Сергей КАРАГАНОВ: Куда ж нам плыть (апр 2012)

Jul 18, 2012 12:15

Модернизации в России не хочет ни уставший народ, ни живущая за счет нефтегазовой ренты элита. Стране нужно взять курс на сближение с Европой, чьи перспективы в одиночестве также не слишком радостны. Только вместе Россия и Европа смогут создать одну из основ будущего мироустройства, уверен декан факультета мировой экономики и мировой политики Сергей КАРАГАНОВ.
Новые тенденции
Скорость изменений в мире все увеличивается. Те процессы, на которые раньше требовались века или десятилетия, теперь проходят за считанные годы. Глобальность СМИ и разрастание информационного пространства создало парадокс - интеллектуальный вакуум. Мир перестал понимать, куда он движется, а из миллионов статей, аналитических и информационных выпусков невозможно выудить что-то, что действительно может объяснить происходящие явления. Старые парадигмы уже не могут объяснить изменения, а новых парадигм еще не выработано.
Подрастающие мировые лидеры - Китай, Индия - пока не способны выдвинуть альтернативные интеллектуальные объяснения современного мира. На фоне продолжающейся мировой глобализации обостряется проблема вакуума глобальной управляемости. Международные институты, такие как ООН, МВФ и даже ВТО слабеют. Теряют свое значение и такие объединения как НАТО, большие «семерка», «восьмерка» и «двадцатка».
Одновременно с этим обозначилось появление нового вакуума - Юго-Восточной Азии. Китай становится слишком сильным для своих соседей, и они начинают его бояться. Как следствие, соседи начинают искать способы противодействия Китаю.
Еще одна тенденция, проявившаяся в результате кризиса - ренационализация политики на фоне опять же продолжающейся экономической глобализации. Национальное государство не растворяется, как предсказывали многие 10-20 лет тому назад, в мировых пространстве и управлении, во власти транснациональных корпораций, негосударственных организаций. Очевидно, что происходит усиление национального государства как инструмента ответа на глобализацию, который обеспечивает хоть какие-то минимальные права и возможности граждан. Этот процесс совпал с подъемом Азии, а Азия - это континент национальных государств.
Бурный рост азиатских государств резко увеличил потребность в сырье и продовольствии. В результате в мире образовался относительный дефицит продовольствия. К тому же, все это сопровождается уменьшением количества и качества пахотных земель в Азии, и сокращением запасов пресной воды.
Перетасовка лидеров
США - мощнейшая экономическая и военная держава, начинают терять свое превосходство в мире. Очевидно, что в экономическом плане им «на пятки» наступают новые азиатские гиганты. Интересно другое, США утрачивают и свою военную мощь. Это связано с рядом факторов. Первый фактор - психологический. США не смогли выгодно использовать свое огромное превосходство в неядерных силах, что вылилось в политических поражениях в Ираке и Афганистане, полу-поражении в Иране. Второй фактор - финансовый. В США произошла реальная драма - они потратили несколько триллионов долларов практически впустую, закачав огромные деньги в фантастический, ни с чем в мире не сравнимый военный потенциал и не смогли его правильно использовать. США, потратив на ВПК слишком много денег, «доигрались» до бюджетного дефицита угрожающих размеров. Мир будет потихоньку двигаться от доллара в сторону более сложной валютной системы, и США лишатся своей уникальной способности оплачивать свои бюджетные дефициты за счет печатного станка. Почти при любом раскладе, если посмотреть на 5-10 лет вперед, выяснится, что военный бюджет США придется сокращать примерно на 20%, предсказывает декан факультета МЭиМП.
В итоге через 10 лет мир будет уже многополярным не только экономически, но и политически, и в военном отношении.
Перераспределение экономических, а потом и политических сил в мире происходит в сторону новых гигантов: Китай, по всей видимости, обеспечил себе быстрые темпы роста лет на 10-15 вперед. В Китае есть масса факторов, ограничивающих рост - плохая экология, нет воды, мало ресурсов. Но главное, что у них есть - это действующая экономическая модель и огромные запасы рабочей силы. Около 400 млн китайцев находятся в состоянии нищеты, их можно занять на новых производствах. Более того, если правительство свернет программу по ограничению рождаемости, через 20 лет китайцев будет уже 2 млрд. Еще один фактор, обеспечивающий успех китайцам, это тесные экономические связи с США. Штаты переносят в Китай свои производства, а Поднебесная черпает из них новые знания и технологии.
