Открытое письмо протоиерея Владимира ПЕРЕСЛЕГИНА
Сергею Шаргунову в связи с подписанием им обращения об освобождении кощунниц и после
Сережа.
Ты поставил свою подпись под обращением (
http://www.echo.msk.ru/doc/903154-echo.html), по-разному оценивающим морально-этическую сторону акции, духовным содержанием которой было кощунство над твоим Господом. Этим одним ты подписался под оценкой безбожников и отрекся от христианской оценки содеянного этими развратными женщинами осквернения Божия храма и оскорбления твоего Господа непроизносимой публичной бранью в Его адрес в Его святом храме.
Так устроен мир, Сережа: подписываясь под текстом, ты соглашаешься с каждым словом, написанным в нем. Равно и наоборот: одно слово, неприемлемое для тебя, не позволяет тебе подписать весь текст. Поэтому никакие твои постскриптумы не принимаются: это твой собственный текст, так как под ним твоя собственная подпись.
Поэтому, после подписи под воззванием сделать шаг из пестрого строя подписантов (
http://loxovo.livejournal.com/3841883.html) и сказать, что думаю лично я - сказать что-либо кроме того, что ты сказал своей личной подписью - у тебя не выйдет. После драки кулаками не машут. Это твой текст.
Христианин не может подписываться под некриминальными оценками того, что преступно в свете Заповеди. Ибо Заповедь (в данном случае - Первая заповедь) является для верующего Христианина предметом веры, принимается без критики и не подлежит обсуждению. Ее юрисдикция верховная.
Твой же текст гласит, что ты просишь облегчить участь этих «молодых мам» на том основании, что они не совершили никакого уголовного преступления. Таким образом, ты смотришь на них, руководствуясь верховенством для тебя Уголовного Кодекса над Законом Божиим. Преступление против твоего Бога и Господа, совершенное ими, не наполняет твою душу негодованием и крайним омерзением к ним, в свете которого им любого наказания мало и в свете которого апеллировать к какому-то жалкому УК нелепо и дико.
Ты расписался в личном атеизме, неверии во Христа как Бога.
Если бы ты веровал во Христа, то любил бы Его. Тогда оскорбления, нанесенные Ему, ударяли бы по тебе, по слову Писания: «поношения поносящих Тя нападоша на мя».
Ты понимал бы, что за такой грех любого земного наказания мало - и не «печаловался» бы за мерзавок. Не суетился бы, не заступался бы за лютых врагов твоего Господа, чтобы им облегчили бы жизнь, выпустили бы из СИЗО. Не жалел бы тех, кто демонстративно совокуплялся в Биологическом музее, кто сознательно надругался над храмом Божиим.
Ты расписался в том, что ты не Его раб. Поле идеологии прав человека (кем бы он, «человек», ни был, хоть Иудой, хоть Иродом!) без остатка накрывает твою душу. Это твоя земная религия - подпись выявляет и доказывает этот факт.
Для верующего совершенное Pussy Riot духовное преступление хуже убийства. В Христианских государствах за богохульство казнили. Апостол Павел за богохульство предавал сатане. Для тебя же предметом рассмотрения и внутренней заботы является вменяемое им светскими властями «хулиганство» или, как ты пишешь, «свинство» и - мера пресечения, ее адекватность. И в связи с их хулиганскими действиями ты просишь о милости к хулиганкам. Это все равно как ты просил бы за Чикатило, говоря что совершенная им, Чикатило, порча одежды детей - не тяжкое преступление. Ты бы видел в преступлении Чикатило то, что он рвал детскую одежду. А то, что он насиловал и убивал детей - не видел бы. Так ты не видишь богохульства: тяжкого оскорбления Самого Господа Иисуса Христа - ведь его можно видеть лишь очами веры в Него. И ужасаться ему - лишь будучи верующим. Для неверующего - для тебя - богохульство есть условность, попрание культурных и общественных норм, «свинство».
Итак, ты расписался в атеизме, отрекся от личного подчинения Господу, вышел из Христианской Веры. Ты заступился за злых гонительниц Иисуса, проявил изрядную заботу о здоровье и благополучии тех, кто плевал не в тебя, мочился не на тебя и публично называл «ср…ью» не тебя, Сережу Шаргунова - а заботишься о ненавистницах Того, Чей крест ты носишь, твоего незлобивого и милостивого Хозяина, искупившего тебя Своею кровью. Это есть хамство и низость души, несовместимые с Верой в Него и служением Ему, то есть - с Крещением в Него.
Только публичный отзыв своей подписи до суда над кощунницами выкинул бы тебя из идущего в ад поезда. Бежать же вслед за ним и кричать: я там не еду - нечестно и глупо. В этом поезде тебе продали место, и ты в нем едешь: на боковой полке или в отдельном купе - не имеет значения.
Пока ты не сделаешь этого - ты мой личный враг.
