Режиссер и эксперты: Мединский ополчился на фильм, воспевающий простых граждан СССР и разоблачающий карательные органы
Ситуацию с фильмом "Служу Советскому Союзу", который вызвал гнев нового министра культуры Владимира Мединского (
http://www.newsru.com/cinema/19jun2012/medins.html), нельзя считать продолжением истории с намечавшимся на 7 мая и отмененным показом фильма "Четыре дня в мае" (
http://www.newsru.com/cinema/05may2012/4days.html), считает историк и журналист Михаил СОЛОМАТИН.
В своем блоге (СМ. НИЖЕ) на сайте "Эха Москвы", он подчеркивает, что "Четыре дня в мае" изображает русского солдата - варвара на фоне культурных и благородных немцев, в то время как "Служу Советскому Союзу" как раз "воспевает простых граждан страны, показывая, что в ней любой уголовник - истинный патриот, подготовленный не хуже Рэмбо".
В фильме, который требует снять с телепоказа министр, ссылаясь на возмущение общественности, объектом дегероизации стал не народ, а режим, отмечает историк. В эфире радиостанции такую же точку зрения высказал и сам режиссер фильма Александр Устюгов.
Напомним, новый фильм Устюгова "Служу Советскому Союзу" снят по роману Леонида Менакера "Обед с дьяволом" (правда, режиссер рассказал в эфире, что сначала родился сценарий, а потом роман - Прим. ред.) и рассказывает о том, как в первые дни войны заключенные советского концлагеря с оружием в руках дали отпор немецким захватчикам, в то время как охрана лагеря "доблестно" разбежалась. Впоследствии все герои этого неравного сражения были, естественно, расстреляны "своими".
В среду в программе "Разворот" (
http://www.echo.msk.ru/programs/razvorot/901031-echo/) на "Эхе Москвы" Александр УСТЮГОВ иронично выразил благодарность министру культуры за рекламу. Он недоумевает, чем лента могла оскорбить ветеранов войны и предполагает, что Мединский защищает ветеранов НКВД, которых "показали не с очень хорошей стороны".
Александр Устюгов признался, что был удивлен, когда пошла резко негативная реакция сверху: дескать, создатели фильма "сволочи, которые работают на чью-то там контрразведку". "Ни на чью контрразведку мы не работаем", - заявил в эфире режиссер. Если есть хоть один оскорбленный ветеран, то, по словам Устюгова, он хотел бы, чтобы ему дали высказаться. "Я извинюсь, потому что этого (намерения оскорбить) не было".
На вопрос о том, снимут ли в итоге фильм с эфира НТВ, Устюгов сказал, что никакими сведениями на этот счет пока не располагает. Все будет, как решит Кулистиков (Владимир, гендиректор телеканала - Прим. ред.). Режиссер сказал, что ему не было бы обидно, если бы фильм сняли. "Потому что когда говорят, что мы затронули честь ветеранов... Пусть хоть одного из них покажут 23-го или 24-го числа, только что это изменит? Это если говорить о дате", - рассуждает он. (Фильм собираются показать 22 июня - Прим. ред.).
Также режиссер под шутки ведущих признался в существовании цензуры. На вопрос, кто руководит "идеологией" при создании фильма, он не назвал никаких конкретных органов и лиц, но дал понять, что все зависит от "заказчика". Это, например, телеканал, который дает определенные рекомендации и может потребовать изъять из сюжета не нравящиеся сцены. "Страшно - не страшно, пока это забавно", - сказал о цензуре Устюгов.
Между тем Владимир МЕДИНСКИЙ в комментарии ИТАР-ТАСС, размещенном на сайте Минкультуры (
http://mkrf.ru/news/ministry/detail.php?ID=242830), заявил, что "каждый телеканал имеет полное право на свободу слова, у нас нет цензуры и, Бог даст, никогда не будет".
