Владислав ИНОЗЕМЦЕВ: Девальвация Российской Федерации

Jun 08, 2012 01:15

Власть опускает рубль ради «стабильности»
Недавно министр финансов России Антон Силуанов открыто заявил, что некоторые расходы бюджета на 2012 год могут быть пересмотрены в сторону понижения. Слово «секвестр», о котором не вспоминали с тех пор, как такую операцию провернул в 1998 году «лучший министр финансов стран Восточной Европы» по номинации Всемирного банка Анатолий Чубайс, снова стало встречаться в разговорах экспертов.
Конечно, сейчас не 1998 год. И даже не 2008-й. Государство собирает намного больше налогов и делает это несравненно лучше. Сейчас даже трудно себе представить, что все доходы, которые планировалось собрать в 1998 году, составляли 367,5 млрд рублей ($61 млрд по среднему курсу за первую половину 1998 года), а собрали и того меньше. «Планка» же на текущий год задана на уровне 11,8 трлн рублей ($376 млрд по курсу на 1 января 2012 года). Однако секвестр - это понятие, относящееся не к доходам, а к расходам, - и вот тут далеко не все в стране обстоит благополучно.
За последние годы бюджетные расходы стремительно росли - причем быстрее всего по вполне предсказуемым статьям. Самые значительные прибавки из федерального бюджета получили оборонное ведомство (прирост на 893 млрд рублей, или на 93%, за 2008-2012 годы) и правоохранительные органы (+1,05 трлн рублей, или в 2,35 раза), а также отечественная бюрократия. Кроме того, власти проявили значительную заботу о малообеспеченных гражданах, уверенно повышая уровень пенсий, пособий и социальных выплат. В результате только эти виды выплат обеспечили в 2011 году 18,2% всех доходов населения. Партнер компании ФБК Игорь НИКОЛАЕВ отмечает, что данный уровень превышает самый высокий показатель времен иждивенческой советской экономики (16,4% в 1991 году). При этом 67,1% доходов приходятся на фонд оплаты труда - и в этой доле от 20 до 25 процентных пунктов обеспечены зарплатами госслужащих и бюджетников.
Таким образом, оказывается, что В ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ ОКОЛО 35% ВСЕХ РАСХОДОВ - ЭТО РАСХОДЫ НА НУЖДЫ ПУТИНСКИХ ЛОЯЛИСТОВ (ВОЕННЫХ, «ПРАВООХРАНИТЕЛЕЙ» И ЧИНОВНИКОВ), А В ДОХОДАХ ГРАЖДАН НЕ МЕНЕЕ 40% - ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЙ ИЛИ ИНЫХ ДОХОДОВ, ПОСТУПАЮЩИХ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОТ ГОСУДАРСТВА. Эти расходы вряд ли могут быть урезаны: офицеру трудно объяснить, почему его зарплата, за повышение которой он голосовал 4 марта, сейчас должна сократиться, а пенсионерке - почему ей придется получать меньшую пенсию (особенно сложно это станет после 1 июля, когда резко поднимутся цены на газ, бензин и услуги ЖКХ, «замороженные» с начала года). Таким образом, возможности классического секвестра сейчас политически ограничены. Даже если принести в жертву все правительство во главе с Дмитрием Медведевым, народ все равно «не поймет».
Однако деньги не появляются из ниоткуда. В 2008 году среднегодовая цена российской нефти составляла $94,6/баррель. В 2011-м - $109,3/баррель. На прошлой неделе она опустилась ниже $100/баррель. При этом доходы бюджета-2012 превышают доходы бюджета-2008 в 1,32 раза. Согласно пояснительной записке к Закону о бюджете 2012 года, нефтегазовый дефицит бюджета России (то есть дефицит, который образовался бы в случае непоступления налогов и пошлин от экспорта углеводородов) составит 11,1% ВВП. Для сравнения: дефицит бюджета постоянно печатающих доллары Соединенных Штатов запланирован в размере 8,5% ВВП. Если уж Россия - это «энергетическая сверхдержава», было бы логично повышать бюджетные расходы хотя бы пропорционально росту нефтяных цен, но не в несколько раз быстрее. Но это только в теории - на практике все иначе. Денег для поддержания стабильности нужно намного больше, чем это предполагалось еще год или два тому назад.
