Экономист Сергей АЛЕКСАШЕНКО: Инвестклимат на деле

Jul 20, 2012 17:40

Очень часто, когда приходится выступать перед непрофессиональной аудиторией, слова о неблагоприятном инвестиционном климате в России наталкиваются на стену непонимания. Действительно, человеку, который не связан с бизнесом, этот термин мало о чем говорит, и обычно требуется достаточно длинное «лирическое» пояснение. Теперь, увы, я знаю, как это сделать быстрее - вчера увидел, что такое неблагоприятный инвестклимат на бытовом уровне.
Я улетал с семьей из Домодедово... Аэропорт был, не то что заполнен, он был переполнен. Пройти из одного конца зала в другой с багажной тележкой можно было только с огромным риском постоянного наезда (в физическом смысле) на других пассажиров. Что же случилось? Ведь еще 3-4 года назад Домодедово был ярким примером того, как может выглядеть современный аэропорт, на фоне которого Шереметьево-2 казался полным отстоем.
Но за это время и в Шереметьево построили новый терминал (оставим в стороне его избыточную стоимость и устаревший дизайн), и во Внуково неплохой терминал запустили. А в Домодедово...не построили ничего нового, хотя вся логика развития аэропорта этого требовала. Почему? Ответ лежит на поверхности - именно в эти годы усилился наезд (не в физическом смысле; вспомните, как лично ВВП озаботился проблемой поиска собственников Домодедова; или как прошлым летом Минтранс решил начать ремонт подъездного шоссе в пиковый сезон в конце августа; или с каким упорством Правительство отказывается выделять средства на строительство новой взлетно-посадочной полосы Домодедово, ставя под угрозу стабильность работы всего Московского авиаузла) на собственников аэропорта с требованием либо продать по дешевке, либо поделиться бизнесом с правильными людьми. То есть, право собственности оказалось под угрозой, и собственники прекратили вкладывать средства в развитие бизнеса.
В отличие от многих других видов бизнеса, в данном случае цепочка от инвестиционного решения (прекратить инвестиции) до потребителя очень коротка: нет инвестиций, и аэропорт немедленно теряет свои качества, заставляя пассажиров нервничать, толкаясь друг с другом локтями и плечами, сталкиваться в битвах за свободную багажную тележку; терять своё время, сталкиваясь с необходимостью приезжать в аэропорт на полчаса, а то и час раньше, чтобы успеть и багаж сдать, и паспортный контроль пройти.
Боюсь только, ни одного из чиновников, степенно протискивающихся в VIP-зал, такая ситуация не сильно беспокоит - ну при чём здесь интересы пассажиров, если на кону такой жирный куш!?

"Эхо Москвы", 16 июля 2012
http://echo.msk.ru/blog/aleksashenko/909767-echo/
Оригинал: http://saleksashenko.livejournal.com/157436.html

Алексашенко, чиновники, аэропорт, инвестиции, бизнес, режим, климат

Previous post Next post
Up