"Мы не собирались и не собираемся никак влиять на внутреннюю сетку телевизионного вещания и вообще на программную политику, но так как удивительное количество личных обращений пришло за последние выходные в Минкультуры России с требованием как-то ситуацию оценить и на нее повлиять, то я счел неправильным отмалчиваться, и занимать чиновничью позицию "не мое дело", - объяснился он.
"Я высказал позицию, что, на мой взгляд, столь, скажем, спорная кинолента, демонстрируемая в прайм-тайм 22 июня - это вызов. Показ именно в этот день, в День памяти и скорби, фильма, где нет положительных героев, носящих советскую военную форму - а их просто там нет, на мой взгляд, неуместен", - сказал глава ведомства.
Он добавил, что фильм "является абсолютной творческой фантазией и никакой правды, кроме того, что мы воевали с немцами, что был ГУЛАГ, и вообще история - жесткая штука, там нет. Это творческий вымысел - это я скажу, как историк".
Историк и кинодраматург Владимир АБАРИНОВ на сайте Радио "Свобода" также отмечает (СМ. НИЖЕ): "Министр бросился грудью на защиту отнюдь не исторической памяти и не подвига народа, а исключительно репутации "правоохранительных органов", которые тогда назывались карательными. Авторы картины осмелились показать администрацию Гулага не симпатичными и заботливыми отцами-командирами, а негодяями и трусами. Как же не оскорбление памяти!"
"Посмотришь нынешние военные боевики, наполненные невообразимыми небылицами - и сразу становится ясно: войну выиграли именно "органы", а регулярная армия была сборищем пораженцев, дезертиров и предателей. Что-то не видно праведного гнева граждан на сайте Минкульта по этому поводу", - рассуждает он.
МНЕНИЕ: ОСКОРБЛЕННЫЕ "ВЕТЕРАНЫ" - СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ И ВОХРа
Как отмечает в свою очередь "Каспаров.ру" (СМ. НИЖЕ), министр выступил с очередной одиозной, но совершенно однозначной политической инициативой. Он выступил против "очернения" доблестных сотрудников органов. При этом издание предполагает, что Мединский имеет в виду ветеранов вполне конкретных родов войск, говоря о том, что фильм может их оскорбить - сотрудников органов и ВОХРа.
Политический обозреватель "Коммерсантъ FM" Станислав КУЧЕР отметил в связи со скандалом, что "власть все чаще стала показывать, что считает себя вправе решать, что для народа хорошо, а что плохо. Что ему можно смотреть, а что нет. Кто может быть для него духовным авторитетом, а кто не может. Какую историю ему стоит изучать, а какую стоит забыть. Нужно ему высшее образование, или нет".
АКТЕР МАКСИМ АВЕРИН ГОТОВ ЗАЩИЩАТЬ КУЛЬТУРНУЮ ЦЕННОСТЬ ФИЛЬМА
Артист Максим АВЕРИН, сыгравший главную роль в фильме "Служу Советскому Союзу", в среду прокомментировал сложившуюся ситуацию на своем сайте (
http://www.maximaverin.ru/index.php):
"Я очень удивлен негативной реакцией министра культуры Владимира Мединского на эту картину. Ведь мы снимали в первую очередь фильм о любви, а не о политической обстановке в нашей стране того времени! О людях, а не о системе. У нас не было цели взбудоражить общественное мнение. Мы хотели будоражить сердца людей, заставить их задуматься о жизни, о человеческих чувствах - вот, что самое главное".
"И, безусловно, прежде чем обсуждать картину, необходимо, чтобы сначала состоялась ее премьера. Чтобы люди имели возможность увидеть то, о чем уже идут такие жаркие споры".
"Господин министр, уважаемый Владимир Ростиславович! Я готов защищать свою работу, готов встретиться с вами и с теми, кто написал Вам эти 2000 писем - с теми, кого, как Вы говорите, оскорбляет этот фильм. Готов обсудить сложившуюся ситуацию и культурную целостность фильма, если Вы посчитаете это нужным", - заключил актер, ранее назвавший скандал "преждевременной агонией" (СМ. НИЖЕ).