Но ситуация на внешних рынках ухудшается, и это требует от правительства решительных действий. Собственно говоря, именно их мы и видим в последние дни. Цена на нефть Urals на мировом рынке за май снизилась с $113,1 до $98,7/баррель, или на 12,7%, а доллар в России за тот же срок подорожал с 29,5 руб./$ до 33,9 руб./$, или на 14,9%. Эксперты Минфина подчеркивают, что снижение цены нефти на $1/баррель лишает российский бюджет 55 млрд рублей. Однако повышение курса доллара на 1 руб./$ дает ему прибавку приблизительно в 170 млрд рублей (расчет тут довольно простой - правительство указывает сумму «нефтегазовых доходов» в бюджете-2012 в 5,57 трлн рублей; доходы эти поступают в долларовой форме, а рост курса доллара на 1 рубль означает увеличение поступающей массы рублей почти на 3%).
Таким образом, прямые потери бюджета при неизменном курсе составили бы около 800 млрд рублей, но снижение курса рубля скомпенсировало большую часть этой суммы (720-750 млрд рублей). Совпадение, на мой взгляд, слишком точное, чтобы быть случайным, - тем более с учетом того, что власти не устают повторять, что ситуация на валютном рынке находится под контролем, опасений у правительства и ЦБ не вызывает и к дестабилизации экономики не приведет. Особенно должно радовать нашу политическую элиту то, что данный тренд развивается на фоне проблем в зоне евро, и потому может быть почти идеально замаскирован под «следствие глобального финансового кризиса», который сейчас-де «вступает в свою новую стадию».
Происходящее в последние дни - подтверждение возросшего профессионализма (и в этих словах нет никакой иронии) российских властей. Они понимают, что бюджет и его выполнение прочно связаны с состоянием мировых рынков, угроза обвала на которых в сложившейся ситуации вполне реальна. Они также отдают себе отчет в том, что население во все большей степени сидит на государственной «игле»: сейчас не только доля пенсий и пособий в доходах (18,2%) достигла исторического максимума, но и доля доходов от предпринимательской деятельности (9,7%) - минимального значения за постсоветский период. Поэтому секвестр по-чубайсовски сейчас невозможен - тем более, что в обществе давно уже нет никаких внесистемных сил, на которые можно было бы свалить ответственность за происшедшее. Однако остается другая опция: постепенная девальвация рубля - причем не для раскручивания инфляции (она в условиях стагнирующего производства и сложностей со сбытом не проявится слишком быстро), а для увеличения рублевой массы бюджетных доходов. ЕСЛИ НЕФТЬ НЕ ХОЧЕТ ДОРОЖАТЬ В ДОЛЛАРАХ, ОНА ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ НЕ ДОЛЖНА ДЕШЕВЕТЬ В РУБЛЯХ - ВОТ ПРИНЦИП, КОТОРЫЙ ИСПОВЕДУЕТ ВЛАСТЬ. И если добиться первого она не в состоянии никакими своими внешнеполитическими кульбитами, то обеспечить последнее может практически без труда. Что, собственно, уже делает.
Владислав ИНОЗЕМЦЕВ - доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества, издатель и главный редактор журнала «Свободная мысль», профессор Высшей школы экономики

Московский Комсомолец № 25955 от 4 июня 2012 г.
http://www.mk.ru/economics/article/2012/06/03/710813-devalvatsiya-rossiyskoy-federatsii.html
Примечание: выделение ПРОПИСНЫМИ - моё.

деньги, власть, Иноземцев, финансы, бюджет

Previous post Next post
Up