С Индией ситуация значительно сложнее. Индия будет развиваться достаточно динамично, но ее отставание от Китая будет с каждым годом нарастать. У Индии есть труднопреодолимые структурные слабости: десятки языков и наречий (английский остается языком элит), кастовость, хроническая неграмотность населения (10 последних лет держится на уровне 45%). Поэтому Индия не может и никогда не сможет бороться за позиции лидера, в Азии образуется вакуум безопасности. Индия будет бояться Китая, так же, как застойный и деградирующий Пакистан сейчас боится Индии. Происходит нарастающий разрыв потенциалов, и его уже не остановить.
Утрачивает свои позиции и ЕС. Сейчас он переживает серьезный кризис роста, который продлится довольно долго. Европа вступила в длительный период потери своих внешнеполитических позиций. Это первоклассный экономический игрок, но уже второклассный политический игрок в мире, где политика и мощь начинают снова быть важными. Именно поэтому России (третьестепенному, слабеющему экономическому игроку и первостепенному политическому) жизненно важно сближение именно с Европой. Стимулом к сближению для нас должен стать не столько доступ к источнику капиталов и технологий, которые мы можем получить в других странах, а возможность социально-культурной модернизации. Без ориентации на Европу мы стали быстро «озверевать» и демодернизироваться в последние годы.
Только Россия и Европа совместно смогут стать третьей мировой опорой, помимо США и Китая.
Время сближения с бывшими странами СССР, особенно с азиатскими странами, прошло. Большинство из них сейчас деградируют, поэтому России нет никакого смысла с ними объединяться. Другое дело, что создание некоего нового сообщества между Казахстаном, Украиной, Белоруссией и Россией, и вхождение вместе с этим сообществом в новый союз с Европой было бы выгодно всем.
Будущее России - стагнация
В последние годы Россия весьма успешно проводит традиционалистскую внешнюю политику, следуя за миром, который возвращается к национальным государствам и традиционным дипломатиям. У России громадные остаточные ресурсы - история, великая культура, ядерная мощь и гигантская территория. Однако через 5-10 лет у России появится проблема относительной слабости в сравнении с Китаем. Продолжается экономическая и социальная демодернизация страны, крайне низок уровень инвестиций, в том числе и в образование. Разговоры о модернизации страны отрадны, но они бессмысленны - модернизации не происходит и происходить не будет. Модернизации, и тех усилий, которые для нее потребуются, не хочет народ. Он устал сначала за 70 ударных лет СССР, потом за 20 лет перехода к новой модели. Не хочет модернизации и элита - она очень хорошо живет на ренту от природных ресурсов. На 5 лет вперед не видно никаких признаков того, что страна пойдет на сильный модернизационный рывок, сетует Караганов.
Поэтому, оценивая будущее страны, надо исходить из вектора умеренного развития, полу-стагнации. Есть и более удручающая перспектива - стагнация и развал. Но пока у России есть реальные преимущества, нужно бороться, потому что даже на пути умеренного развития (4-5% прироста ВВП в год), через 5-10 лет Россия может превратиться в сателлита будущей великой державы - Китая.
России нужно сосредоточиться на максимальном наращивании и сохранении человеческого потенциала. Не обойтись без заботы о культуре. Высокая культура - литература, музыка, история - это огромный ресурс.
В экономическом плане нужно сохранить ту узкую группу отраслей, где у России есть возможности продвижения: атомная энергетика, химия, некоторые отрасли металлургии, деревообработка, ВПК и сельское хозяйство. Главное, не пытаться бороться по широкому фронту, к чему призывают и в экономической, и в публицистической литературе. Индустриализация мира происходит за счет Китая, Индии, и стран, им подобных. Там есть дешевая, достаточно образованная рабочая сила, с которой России не стоит тягаться.
Сельское хозяйство - это отрасль хозяйства, в которой Россия имеет колоссальные преимущества перед другими странами: самые большие в мире запасы пахотных земель, в том числе черноземов, самые большие запасы воды. Не нужно думать, что сельское хозяйство это прошлый век. За высокотехнологичным сельским хозяйством будущее, поскольку с ростом населения вопрос дефицита продовольствия будет стоять все острее, уверен Караганов.
Для того, чтобы развивать маленькие группы отраслей, России нужна максимальная интеграция в мировое хозяйство, и через технологические цепочки, и через человеческий капитал, и через привлечение иностранных инвестиций. Без этого неизбежен худший сценарий - авторитарная стагнация и развал.
Сергей КАРАГАНОВ - декан факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ, председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике (СВОП), заместитель директора Института Европы


OPEC.Ru, 24.04.2012
http://opec.ru/1321758.html
Примечание: выделение болдом - моё.

политика, США, модернизация, мир, Караганов, политологи, Китай, сценарии, Европа, внешняя политика

Previous post Next post
Up