ОБОЗРЕВАТЕЛЯ "КОММЕРСАНТА" БОРОДИНУ ТРАВЯТ ЗА КОММЕНТАРИЙ О МЕДИНСКОМ
После того, как обозреватель газеты "Коммерсант" Арина Бородина во вторник заявила, что письмо Мединского гендиректору НТВ с настоятельной просьбой снять фильм с эфира 22 июня - это "откровенно политическая популистская акция" (СМ. НИЖЕ), ей на электронную почту стали приходить сотни писем одинакового содержания с оскорблениями.
"В общей сложности, начиная с 19.00 и на сегодняшний момент, я получила более 200 писем, и практически все они написаны как под копирку. И они по-прежнему продолжают приходить на мой адрес с интервалом от 3-х до 2-х минут. Перерыв был только ночью, на два часа. А так, идут потоком", - сказала Бородина в интервью радиостанции "Коммерсантъ FM" (СМ. НИЖЕ).
КАМПАНИЮ НАЧАЛ УКРАИНСКИЙ ЭРУДИТ
Нужно отметить, что всю эту историю, начало которой приписывают проекту "Однако" (
http://www.odnako.org/blogs/show_19022/), на самом деле начал небезызвестный украинский эрудит Анатолий Вассерман 13 июня, посмотрев этот фильм по украинскому ТВ, он написал пост в "Живом журнале" под заголовком "Развесистая антисоветчина":
"Фильм "Служу Советскому Союзу" анонсирован в телепрограмме НТВ на 2012.06.22. Восточная поговорка гласит: тому, кто держит в кармане мускус, не надо об этом кричать на весь базар - мускус сам все скажет. Полагаю, к тому, кто держит в кармане кукиш, это также относится. Особенно если кукиш слеплен из материала, который нельзя назвать собачьим дерьмом, дабы не оскорбить ни в чем не повинное животное".
В комментариях к нему шеф-редактор веб-проекта "Однако" Виктор Мараковский, пишущий в "Живом журнале" под ником ru_pisec (здесь подтверждение:
http://ru-pisec.livejournal.com/) написал: "Анатолий Александрович, мы начали" и дал ссылку (
http://www.odnako.org/blogs/show_19022/) на сайт проекта, где сообщается о начале кампании для того, чтобы "очередную гнусь снять с эфира", как это было с фильмом "4 дня в мае" (
http://www.odnako.org/blogs/show_18063/). В первом же предложении этого анонса стоит ссылка на изначальный пост Вассермана.
NEWSru.com, 20 июня 2012
http://www.newsru.com/cinema/20jun2012/sluzhvohr.html Михаил СОЛОМАТИН: Правильное кино
Дорогие режиссеры! Снимите уж наконец фильм про то как Сталин с Берией выигрывают войну. Ведь вся страна ждет. И чтоб в конце фильма была такая сцена, как Сталин за полгода до смерти говорит: "Чую, Лаврентий, в Ленинграде родился мальчишка, который спасет страну". Это и будет исторической правдой, потому что ни на какую другую историческую правду здесь уже не согласятся.
Ситуацию с фильмом "Служу Советскому Союзу", который вызвал гнев самого Мединского, на первый взгляд можно считать продолжением истории с намечавшимся на 7 мая показом фильма "Четыре дня в мае". Но это только на первый взгляд. На самом деле это концептуально разные фильмы и относиться к ним нужно по-разному. Если в "Четырех днях" русский солдат - это варвар, изображенный на фоне культурных и исполненных внутреннего благородства немцев, то "Служу Советскому Союзу" безбожно идеализирует простых граждан страны, показывая, что в ней любой уголовник - истинный патриот, подготовленный не хуже Рэмбо.
По поводу "Четырех дней" я отмечал, что культ Победы в СССР, а затем в России - это прославление государства, но ни в коем случае не воина-победителя. Для того, чтобы гражданин России чувствовал свою безмерную ничтожность, государство ведет двойную пропаганду: во-первых, нам прямо или косвенно нахваливают полководческий гений Сталина-Жукова, во-вторых, показывают фильмы, дегероизирующие народ-победитель. Первый сюжет показывает зрителю, как он мелок и ничтожен, второй - то же самое.