Протоиерей Владимир Переслегин,
по благословению протоиерея Александра Шаргунова
"Эхо Москвы", 23 июля 2012
http://echo.msk.ru/blog/echomsk/912027-echo/Оригинал:
http://antimodernism.livejournal.com/74407.html Сергей ШАРГУНОВ, писатель
СЕРГЕЙ ШАРГУНОВ: Я давно знаю отца Владимира Переслегина, знаю его как человека тонкого и на самом деле интеллектуального.
Я думаю, что в данном случае он просто серьезно ошибается. Горячая вера заслоняет ему зрение. Та логика, которая присутствует в его письме, будто бы для верующего человека не существует Уголовного кодекса, а все нужно видеть только в контексте Писания, - эта логика может завести очень далеко.
Ну а что касается моего батюшки - ну, к сожалению, вокруг него часто оказываются люди чрезмерно разгоряченные и резкие.
В данном вопросе у моего папы другая точка зрения, это не влияет на наши отношения.
"Эхо Москвы", 24 июля 2012
http://www.echo.msk.ru/programs/beseda/912120-echo/ Веру он ставит выше закона
Сергей Шаргунов прокомментировал письмо Владимира Переслегина
Скандал вокруг акции группы Pussy Riot расколол российское общество на православных ортодоксов и либералов. События, происходящие в связи с развернувшейся дискуссией по поводу "панк-молебна", приобретают все более драматический характер. Накануне известный своими радикальными взглядами протоиерей РПЦ Владимир Переслегин обвинил в атеизме и назвал своим личным врагом писателя Сергея Шаргунова. Заручившись при этом благословением Шаргунова-старшего - протоиерея Александра. Отец пошел на сына, брат пошел на брата - так в советских книгах писали про гражданскую войну. "Ленте.ру" Сергей Шаргунов заявил, что отказываться от поддержки несправедливо гонимых не будет.
Конфликт происходит в форме открытых писем. Сергей Шаргунов был одним из тех, кто в начале июля 2012 года подписал открытое обращение деятелей культуры и искусства в поддержку задержанных участниц группы Pussy Riot. "Все то время, пока участницы акции находятся под стражей, в обществе нарастает атмосфера нетерпимости, что ведет к его расколу и радикализации", - говорилось в этом обращении.
Это обращение и последовавшие за ним разъяснения Шаргунова и стали поводом для гневного письма Владимира Переслегина. Оно не вышло бы за рамки общей полемики вокруг акции Pussy Riot (никто уже давно там не сдерживает себя в выражениях), если бы не один нюанс: открытое письмо Сергею Шаргунову написано с благословения его отца - протоиерея Александра Шаргунова.
Протоиерей Александр Шаргунов
В письме речь идет, по сути, о том, что церковные законы выше светских. "Христианин не может подписываться под некриминальными оценками того, что преступно в свете Заповеди. Ибо Заповедь (в данном случае - Первая заповедь) является для верующего Христианина предметом веры, принимается без критики и не подлежит обсуждению. Ее юрисдикция верховная", - настаивает Переслегин (орфография сохранена). И раз Шаргунов поставил свою подпись под письмом, то он тем самым расписывается еще и в личном атеизме, нелюбви к богу и Иисусу Христу, а также заботится "о ненавистницах Того, Чей крест ты носишь".
"Только публичный отзыв своей подписи до суда над кощунницами выкинул бы тебя из идущего в ад поезда. Бежать же вслед за ним и кричать: я там не еду - нечестно и глупо. В этом поезде тебе продали место, и ты в нем едешь: на боковой полке или в отдельном купе - не имеет значения, - пишет Переслегин и заключает. - Пока ты не сделаешь этого - ты мой личный враг".
При этом Владимир Переслегин должен знать Сергея Шаргунова с раннего детства. Еще в первой половине 1990-х годов протоиерей вместе с отцом писателя Александром Шаргуновым создал комитет "За нравственное возрождение отечества". Комитет боролся (и продолжает это делать) с безнравственностью и сатанизмом, исходя из позиций чуть более чем радикальных. Переслегин лично срывал наружную рекламу на московских улицах, если та ему казалась недостаточно нравственной, и активно участвовал в политической жизни. Например, агитировал за Геннадия Зюганова на президентских выборах 1996 года, объясняя это тем, что кандидат от партии бывших атеистов - единственный, кто выступает против растления всего и вся, в то время как все остальные говорят о реформах, которые отправят Россию по пути Содома и Гоморры.
Надо сказать, что такого рода убеждения востребованы по сей день, причем и на федеральных телеканалах. Там Переслегин - активный участник ток-шоу - пропагандирует монархизм и иные формы авторитарного правления; при этом выигрывает у оппонентов в публичных дискуссиях, если голосуют телезрители - всякий раз к величайшему удивлению либеральной общественности. Однако даже на этом фоне открытое письмо к Сергею Шаргунову, благословленное отцом Шаргуновым-старшим, выглядит из ряда вон.
