинительный приговор по 282-ой статье обеспечен. Суд может ограничиться годом принудительных работ.
Ну, что господа Герцен и Толстой, радуйтесь, что не посадили. Метла заменит вам перо. Метлы в руки и подметать московские улицы, живо!
3-е место. Виссарион Белинский: 2 года колонии общего режима
На третьем месте за создание и распространение текста «Письмо Гоголю» (1847 год) великий русский литературный критик Виссарион Белинский.
«…Неужели Вы искренно, от души, пропели гимн гнусному русскому духовенству, поставив его неизмеримо выше духовенства католического? Положим, Вы не знаете, что второе когда-то было чем-то, между тем как первое никогда ничем не было, кроме как слугою и рабом светской власти; но неужели же и в самом деле Вы не знаете, что наше духовенство находится во всеобщем презрении у русского общества и русского народа? Про кого русский народ рассказывает похабную сказку? Про попа, попадью, попову дочь и попова работника. Кого русский народ называет: дурья порода, колуханы, жеребцы? - Попов. Не есть ли поп на Руси, для всех русских, представитель обжорства, скупости, низкопоклонничества, бесстыдства? И будто всего этого Вы не знаете? Странно! По-Вашему, русский народ - самый религиозный в мире: ложь! Основа религиозности есть пиетизм, благоговение, страх божий. А русский человек произносит имя божие, почёсывая себе задницу. Он говорит об образе: годится - молиться, не годится - горшки покрывать. Приглядитесь пристальнее, и Вы увидите, что это по натуре своей глубоко атеистический народ. В нем ещё много суеверия, но нет и следа религиозности».
Здесь, конечно, исправительными работами не ограничились бы. На лицо злостное оскорбление достоинства социальной группы православных священнослужителей: «гнусное русское духовенство», «слуги и рабы светской власти», «находящиеся во всеобщем презрении у русского общества и русского народа», «дурья порода, колуханы, жеребцы», разжигание к ним ненависти как к «представителям обжорства, скупости, низкопоклонничества, бесстыдства».
Приговор - 2 года колонии общего режима и не неделей меньше. Пусть посидит «критик», подумает над своей беспутной жизнью.
Второе место. Александр Пушкин: 3 года колонии общего режима
За создание и распространение стихотворения:
«Мы добрых граждан позабавим
И у позорного столпа
Кишкой последнего попа
Последнего царя удавим».
(Доказательства авторства Пушкина здесь:
http://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/zsp/zsp-058-.htm)
Пушкину путинские «правоохранители» могли бы пришить не только 282-ю, но и 280-ю статью (призывы к насильственному изменению конституционного строя).
Три года общего режима для «солнца русской поэзии» обеспечены. Российская колония, конечно, не курорт, но зато все Дантесы под надзором администрации.
И, наконец, первое место. Сергей Есенин: 3 года колонии строгого режима
На Есенина с компанией поэтов-имажинистов современные юристы, обслуживающие путинско-гундяевский тандем, могли бы навесить целый букет статей: хулиганство по мотивам религиозной ненависти, совершенное группой лиц по предварительному сговору (213-я статья, части 1-я (б) и 2-я), уже знакомая нам 282-я, да еще и 214-я статья (вандализм).
Суть дела. Группа поэтов-имажинистов в 1920-м году устроила перформанс покруче, чем Pussy Riot. Поэты нарисовали краской на стенах Страстного монастыря антирелигиозные стихи. По общему признанию, наиболее яркое принадлежало Есенину:
«Вот они, толстые ляжки.
Этой похабной стены.
Здесь по ночам монашки.
Снимают с Христа штаны».
Если пуськам дали по 2 года, Есенина за такие художества какой-нибудь Хамовнический суд упек бы года на три (причем, учитывая его буйный нрав и многочисленные приводы в милицию, строгого режима). На культовом здании был написан текст стихов, по сравнению с которым знаменитый панк-молебен - просто пример целомудрия и смирения. Плюс еще «вандализм» в форме непристойной надписи на историческом памятнике. В общем, пошел бы Сережа по этапу. На зоне пил бы меньше. Может быть, в петлю бы и не полез.
Клерикалы всегда и везде пытаются внушить обществу, что их главные враги - либералы, коммунисты и евреи. Но, в действительности, их основной противник - мировая, в т.ч. великая русская культура, в лице ее лучших представителей. Наши мракобесы, наверное, с удовольствием посадили бы за критику религии многих наших классиков. Но, вот облом, кто же их посадит, «они же памятники».
"Эхо Москвы", 04.09.2012
http://www.echo.msk.ru/blog/igeid/926646-echo/