Ситуация с "Служу Советскому Союзу" прямо противоположная - там объектом дегероизации стал не народ, а режим. Режиссер Александр Устюгов покусился на святое: на НКВД, на саму концепцию государства, охраняющего свою безопасность от нас с вами. Беда в том, что эта античеловеческая концепция имеет достаточное количество адептов среди простых граждан страны. Государственное воспитание в СССР и России слишком долго было нацелено на то, чтобы человек воспринимал нападки на поработившее его государство, как на себя лично. Утверждая, что намеченная на 22 июня демонстрация "Служу Советскому Союзу" может быть воспринята многими "как оскорбление ветеранов Великой Отечественной войны и нашей исторической памяти", Мединский ничуть не врет. Так оно и есть. Сейчас ситуация даже хуже, чем при Брежневе, когда чувство иронии спасало от воздействия государственной пропаганды. Теперь же, после 10 лет агрессивной обработки тезисами "Россия в кольце врагов", "только жесткие меры могут спасти нацию" и т.п., у нас и нападки на Берию воспримут как "оскорбление ветеранов" и "нашей исторической памяти".
... А лучше всего: не показывайте больше исторических фильмов. Вообще никаких. А показывайте по всем праздникам матч Россия - Греция. Потому что там уж точно историческая правда - не подкопаешься.
"Эхо Москвы", 20 июня 2012
http://echo.msk.ru/blog/solomatin67/900915-echo/ Станислав КУЧЕР: "Власть все чаще демонстрирует, что вправе решать, что для народа хорошо, а что плохо"
Министр культуры России Владимир Мединский обратился с открытым письмом к руководству телеканала НТВ. Глава Минкульта назвал вызовом обществу запланированный на 22 июня показ фильма "Служу Советскому Союзу". Отношения властей и искусства прокомментировал политический обозреватель "Коммерсантъ FM" Станислав КУЧЕР:
- Призыв Минкульта отменить показ фильма "Служу Советскому Союзу" как, цитата, "порочащего память советских солдат", совпал во времени с присуждением известной коммерческой премии патриарху Кириллу за, цитата, "непорочное исчезновение часов". Подробности апрельского скандала с фотографией предстоятеля то с часами фирмы Breguet, то без, можно обнаружить на просторах интернета. Представитель РПЦ Всеволод Чаплин заявил, что присуждение премии, снова цитата, "нанесло боль каждому христианину".
То, что оба этих "порочащих память" и "наносящих боль" события произошли одновременно - логично по двум причинам как минимум. Я бы с превеликим удовольствием обстебал оба. Но, учитывая и без того нервное состояние общества и отсутствие самоиронии у высших чиновников, говорить буду максимально серьезно.
Во-первых, в обоих случаях мы имеем дело с масштабными PR-акциями. Скорее всего, неосознанными, то есть не планировавшимися заранее.
Кто-кто, а профессиональный пиарщик, достойный ученик Сэма Блэка и выпускник МГИМО Владимир Мединский не может не понимать, какую дорогостоящую рекламу он сделал фильму "Служу Советскому Союзу".
Если кампанию поддержит теперь Кулистиков и снимет фильм с эфира, прокатчики обязаны будут драться за эту картину! Случись подобное, к примеру, в Штатах, я бы точно заподозрил, что все - и Мединский, и Кулистиков, и продюсер фильма, и прокатчики - участвуют в большой общей "разводке". Но, напоминаю, Россию аршином общим не измерить, а потому не сомневаюсь: все эти достойные господа действуют каждый исходя из собственных интересов и представлений как о долге, так и о прекрасном.
История с заявлением Чаплина в этом смысле не менее замечательна. Опять же, случись нечто подобное в Европе, я бы предположил, что и организаторы премии, и представители церкви, столь упорно поддерживающие интерес к теме часов, и, естественно, сама фирма Breguet заработали на очередном скандале себе на много часов вперед. Однако наших героев испорченным умам не понять - я не сомневаюсь, господин Чаплин возмутился искренне, всерьез и бесплатно.