Владимир Переслегин
В разговоре с "Лентой.ру" Сергей Шаргунов дал понять, что эта тема - не та, которую он долго и с удовольствием хотел бы обсуждать. "Священник Переслегин - горячий и искренний человек, - говорит писатель. - Просто, на мой взгляд, опасно, что православную веру он ставит выше закона. Мол, земные законы не для нас. По этой логике грешащего человека вообще можно убить, а там пусть страшный суд с ним разбирается". То, что открытое письмо было написано с благословения его отца, Шаргунов-младший оставил без комментариев: "Мы общались с ним уже после этого письма, все было нормально. Не хочу больше ничего говорить об этом".
"Я не поклонник того, что сделали Pussy Riot, и это мягко говоря, - продолжает Сергей Шаргунов. - Но совсем зря мы забываем, что до революции, когда церковь и государство были объединены, в Уголовном кодексе была статья, которая так и называлась - бесчинное поведение в церкви. Но она каралась штрафом - не тюрьмой. Я вообще стараюсь избегать всяких открытых писем, но когда речь идет о поддержке людей, которых лишили свободы и чья вина вызывает вопросы, не могу остаться в стороне. Я подписывал письмо в поддержку условно-досрочного освобождения Светланы Бахминой, в пользу активистов, которых судили по 282 статье УК РФ за экстремизм. В таких случаях я поддерживаю и буду поддерживать даже тех, чьи взгляды мне не близки".
Андрей КОЗЕНКО
Лента.Ру, 24 июля 2012
http://lenta.ru/articles/2012/07/24/pereslegin/ Журналист Владимир ВАРФОЛОМЕЕВ: "Ты мой личный враг"
В прежние годы "оступившихся" разбирали по партийной линии. Теперь - по церковной.
Протоиерей Владимир Переслегин пишет писателю Сергею Шаргунову, который был одним из тех, кто подписал письмо за освобождение Pussy Riot:
"Христианин не может подписываться под некриминальными оценками того, что преступно в свете Заповеди...
Ты смотришь на них, руководствуясь верховенством для тебя Уголовного Кодекса над Законом Божиим...
Ты расписался в личном атеизме, неверии во Христа как Бога...
Ты расписался в том, что ты не Его раб. Поле идеологии прав человека без остатка накрывает твою душу...
Только публичный отзыв своей подписи до суда над кощунницами выкинул бы тебя из идущего в ад поезда....
Пока ты не сделаешь этого - ты мой личный враг..."
К обработке отступника подключена и семья: Переслегин подчёркивает, что пишет "по благословению протоиерея Александра Шаргунова" - родного отца Сергея.
Отец на сына, брат на брата.
Наша страна, помнится, это уже проходила, пусть и под совершенно иным идеологическим соусом. Ничем хорошим это тогда не кончилось.
И ещё: если даже своих братьев во Христе они считают врагами, то как же православные фундаменталисты относятся к людям иной веры или вовсе атеистам?
"Эхо Москвы", 23 июля 2012
http://www.echo.msk.ru/blog/varfolomeev/912022-echo/Оригинал:
http://varfolomeev.livejournal.com/707449.html Нателла БОЛТЯНСКАЯ, журналист: Отцы и дети. Казус белли
Казус белли в переводе с латыни термин, используемый в дипломатической практике для обозначения события или факта, послужившего непосредственным формальным поводом или предлогом для объявления состояния войны
Меня поразило вот это.
Особенно финальное «по благословению протоиерея Александра Шаргунова». Как я понимаю, вольная форма анафемы Сергею Шаргунову написана с благословения его папы? Не святого отца, а просто папы? Вот это и есть гражданская война, которую успешно развязала власть. Война между отцами и детьми.
Война вплоть до полного отречения друг от друга… Война, в которой от человека требуют занять позицию « ты с нами, или ты враг», вне зависимости от собственной позиции человека. Это натуральное, химически чистое мракобесие.
Это война, в которой светский человек призывает к милосердию, а пастырь божий - к аутодафе. Это ужасно.
И я очень сочувствую Сергею Шаргунову. И мне отвратительны те Карабасы, которые дергают за ниточки своих Мальвин.
И Мальвины тоже пакостны… Я не должна столь хорошо знать Библию, как, с позволения сказать, отец Переслегин, но я навскидку могу привести немалое количество цитат из Библии, призывающих к прощению, а не к казни. Но, видать, у вышеизложенного отца Библия другая - карательная.
Интересно, скоро ли дойдет до ситуации, когда вот такие пастыри будут лично, чего уж там, отдавать команду «пли!» на расстрелах неугодных?
Им уже позволено призывать к насилию, дальше будет больше. И, повторю, им это позволено, и вы знаете, кем. И мне не остается ничего иного, как напрямую обвинить российскую власть и лично президента Путина в развязывании этой войны.
"Эхо Москвы", 23 июля 2012
http://www.echo.msk.ru/blog/boltyanskaya/912030-echo/