Теперь о второй, уже совсем серьезной общей составляющей обоих событий. Власть все чаще стала показывать, что считает себя вправе решать, что для народа хорошо, а что плохо. Что ему можно смотреть, а что нет. Кто может быть для него духовным авторитетом, а кто не может. Какую историю ему стоит изучать, а какую стоит забыть. Нужно ему высшее образование или нет. О том, что лично вы думаете по поводу планов и права власти всех нас воспитывать - пишите нам на сайт и на страничку в Facebook. Мне важно знать ваше мнение, поскольку завтра утром я намерен развить тему отношений между искусством, властью и народом, которому по идее и искусство, и власть призваны служить.
"Коммерсантъ FM", 20.06.2012
http://www.kommersant.ru/doc/1962313 "Это откровенно политическая популистская акция министра культуры"
Обозреватель Ъ Арина БОРОДИНА о письме гендиректору НТВ
НТВ решает судьбу картины "Служу Советскому Союзу". Ранее министр культуры Владимир Мединский направил письмо гендиректору телекомпании Владимиру Кулистикову, в котором порекомендовал не демонстрировать фильм 22 июня. Обозреватель газеты "КоммерсантЪ" Арина БОРОДИНА прокомментировала инициативу министра:
-- В чем суть претензии господина Мединского к картине?
-- Я как раз прочла письмо Владимира Мединского. Тут буквально в пяти пунктах перечислены тезисы министра культуры. Во-первых, он пишет, что он с уважением относится к свободе творчества и не намерен вмешиваться в редакционную политику СМИ. Но, тем не менее, - я считаю, что это основной пункт, в котором министр культуры формулирует свою претензию и адресует ее каналу НТВ - он убежден, что "свобода творчества должна опираться на уважительное отношение к мнению граждан, и необходимо ответственно подходить к темам, вольная интерпретация которых может вызвать раскол в обществе".
Более того, в следующем своем пункте министр культуры Мединский уже практически дает распоряжение, поэтому он полагает, это дословный текст письма: "Полагаю неуместной демонстрацию более чем спорного фильма "Служу Советскому Союзу" 22 июня, в День памяти и скорби. Это может быть воспринято многими как оскорбление ветеранов Великой Отечественной войны и нашей исторической памяти".
Почему он так считает? Почему именно этот фильм? Что, нет других проблем у министра культуры? В общем, как всегда Владимир Мединский, на мой взгляд, конечно, занимается чистым популизмом. Обращаю внимание на то, что в письме Мединский указывает, что за два дня он получил 1996 писем против этого фильма. Ни больше и ни меньше, именно 1996. И уже в этой цифре, на мой взгляд, заложена все-таки какая-то сатирическая, если так можно сказать, гротескная информация. Они сидели в Министерстве культуры и вручную пересчитывали письма или электронные сообщения, насчитав их именно 1996 штук? И на чей адрес писали возмущенные зрители? Меня всегда в таких случаях, когда говорят о зрителях, поражает внезапно появляющаяся компьютерная грамотность у населения, которое так оперативно начинает слать письма в министерства и ведомства, вплоть до президента.
Вообще в этой ситуации есть две составляющих. Есть то, что касается именно программной политики НТВ, содержания кино, его качества, а есть и политический аспект, и то, что скрыто от глаз.
Потому что, на мой взгляд, конечно, Владимир Мединский, будучи министром культуры, совершенно спокойно мог позвонить по телефону гендиректору НТВ Владимиру Кулистикову, которого он наверняка прекрасно знает, если он так возмущен этим фильмом, у него 1996 писем от возмущенных граждан, и не выносить эту ситуацию в публичную плоскость, не писать публичных писем.
И они, Мединский и Кулистиков, спокойно могли бы договориться без публичной огласки. И Кулистиков мог снять этот фильм, мог оставить в сетке. Но это было бы скрыто от глаз или это не было бы такой явной принудительной процедурой. А сейчас Кулистиков вынужден как-то реагировать на письмо, потому что все-таки это министр культуры обращается к нему, федеральный чиновник. А ни одному руководителю, тем более руководителю крупного телеканала не понравится, когда его вынуждают к таким программным решениям -- снять фильм с эфира. Поэтому я не удивляюсь, что до сих пор пока от канала нет никакого комментария, решения по этому фильму. Анонсы его идут в эфире НТВ, а в пресс-службе мне подчеркнули и сказали, что письмо Мединского адресовано генеральному директору телекомпании, о его реакции им пока ничего неизвестно.
-- В картине-то самой действительно что-то спорное есть?
-- Вот это уже второй фильм, который у НТВ за последнее время может быть снят с эфира. Если мы вспомним, буквально накануне Дня победы снимали фильм "Четыре дня в мае". Его показ был запланирован на 7 мая. Там еще можно было как-то придраться к трактовкам. Все-таки тема войны, немецкий режиссер и автор сценария. Теоретически можно было понять мотивацию. Здесь несколько иной случай.
Сразу хочу сказать, что фильм "Служу Советскому Союзу" я не видела. Читала только анонсы, видела их в Сети и в эфире НТВ. Анонсы идут, повторюсь, до сих пор и они довольно броские. Я не думаю, что фильм какой-то такой шедевральный, думаю, что довольно типовой, средний. Но у него небанальная главная тема, вполне даже серьезная. Более того, там, действительно, играют два очень популярных артиста: Максим Аверин, он играет главного редактора, условно, газеты "Правда", и актриса Нонна Гришаева, которая играет собирательный образ и Татьяны Окуневской, и Зои Федоровой, то есть известной актрисы своего поколения, которая была арестована в конце 30-х годов и отправлена в лагерь.
Это такой гражданский союз героя Аверина и героини Гришаевой. Снят фильм по сценарию недавно ушедшего из жизни Леонида Менакера. Герой Максима Аверина после того, как на передовицы газеты "Правда" в заголовок с фамилией Сталин попала техническая ошибка, которая превратила фамилию вождя в насмешку, попадает в лагерь. Там, правда, какой-то сюжетный сумбур. Потому что с началом войны на территорию, где находится лагерь, каким-то образом проникают фашисты и предлагают политзаключенным перейти на сторону Германии, воевать против СССР. Но политзаключенные и уголовники принимают бой, сражаются с немцами, я очень коротко рассказываю сюжетную фабулу, и они одерживают в итоге победят фашистов.
Надо сказать, что сюжет фильма говорит о том, что все лагерное начальство с началом войны сбегает из лагеря, испугавшись немцев, и заключенные остаются одни. И вот когда эти политические заключенные и просто уголовники одерживают победу и когда начальство возвращается в лагерь, оно расстреливает всех этих сидящих в лагере, победивших фашистов. А актрису, подругу жизни героя Максима Аверина, которую играет Гришаева, ее тоже по приказу Берии расстреливают, потому что она в свое время Берии отказала и за это попала тоже в лагерь. Примерно такой контекст сюжета.
Как я понимаю, если возвращаться к письму Мединского и тому, что его возмущает в фильме и авторов тех самых 1996 писем, это как раз финал. По версии министра культуры, историю искажает то, что представители НКВД не могли расстрелять в лагере тех людей, которые победили фашистов во время войны. И что по приказу Берии тоже никого не могли расстрелять лишь за то, что ему отказала женщина. А так, как мы знаем из истории, уже бывало. Это непопулярные темы и трактовки, но так было.
Это вообще уже какой-то бред, что министра культуры это возмущает. Почему Владимир Мединский считает, что так быть не могло? Почему министр культуры считает, что может быть только его личная трактовка исторических событий? Почему нельзя показывать в эфире канала то, что ему не нравится? Это всего лишь кино. Оно имеет право быть. Но меня, конечно, больше всего смущает то, что это откровенно политическая популистская акция министра культуры. Вместо того, чтобы заниматься какими-то насущными проблемами культуры, господин Мединский пишет открытые письма на каналы.
-- Как вы думаете, пойдет Кулистиков все-таки навстречу?
-- А вот это для меня будет самым любопытным. Поэтому я и говорю, что здесь создан такой прецедент: снимет канал НТВ этот фильм с эфира или нет. Я думаю, что мы это узнаем в ближайшие день-два. Скорее всего, завтра. Если его снимут, значит, Кулистиков принял к рассмотрению это письмо Мединского и с ним согласился. А если нет, то это некий вызов канала, в том числе и на реакцию федерального чиновника, и демонстрация того, что у нас свобода слова в стране, что мы и сами принимаем такую редакционно-программную политику, пусть зритель сам судит, эти фильмы смотрит и решает, было так или нет.
Я, кстати, замечу, что 22 июня на НТВ вечером, уже после показа этого фильма "Служу Советскому Союзу", будет показан повторно документальный фильм Алексея Пивоварова, посвященный как раз началу войны. Поэтому, в этом смысле канал НТВ вполне сбалансированно, на мой взгляд, а я наблюдаю за телевидением не первый год, подошел к программированию эфира 22 июня.
Лишний раз создается просто ажитация на пустом месте. Я не думаю, что так уж много бы людей этот фильм на НТВ стало смотреть. А теперь, если его оставят в сетке, будут смотреть гораздо больше, именно благодаря этому письму Владимира Мединского.
"Коммерсантъ FM", 19.06.2012
http://www.kommersant.ru/doc/1962049 "Это абсолютно спланированная атака"
Обозреватель газеты "Коммерсантъ" Арина БОРОДИНА подверглась травле после комментария о министре культуры. Ей на почту стали приходить сотни писем с оскорблениями.
Во вторник Бородина в эфире "Коммерсантъ FM" выразила свое мнение об инициативе нового министра культуры убрать из эфира НТВ 22 июня фильм "Служу Советскому Союзу".
- Как вообще все это происходило, что это за письма, как все это началось?
- Вы совершенно правильно сказали, вчера у нас в час дня был прямой эфир на "Коммерсантъ FM", потом чуть позже на сайте появилась расшифровка этого эфира, и вдруг в 19.05 (я просто теперь это время запомнила) мне стали приходить письма с сервера "Коммерсанта" на страницу авторов (есть такая функция), и письма сразу попадали в мою электронную рабочую почту. Но сразу хочу сказать, что сейчас они уже просто приходят на рабочую почту, напрямую. В общей сложности, начиная с 19.00 и на сегодняшний момент, я получила более 200 писем, и практически все они написаны как под копирку. И они по-прежнему продолжают приходить на мой адрес с интервалом от 3-х до 2-х минут. Перерыв был только ночью, на два часа. А так, идут потоком.
В каждом письме авторы подписаны, есть имена и фамилии, хотя, в общем, у меня большие сомнения в подлинности авторов и их наличии. Они "говорят", пишут в своих письмах о том, что я в своем выступлении на радио подвергла сомнению факт того, что Мединскому в Министерство культуры пришло 1996 писем (об этом министр написал в открытом письме Кулистикову), и о том, что меня смущает такая повальная внезапная компьютерная грамотность населения, которое вдруг в едином порыве начинает писать в министерство, а иногда даже и президенту. Но я действительно не верю в этот массовый порыв и, конечно, считаю, по-прежнему, что письмо Мединского - это абсолютный популизм.
- А тут вы думаете, это такое доказательство, что вот, мол, умеем?
- Да, я думаю, что теперь, пока они не пришлют мне все эти 1996 писем, эти люди не остановятся. Письма приходят, я подчеркиваю, с интервалом в одну-две-три, максимум пять минут. Они приходили даже всю ночь, и наш компьютерный отдел говорит, что, к сожалению, это сейчас никак нельзя остановить, это так называемые спам-атаки. Эти люди, которые шлют мне письма на рабочую почту, или робот, или компьютер, они хотят убедить меня в том, что они есть, что они писали Мединскому, что они протестуют против показа этого фильма.
А ведь вместе с тем, в каждом письме эти "высококультурные" адресаты, кроме того, что они пытаются убедить меня в том, что 1996 писем было (у некоторых из этих писем так и в разделе "тема" забита цифра 1996) мне просто хамят, оскорбляют, говорят, что мне надо любить Родину и что Сталин сделал много хорошего для страны, пишут про "чемодан, вокзал, Ницца" (хорошо хоть, что уже не Израиль) и все напирают именно на то, что они были авторами писем в поддержку Мединского, очень его горячо поддерживают и говорят, что это замечательный министр культуры.
- А вы не пробовали погуглить кого-нибудь, поискать из подписантов?
- Нет, что вы. Зачем мне это делать? Смысл? К счастью, никто из них не подписывается, что это ветераны Великой Отечественной войны. Но адресаты пишут мне о том, что я просто бездушная. Я не рискну повторить в эфире некоторые слова, которые присылают мне в этих письмах, но в основном это люди, которых явно на это дело как-то "подсадили". Чувствуется, что рука у них набита. Чувствуется стилистика партийного прошлого и настоящего нынешнего министра культуры. Меня просто поражают такие технологии, поражает эта реакция, я на себе впервые такое испытала. Это реакция на то, как выступил федеральный чиновник - министр культуры Владимир Мединский. Конечно, у меня нет никаких доказательств того, что эта акция спланирована именно им. Но совпадения, конечно, обращают на себя внимание, что это связано именно с его письмом открытым. И потом, так же не бывает. Ровно в 19.00, как по команде, с короткими интервалами начинают сыпаться совершенно одинаковые по смыслу и стилистике письма. Оскорбительные абсолютно. Как под копирку написанные, где в центре письма только то, что я поставила под сомнение механизм отправки писем на имя министра и само наличие такого факта.
- Вы будете что-то предпринимать? Что-то делать дальше?
- А что я могу предпринимать? Вот коллеги с "Эха Москвы" тоже ко мне обратились, я сказала, что подожду, когда закончатся эти 1996 писем - наверняка придет именно столько, - тогда посмотрим. Но я знаю, что наш главный редактор в курсе, ему об этом мои коллеги сказали. Я написала об этом на Facebook. Но говорить о случайностях таких акций я не могу, потому что это абсолютно спланированная специфическая такая атака на меня.
- А вот доказать это можно? Вообще существуют какие-то механизмы?
- Если просто привести все эти почти 200 писем, которые находятся в моем почтовом ящике (но их с каждой минутой все больше) их содержание говорит само за себя. Я перестала их стирать, пусть будут, как доказательства. Очевидно, что это делается, повторюсь, из одного центра. И наверное, управляется каким-то одним человеком, потому что стилистика и содержание каждого письма, что называется, однокоренные. Кем-то была дана отмашка. Это отмашка исправно выполняется. Там оспаривается именно факт того, что я говорю, что такого быть не может. А мне пытаются доказать, что все эти люди возмущены были этим фильмом. Уже про фильм этот никто не вспоминает, а пишут мне только про то, что я просто не люблю Родину, что я плохой и продажный журналист, и про то, что я подвергаю сомнению то, что люди могут писать замечательному министру культуры Владимиру Мединскому. А что еще?
Здесь юридически, наверное, это никак не подвергается контролю, потому что с точки зрения каких-то компьютерных технологий, как мне сказали наши коллеги из IT-отдела, к сожалению, это невозможно проверить. Я должна только, как мне сказали, набраться терпения. Но пока письма по-прежнему продолжают сыпаться на мой рабочий адрес, и это, конечно, просто неприятно. Как будто к тебе пришли и вторглись в твое личное пространство.
"Коммерсантъ FM", 20.06.2012
http://www.kommersant.ru/doc/1962636 Окончание:
http://loxovo.livejournal.com/3692069.html